Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налоговых органов по вопросу применения положений статьи 343.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 343.1 Кодекса налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) по своему выбору могут уменьшить сумму НДПИ, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на конкретном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном данной статьей, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса.
Порядок признания расходов, указанных в пункте 1 статьи 343.1 Кодекса, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет.
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
Абзацем 6 статьи 313 Кодекса установлено, что изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Таким образом, в случае изменения учетной политики налогоплательщика в отношении порядка признания расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля для уменьшения суммы НДПИ уменьшение сумм НДПИ на такие расходы в предыдущих годах неправомерно.
Данная позиция отражена в письме Минфина России от 30.04.2014 N 03-06-05-01/20718.
Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Государственной гражданской службы |
Д.Ю. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ плательщики НДПИ по своему выбору могут либо учесть при исчислении базы по налогу на прибыль организаций расходы, осуществленные в налоговом периоде и связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче на конкретном участке недр, либо воспользоваться налоговым вычетом. Т. е. уменьшить сумму НДПИ, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на указанные расходы.
Порядок признания таких расходов должен быть отражен в учетной политике. Менять его допускается не чаще 1 раза в 5 лет.
Разъяснено, что в случае изменения учетной политики налогоплательщика в отношении порядка признания расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, уменьшение сумм НДПИ на такие расходы в предыдущих годах неправомерно.
Письмо Федеральной налоговой службы от 27 июня 2014 г. N ГД-4-3/12247@ "О применении положений статьи 343.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был