Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. N 15725/13
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Слесарева В.Л.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бациева В.В., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Павловой Н.В., Першутова А.Г., Разумова И.В., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "АНРОСКРЫМ" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2013 по делу N А32-7433/2012, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - закрытого акционерного общества "АНРОСКРЫМ" (ответчика) - Огузйер А.В., Сас Я.О., Усенко А.В.;
от федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала (истца) - Рудакова С.В., Турченков А.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Павловой Н.В., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала (далее - предприятие) владеет на праве хозяйственного ведения причальным сооружением - пирсом N 6, расположенным в порту Кавказ (Темрюкский район Краснодарского края; далее - пирс), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.09.2011 23 АК N 084968, выданным на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 N 1124-р "О передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт".
Предприятие, ссылаясь на то, что закрытое акционерное общество "АНРОСКРЫМ" (далее - общество) в период навигации с 17.06.2010 по 31.12.2011 пользовалось пирсом для осуществления своей хозяйственно-экономической деятельности (совершения перегрузочных операций с морских и иных судов), обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с общества 10039113 рублей неосновательного обогащения за фактическое пользование пирсом в упомянутый период и 1 256 004 рублей 58 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за тот же период.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство морского и речного транспорта и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2013 иск удовлетворен в части: с общества в пользу предприятия взыскано 10 039 113 рублей неосновательного обогащения, 1233695 рублей 44 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами и 79316 рублей 64 копейки расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 09.09.2013 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, существенное нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель обосновывает свои требования следующими доводами: суды не исследовали обстоятельства использования пирса; предприятие не представило доказательств использования обществом пирса для перевалки грузов; декларация о годности гидротехнического сооружения к эксплуатации, письмо капитана порта и иные документы, приложенные истцом, не содержат сведений об обстоятельствах пользования пирсом и не могут быть положены в основу взыскания неосновательного обогащения; суды не приняли во внимание, что общество исполняло обязательство по швартовке судов во исполнение агентских договоров, заключенных им с судовладельцами, в то время как само общество судовладельцем не является, то есть пирс фактически использовался судовладельцами, а не их агентом (обществом); расчет неосновательного обогащения произведен судами на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущественного права пользования, тогда как его необходимо производить исходя из причального сбора, а поскольку причальный сбор в порту Кавказ не установлен, то отсутствуют основания для взыскания задолженности; суды неправомерно сослались на статью 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), поскольку в рассматриваемом деле подлежит применению статья 19 указанного Закона.
В отзыве на заявление предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Законом о морских портах пользование объектами инфраструктуры морского порта в Российской Федерации может осуществляться, во-первых, при получении судовладельцами услуг с использованием таких объектов в морских портах (статья 19), во-вторых, при пользовании объектами инфраструктуры морского порта на праве аренды (статья 31).
Предприятие заявило иск о взыскании неосновательного обогащения, возникшего, по его мнению, в результате фактического использования обществом инфраструктуры порта (пирса) на условиях аренды в целях осуществления погрузочно-разгрузочных работ на морских судах при отсутствии между сторонами надлежащим образом заключенного договора аренды. При этом сумма взыскиваемого неосновательного обогащения определена истцом исходя из исключительного и постоянного владения ответчиком пирсом в течение всего спорного периода, а не из времени пользования пирсом, затраченного на погрузочно-разгрузочные работы на конкретных судах, швартовавшихся в спорный период у пирса, то есть без определения фактического времени пользования пирсом обществом в целях извлечения прибыли при оказании им услуг конкретным судовладельцам.
Между тем в торговом мореплавании в целях экономической обоснованности деятельности участников таких отношений, рентабельности и доступности проводимых операций расчеты за услуги определяются исходя из времени, затраченного на оказание услуг конкретному судну (его швартовки, обработки, простоя и т.д.). Таким образом обеспечивается юридический баланс прав сторон и баланс их экономических интересов. Юридическая конструкция договора аренды также направлена на обеспечение этого баланса, поскольку разделяет аренду на условиях временного владения и пользования или только временного пользования.
Доказательств передачи во временное владение обществу пирса, получения им временного владения пирсом по иным основаниям, а следовательно в рамках отношений по торговому мореплаванию приобретения обществом статуса владельца инфраструктуры морского порта применительно к пирсу (что позволяло бы ему в отношениях с третьими лицами выступать как такой субъект) судами не установлено. Ввиду изложенного взыскание неосновательного обогащения с общества на основании того, что оно владело и пользовалось пирсом на постоянной основе в течение всего спорного периода, без учета конкретного времени пользования в рамках состоявшихся в этот период судозаходов, нарушает баланс интересов сторон.
Обеспечить упомянутый баланс в условиях, когда истцом не представлены доказательства передачи имущества во владение ответчику и при обосновании неосновательного обогащения ответчика исходя из использования последним пирса при оказании услуг судовладельцам, позволил бы расчет неосновательного обогащения исходя из принятого в торговом мореплавании принципа оказания услуг в рамках конкретного судозахода, то есть применительно к конкретному судну.
При таком подходе учитывается баланс интересов всех участников подобных отношений в рамках торгового мореплавания - как владельца инфраструктуры морского порта, так и фактического пользователя, а также судовладельцев и потребителей их услуг, на которых в конечном итоге возлагается экономическое бремя оплаты услуг в порту и которые заинтересованы в их доступности и экономической обоснованности.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также баланс прав сторон спора и интересы неопределенного круга лиц.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2013 по делу N А32-7433/2012, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 по тому же делу отменить.
В иске федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала отказать.
Председательствующий |
В.Л. Слесарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Истец просил взыскать с ответчика, который в отсутствие договора аренды использовал инфраструктуру порта (пирс) для загрузки-разгрузки морских судов, неосновательное обогащение и проценты за пользование чужими денежными средствами. Требования были частично удовлетворены.
Но Президиум ВАС РФ отменил состоявшиеся судебные акты и отказал в иске ввиду следующего.
Сумма неосновательного обогащения рассчитана истцом исходя из исключительного и постоянного владения ответчиком пирсом в течение всего спорного периода.
Между тем в торговом мореплавании расчеты за услуги производятся исходя из времени, затраченного на оказание услуг конкретному судну. Этим обеспечивается юридический баланс прав сторон и баланс их экономических интересов.
Доказательств того, что пирс передан во временное владение ответчику, что последний получил временное владение пирсом по иным основаниям, не установлено. Следовательно, не доказано приобретение ответчиком статуса владельца инфраструктуры морского порта применительно к пирсу (что позволяло бы ему в отношениях с третьими лицами выступать в качестве такого субъекта). Поэтому взыскание неосновательного обогащения на основании того, что ответчик владел и пользовался пирсом на постоянной основе в течение всего спорного периода, без учета конкретного времени пользования в рамках состоявшихся в этот период судозаходов, нарушает баланс интересов сторон.
В подобных условиях упомянутый баланс будет обеспечен, если рассчитывать неосновательное обогащение исходя из принципа оказания услуг в рамках конкретного судозахода, т. е. применительно к конкретному судну. При таком подходе учитывается баланс интересов всех участников подобных отношений в рамках торгового мореплавания - владельца инфраструктуры морского порта, фактического пользователя, а также судовладельцев и потребителей их услуг.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. N 15725/13
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2014 г., N 8
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 28.06.2014
Номер дела в первой инстанции: А32-7433/2012
Истец: ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Росморпорт" в лице Азово-Черноморского бассенового филиала, ФГУП Росморпорт в лице Азово-Черноморского бассейнового филиала
Ответчик: ЗАО "Анроскрым", ОАО "Анроскрым"
Третье лицо: ОАО РЖД, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ ФАУГИ по КК, ФАУГИ, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Югтранс терминал лтд
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21525/14
15.04.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 15725/13
24.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15725/13
21.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15725/13
24.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15725/13
09.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4534/13
14.05.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5193/13
13.02.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7433/12