Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2014 г. N 46-АПГ14-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора Самарской области о признании недействующими отдельных положений Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 апреля 2010 г. N 141 по апелляционной жалобе Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 6 февраля 2014 года, которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
21 апреля 2010 г. Правительством Самарской области издано постановление N 141 "О порядке утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" (далее - Постановление), первоначальный текст которого опубликован в издании "Волжская коммуна" 24 апреля 2010 г., N 144 (27091).
Пунктом 1 Постановления утвержден Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.2 Порядка к письменному заявлению о принятии проекта ОСО (ЗСО) водного объекта на согласование и утверждение, прилагаются следующие документы:
соответствующий проект ОСО (ЗСО) водного объекта в печатном (подлинник) и электронном виде (в двух экземплярах);
заверенная Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копия санитарно-эпидемиологического заключения и экспертное заключение о соответствии проекта ОСО (ЗСО) водного объекта санитарным требованиям, выданное экспертными организациями, аккредитованными в установленном порядке;
копии свидетельств о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя) и постановке на учет в налоговом органе;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), выданная не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления;
копия лицензии на право пользования участком недр - для подземных источников водоснабжения (пресных питьевых и минеральных лечебных вод);
заключение Управления по недропользованию по Самарской области (при использовании подземных вод в качестве источников питьевого водоснабжения) о геолого-гидрогеологических условиях источника подземных вод, основных параметрах водоносных горизонтов и комплексов, используемых для расчетов второго и третьего поясов ОСО (ЗСО) водного объекта, и о наличии утвержденных запасов подземных вод и иных свойствах недр в пределах ОСО (ЗСО) водного объекта;
копия лицензии на водопользование или договора водопользования - для поверхностных источников водоснабжения;
правоустанавливающие документы на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта либо предварительное согласование с землепользователем возможности выделения земельного участка в установленном законодательством порядке.
Заявитель вправе дополнительно представить иные документы, содержащие, по его мнению, сведения, являющиеся существенными для утверждения проекта ОСО (ЗСО) водного объекта.
Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Ответственность за достоверность представленных данных несет Заявитель.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Самарской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 3 в части обязания представлять заверенную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области копию санитарно-эпидемиологического заключения; абзацев 4, 5, 6, 7, 8, а также абзаца 9 в части обязания представления правоустанавливающих документов на земельный участок под первый пояс ОСО (ЗСО) водного объекта, ссылаясь на их противоречие статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Решением Самарского областного суда от 6 февраля 2014 года заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Самарской области просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 приведенного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4 приведенной статьи Федерального закона).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5 этой же статьи Федерального закона).
В целях реализации предоставленных полномочий, Правительством Самарской области принят оспариваемый акт, отдельные положения которого оспариваются прокурором.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в силу пункта 1 статьи 2 которого, государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 указанной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе
Частью 6 статьи 7 названного Федерального закона установлено, что положения пункта 2 части 1 этой статьи не распространяются на предусмотренные данной частью документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Разрешая дело, суд, проанализировав Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления прокурора, поскольку установил противоречие оспариваемых норм положениям действующего федерального законодательства.
Вывод суда мотивирован тем, что по смыслу указанного Федерального закона в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Такое взаимодействие предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг. Данный Федеральный закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. Получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, либо они могут предоставляться заявителями по собственной инициативе.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными. Доводы Правительства Самарской области о том, что на данные правоотношения не распространяется действие законодательства о государственных услугах правильно не приняты судом во внимание, поскольку в соответствии со смыслом и целями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, в сферу действия данного Закона включаются такие виды деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации их функций, которые осуществляются по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Регулируемая оспариваемым актом деятельность исполнительных органов государственной власти Самарской области осуществляется во-первых, по запросам заявителей, и во-вторых, в пределах полномочий данных органов. Названные полномочия установлены изложенным выше федеральным законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения непосредственно: согласно пунктам 4 и 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам, а границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Соответственно, рассматриваемые полномочия возложены непосредственно на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законом в силу их назначения в системе государственного управления и каких-либо правовых оснований к исключению их из числа полномочий, реализация которых осуществляется в порядке предоставления государственных услуг, законом не предусмотрено и судом не установлено.
Таких ограничений, на которые ссылается Правительство Самарской области, федеральный закон не содержит, соответственно, изложенная им позиция о том, что в сферу правоотношений по оказанию государственных услуг подпадает только деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов, основана на неправильном толковании норм действующего законодательства. Как следует из приведенных выше норм федерального закона, в порядке, регламентированном Законом об оказании государственных услуг, может осуществляться деятельность государственного органа по реализации как его непосредственных, собственных полномочий, закрепленных нормативно-правовыми актами, так и переданных в порядке делегирования из числа полномочий иных органов государственной власти Российской Федерации. Иное означало бы регламентацию исключительно делегированных полномочий, что не согласуется со смыслом и целями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 6 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 июня 2014 г. N 46-АПГ14-2
Текст определения официально опубликован не был