Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N АКПИ14-289
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. N АПЛ14-415 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре Калугине Н.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аношина М.Г. о признании недействующим абзаца третьего пункта 58.2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2003 г. N 206, установил:
согласно абзацу третьему пункта 58.2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2003 г. N 206 (далее - Инструкция), граждане, признанные ранее военно-врачебной комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию при территориальных органах уголовно-исполнительной системы кадровыми аппаратами не направляются.
Аношин М.Г., признанный ограниченно годным к военной службе и зачисленный в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного выше нормативного положения недействующим как противоречащего абзацу второму пункта 25 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение об экспертизе), статьям 8, 9 и 9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе). Заявитель ссылается на то, что при поступлении на службу в органы уголовно-исполнительной системы он не был направлен на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию при указанных органах, а военные комиссариаты отказывают в повторном переосвидетельствовании, не учитывая, что в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии.
Считает, что оспариваемая в части норма нарушает его право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и право на равный доступ к государственной службе.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на заявление указало, что абзац третий пункта 58.2 Инструкции не противоречит федеральному законодательству, не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку он как лицо, ранее признанное ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, в силу пункта 85 Положения об экспертизе может быть освидетельствован в военно-врачебных комиссиях комиссариатов Российской Федерации и отделов военных комиссариатов.
Аношин М.Г., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей Минюста России Цаплина И.С., Буторина Д.Е., Зайцева М.А., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Минюст России во исполнение ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" утвердил оспариваемую в части Инструкцию. Нормативный правовой акт зарегистрирован Минюстом России 29 августа 2003 г., регистрационный N 5031, опубликован в "Российской газете", 2003 г., 31 декабря и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003 г., N 46.
Статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" предусмотрено распространить действие Положения о службе на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе (часть первая).
В силу статьи 8 Положения о службе на службу в органы уголовно-исполнительной системы принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации, способные по состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.
Данный Федеральный закон также закрепляет, что военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью). Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 1, часть 2 статьи 61).
Правительство Российской Федерации своим постановлением от 4 июля 2013 г. N 565 утвердило Положение об экспертизе. Согласно его пунктам 1 и 2 военно-врачебная экспертиза проводится в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), в которых для реализации этих целей создаются военно-врачебные комиссии.
Таким образом, годность к службе по состоянию здоровья кандидата, как условие приема на службу в уголовно-исполнительную систему, установленное федеральным законом, должна быть определена военно-врачебной комиссией в порядке, предусмотренном Положением об экспертизе.
Пункт 69 Положения об экспертизе предусматривает, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 52 этого Федерального закона гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением об экспертизе.
Раздел VI Положения об экспертизе устанавливает, что освидетельствование и обследование граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, организуют федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, согласно пункту 84 названного Положения могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
Пунктом 85 Положения об экспертизе определено, что организация освидетельствования не являющихся военнослужащими граждан, ранее признанных ограничено годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации или отделы военных комиссариатов.
Следовательно, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы не организуют обследование и освидетельствование граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
С учетом приведенного специального правового регулирования ссылка заявителя на пункт 25 Положения об экспертизе, закрепляющего в качестве общего правила положение о том, что организация освидетельствования граждан, поступающих на приравненную службу в учреждения, возлагается на руководителей этих учреждений, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Оспариваемая в части норма Инструкции, устанавливающая, что граждане, признанные ранее ограниченно годными к военной службе, не направляются на медицинское освидетельствование в военно-врачебные комиссии при территориальных органах уголовно-исполнительной системы, основана на приведенных нормах федерального законодательства и ему не противоречит.
Доводы заявителя о том, что в Положении о службе отсутствуют нормы, прямо запрещающие направление на медицинское освидетельствование в целях приема на службу в органы внутренних дел лиц, признанных ранее военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, необоснованны, поскольку в силу части 5 статьи 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
Ссылка заявителя на пункт 9.1 Положения о службе, содержащий перечень ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, распространяется на лиц, принятых на службу в данные органы и учреждения, и не регулирует отношения с участием граждан, поступающих на службу в указанные органы.
С учетом изложенного оспариваемый в части абзац третий пункта 58.2 Инструкции соответствует требованиям действующего законодательства, прав и свобод заявителя не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Аношина М.Г. о признании недействующим абзаца третьего пункта 58.2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 августа 2003 г. N 206, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N АКПИ14-289
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. N АПЛ14-415 настоящее решение оставлено без изменения