Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N 57-АПГ14-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко, Е.В. Горчаковой
при секретаре Д.Г. Акулове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Белгородской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области N 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" (в редакции Закона Белгородской области N 189 от 05.04.2013 года) по апелляционному представлению прокурора Белгородской области на решение Белгородского областного суда от 24 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям Белгородской областной Думы И.Н. Коровянской и Губернатора Белгородской области, возражавших против удовлетворения апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Белгородской областной Думой 27 октября 2011 года принят Закон Белгородской области N 74 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям", который 8 ноября 2011 года подписан Губернатором Белгородской области и официально опубликован в газете "Белгородские Известия" 12 ноября 2011 года.
Прокурор Белгородской области обратился в областной суд с заявлением об оспаривании п. 3 ч. 2 ст. 3 названного Закона, которым определены условия, при наличии которых у граждан, имеющих трех и более детей, возникает право на однократное приобретение бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на территории Белгородской области для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что оспариваемая норма противоречит положениям части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права многодетных семей на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Представитель Белгородской областной Думы - Коровянская И.Н., представитель Губернатора Белгородской области - Попова И.В. просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Белгородского областного суда от 24 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Белгородской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с подпунктами "в", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктами "в", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации" имеется в виду "подпунктами "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации"
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 которой предоставление таких земельных участков в собственность осуществляется за плату.
В связи с принятием Федерального закона от 14 июня 2011 года N 138-ФЗ статья 28 Земельного Кодекса РФ дополнена абзацем в пункте 2, согласно которому предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли законодателю субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым в настоящем деле п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Белгородской области N 74 от 08.11.2011 года "О предоставлении земельных участков многодетным семьям" предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, на однократное приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на территории Белгородской области при одновременном соблюдении условий, одним из которых установлено, если ранее члены многодетной семьи не приобретали в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) у организации, учредителем (участником, акционером) которой является Белгородская область или муниципальное образование Белгородской области, а также в собственности членов многодетной семьи отсутствует земельный участок, приобретенный у такой организации для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) по договору купли-продажи на условиях частичной оплаты рыночной стоимости, строительство индивидуального жилого дома, на котором не завершено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемая норма принята законодательным органом субъекта РФ в пределах предоставленных полномочий и не противоречит положениям федерального законодательства и не содержит каких-либо ограничений в установлении порядка предоставления земельных участков многодетным семьям бесплатно.
Поскольку в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствуют обязательные предписания о порядке предоставления бесплатно земельных участков многодетным гражданам на основании пункта 2 статьи 28 названного Кодекса, суд правомерно сделал вывод о том, что установление в оспариваемом региональном нормативном правовом акте указанных условий являются элементами порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.
Указанная позиция суда согласовывается с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 29 мая 2012 года N 903-О, от 25 февраля 2013 года N 167-О, от 24 декабря 2013 года N 2134-О, согласно которой федеральный законодатель и законодатель субъекта Российской Федерации располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении вопроса, изложенного в абзаце втором пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, что предоставление многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства с последующим их предоставлением в собственность бесплатно направлено на реализацию конституционного права иметь землю в частной собственности.
Довод апелляционного представления о том, что оспариваемая прокурором норма лишает возможности бесплатного получения участков тех граждан, кто ранее приобрел земельные участки у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование, и осуществляет строительство на данных участках и создает неравные условия в получении льготы для граждан одной социальной категории, основан на произвольном толковании норм и не может повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Установление субъектом РФ в оспариваемом Законе условий получения земельных участков многодетными семьями бесплатно является реализацией законодателем субъекта РФ предоставленного Земельным Кодексом РФ полномочия по установления порядка и случаев предоставления бесплатно земельных участков указанной категории лиц.
При этом субъект РФ, регулируя порядок реализации права многодетной семьи на получение земельного участка бесплатно, установленного ст. 28 Земельного Кодекса, в целях социальной поддержки многодетных семей вправе, исходя из сложившейся социально-экономической и демографической ситуации, для предупреждения злоупотребления правом, предусмотреть определенные условия, в частности, предоставление ранее многодетным семьям земельных участков у организаций (участником, акционером) которых является Белгородская область или муниципальное образование.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Белгородского областного суда от 24 января 2014 года, а апелляционное представление прокурора Белгородской области - без удовлетворения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Е.В. Горчакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N 57-АПГ14-1
Текст определения официально опубликован не был