Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2014 г. N 58-АПГ14-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 26 декабря 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края о признании противоречащим законодательству и недействующим абзаца 4 пункта 5.2 раздела 5 приложения к Закону Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" (в редакции Закона края от 26 июня 2013 года N 287 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных") в части слов "в течение 12 дней".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей Законодательной Думы Хабаровского края Курашкина М.С. и Ширяевой А.В., возражавших против доводов апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., поддержавшего доводы апелляционного представления и полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
23 ноября 2011 года Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных". В названный Закон Законом Хабаровского края от 26 июня 2013 года N 287 внесены изменения.
Приложением к Закону является Методика расчета нормативов для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, разделом 5 которой в редакции Закона Хабаровского края от 26 июня 2013 года N 287 определен расчет нормативов по регулированию численности безнадзорных животных в организациях i-го муниципального образования.
Пункт 5.2 раздела 5 Методики предусматривает, что норматив финансовых затрат по содержанию, обеспечению идентификации и учету одной головы отловленного безнадзорного животного в i-м муниципальном образовании (N_Ni2сод/учет) определяется по формуле N_i2сод/учет = N_хоз/корм + N_расх.мат, где N_хоз/корм - затраты i-го муниципального образования на приобретение хозяйственного инвентаря, уход за одной головой отловленного безнадзорного животного в течение 12 дней, рассчитанные в среднем по краю по данным мониторинга за год, предшествующий расчетному периоду, и на кормление одной головы отловленного безнадзорного животного в течение 12 дней, рассчитанные в среднем по i-му муниципальному образованию по данным мониторинга за год, предшествующий расчетному периоду (абзац 4); N_расх.мат - затраты i-го муниципального образования на приобретение средств обеспечения идентификации одной головы отловленного безнадзорного животного согласно перечню, установленному Правительством края, и на оплату ветеринарных услуг, рассчитанные по данным мониторинга за год, предшествующий расчетному периоду, в среднем по краю (абзац 5).
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим абзаца 4 пункта 5.2 раздела 5 приложения к Закону края от 23 ноября 2011 года N 146 (в редакции Закона края от 26 июня 2013 года N 287) в части слов "в течение 12 дней", дважды содержащихся в оспариваемой норме, полагая, что норма не отвечает требованиям ясности правового регулирования, противоречит положениям пункта 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных". 13. Бешенство, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года N 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 года N 23, пункта 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 года N 54.
Решением Хабаровского краевого суда от 26 декабря 2013 года в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурора Хабаровского края ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктами "б", "ж", "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ, статьей 2 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, ветеринарное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона РФ "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3, в том числе в подпункте 49, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Проанализировав приведенные нормы федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также наделять названными полномочиями органы местного самоуправления.
Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий.
Статья 6 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных" предусматривает, что финансовое обеспечение названных государственных полномочий края осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета. Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий края, определяется на основании методики согласно приложению к настоящему Закону.
Согласно оспариваемому прокурором пункту 5.2 Методики расчета нормативов для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, являющейся приложением к Закону Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146, норматив финансовых затрат по содержанию, обеспечению идентификации и учету одной головы отловленного безнадзорного животного в i-м муниципальном образовании определяется, в том числе, исходя из затрат муниципального образования на приобретение хозяйственного инвентаря, уход за одной головой отловленного безнадзорного животного в течение 12 дней и на кормление одной головы отловленного безнадзорного животного в течение 12 дней.
Разрешая заявление прокурора, суд обоснованно, по мнению Судебной коллегии, не согласился с его доводами о противоречии оспариваемой нормы пункту 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных". 13. Бешенство и пункту 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей".
Пункт 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 предусматривает, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
Согласно пункту 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных приемниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что приведенные нормы не устанавливают срока содержания безнадзорных животных в специальных приемниках, исходя из положений пунктов 4.2 Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, пунктов 7.2, 8.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, предусматривающих, что животное, покусавшее человека или другое животное (кроме явно больного бешенством), подлежит доставке в ветеринарное лечебное учреждение для осмотра и карантирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней, по истечении которых (если животное не погибло и не заболело) оно подлежит вакцинации, идентификации и учету, суд сделал правильный вывод о том, что требования к сроку содержания безнадзорных животных в специальных приемниках устанавливаются в той мере, в какой это необходимо для проведения ветеринарных обследований, вакцинации, идентификации и учета безнадзорных животных.
Установив, что общий срок таковых мероприятий, во время проведения которых осуществляется уход за безнадзорными животными и их кормление, объективно не превышает 12 дней, суд обоснованно не усмотрел оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству.
В обоснование своего довода о существовании заболеваний, которые не могут быть излечены в течение 12-дневного срока, прокурор сослался лишь на нормы законодательства, регулирующие вопросы профилактики и борьбы с заразными болезнями, общими для человека и животных - бешенства.
Между тем, бешенство - острая вирусная болезнь животных и человека, характеризующаяся абсолютной летальностью (пункт 3.1 Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96). При наличии признаков заболевания бешенством безнадзорное животное подлежит эвтаназии, что следует из постановления Правительства Хабаровского края от 5 ноября 2013 года N 376-пр.
Поскольку Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 принят в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации (Хабаровского края) по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и не касается вопросов регулирования численности безнадзорных животных (проводится путем их содержания в специальных питомниках), нельзя согласиться с доводом прокурора о наличии основания для признания оспариваемой нормы Закона недействующей в связи с тем, что она не позволяет регулировать численность безнадзорных животных.
Статьей 2 оспариваемого Закона определены мероприятия, посредством организации проведения которых осуществляется реализация названных полномочий Хабаровского края органами местного самоуправления. К их числу отнесены отлов безнадзорных животных, их содержание, обеспечение идентификации, учет, транспортировка, эвтаназия в случаях, установленных Правительством края, и утилизация трупов таких животных. Регулирование численности безнадзорных животных к числу таковых мероприятий не отнесено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Статьей 2 оспариваемого Закона" имеется в виду "Частью 2 статьи 1 оспариваемого Закона"
По мнению Судебной коллегии, содержание оспариваемой нормы является определенным: она предусматривает затраты муниципального образования на приобретение хозяйственного инвентаря, уход за одной головой отловленного безнадзорного животного в течение 12 дней и на кормление одной головы отловленного безнадзорного животного в течение 12 дней. Ею не определяются действия муниципального образования в отношении отловленных безнадзорных животных по истечении того периода, на который муниципальному образованию выделены денежные средства для осуществления государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Полагая, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.
Доводы апелляционного представления прокурора аналогичны заявлявшимся прокурором при обращении в суд. Эти доводы получили оценку суда, которую Судебная коллегия считает правильной.
Доводов, являющихся основаниями к отмене решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, апелляционное представление не содержит, поэтому по его доводам решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2014 г. N 58-АПГ14-4
Текст определения официально опубликован не был