Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2014 г. N АКПИ14-249
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре Калугине Н.А.
с участием прокурора Степановой Л.E.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Юганскводоканал" о признании частично недействующим пункта 2 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установил:
пункт 2 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила), предусматривает требования к качеству коммунальной услуги по холодному водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), а также устанавливает, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается; при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
ОАО "Юганскводоканал" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения, в той мере, в какой данная норма допускает возможность снижения платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от ее оплаты при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации, санитарных норм и правил вследствие отсутствия у исполнителя услуг технической возможности для обеспечения соблюдения этих требований и когда вызванное указанными причинами снижение качества питьевой воды уже учтено при установлении соответствующего тарифа. Заявитель полагает, что оспариваемая норма противоречит пунктам 4 и 6 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон) и позволяет потребителю пользоваться коммунальной услугой без оплаты.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемый в части нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.
Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
Выслушав объяснения представителей Минстроя России Непомнящего А.Ю., Будницкого Д.М., Дулахаевой Э.Б., оценив оспариваемый в части нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Правительство Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации приняло оспариваемые в части Правила. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 22, и в "Российской газете", 2011 г., 1 июня.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. Пункт 2 этой статьи предусматривает, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105).
В соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - услуги ненадлежащего качества), изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, изменение размера платы за коммунальные услуги предусмотрено федеральным законодателем в качестве последствия предоставления услуг ненадлежащего качества, которое определяется в порядке, реализованном Правительством Российской Федерации в оспариваемых Правилах.
Оспариваемое нормативное положение, предписывающее при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании снижать размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил, основано на приведенных законоположениях и действующему законодательству не противоречит.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая норма не подлежит применению в случае, когда снижение качества питьевой воды вызвано отсутствием у исполнителя услуг технической возможности обеспечить надлежащее качество питьевой воды, и это учтено при утверждении соответствующего дифференцированного (пониженного) тарифа, необоснованны.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19).
Из приведенных законоположений следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, не допуская снижения ее качества и показателей безопасности.
Случаи, когда допускается отклонение качества питьевой воды от установленных требований и пределы несоответствия качества подаваемой воды предусмотрены Федеральным законом, согласно части 1 статьи 23 которого, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 этого Федерального закона.
В соответствии с частью 9 статьи 23 и частью 7 статьи 8 Федерального закона на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды; в случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Согласно подпункту "в" пункта 10 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, тарифы в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно, в том числе с учетом параметров соответствия качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.
При этом данное предписание Основ ценообразования подлежит применению с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 23 Федерального закона о том, что план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы и пункта 1 части 1 статьи 32 этого закона, согласно которой расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной методом экономически обоснованных расходов с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.
Таким образом, установление дифференцированного (пониженного) тарифа на водоснабжение возможно только как временная мера, на период до утверждения плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в составе инвестиционной программы. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, в случае нарушения которых снижение размера платы за коммунальные услуги должно осуществляться в соответствии с предписаниями оспариваемого пункта Правил.
В период действия указанного плана расчет тарифов осуществляется исходя из величины валовой выручки, рассчитанной с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных программ.
При этом в соответствии с пунктом 105 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, в период реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с нормативными требованиями дифференциация тарифов по качеству воды не применяется.
Утверждения заявителя о том, что при отсутствии технологического оборудования, необходимого для полного цикла очистки холодной воды, тариф утверждается с учетом ненадлежащего качества независимо от наличия плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями, фактически сводятся к оспариванию утвержденного для заявителя тарифа на коммунальную услугу по холодному водоснабжению, что не может быть осуществлено в порядке абстрактного нормоконтроля.
Пункт 2 приложения N 1 к Правилам в оспариваемой части направлен на защиту права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества в случае, когда исполнителем услуг допускается несоответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в том числе и в случае, когда такое несоответствие учтено при установлении соответствующего тарифа, что не может рассматриваться как нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм пунктам 4 и 6 части 2 статьи 3 Федерального закона, устанавливающим среди общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов и обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, являются несостоятельными, поскольку указанные нормы закона не регулируют вопросы, касающиеся снижения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении таких услуг ненадлежащего качества.
С учетом изложенного пункт 2 приложения N 1 к Правилам в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Юганскводоканал" о признании частично недействующим пункта 2 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались положения, закрепляющие требования к качеству коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
Так, состав и свойства холодной воды должны постоянно соответствовать требованиям законодательства о техрегулировании.
Отклонение таких показателей не допускается. В противном случае размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период, снижается на величину, исчисленную суммарно за каждый день предоставления услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний счетчиков).
По мнению заявителя, эти положения незаконны в той мере, в какой позволяют при упомянутом несоответствии снижать плату за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения от ее внесения.
Тем самым нормы позволяют потребителю пользоваться услугой без ее оплаты.
Отклоняя такие доводы, ВС РФ указал следующее.
Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения закрепляет, что организации, осуществляющие водоснабжение, обязаны обеспечить соответствие качества воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соответственно, подобная организация обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, не допуская снижения ее качества и показателей.
По закону допускается несоответствие качества питьевой воды установленным требованиям (кроме ее безопасности).
Такое допускается только на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривают, что тарифы могут устанавливаться по методическим указаниям дифференцированно, в т. ч. с учетом параметров соответствия качества воды установленным требованиям.
Таким образом, дифференцированный (пониженный) тариф на водоснабжение может устанавливаться только как временная мера.
Данная мера вводится на период до утверждения плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
На указанный срок допускается несоответствие качества воды требованиям (не касается безопасности).
При этом в период реализации таких планов дифференциация тарифов по качеству воды не применяется.
Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2014 г. N АКПИ14-249
Текст решения официально опубликован не был