Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 503)
14 сентября 2016 г.
Прием на обучение в соответствии с настоящим федеральным государственным образовательным стандартом прекращается с 31 декабря 2021 г.
См. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 13 июля 2021 г. N 448
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации
3.2. Сроки получения СПО по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Код и наименование квалификации базовой подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения* |
среднее общее образование |
Медицинская сестра по массажу/Медицинский брат по массажу |
2 года 10 месяцев |
______________________________
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1 Область профессиональной деятельности выпускников: оказание населению квалифицированных медицинских услуг, используя различные виды и техники массажа и лечебную физическую культуру в профилактических, лечебных и реабилитационных целях в разные возрастные периоды жизни.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
пациент и его окружение;
здоровое население различных возрастных групп;
аппараты и средства для проведения медицинского массажа и лечебной физкультуры (далее - ЛФК);
первичные трудовые коллективы.
4.3. Медицинская сестра по массажу/Медицинский брат по массажу готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Выполнение классического массажа.
4.3.2. Выполнение рефлекторных видов массажа.
4.3.3. Выполнение массажа в педиатрической практике.
4.3.4. Проведение ЛФК.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Медицинская сестра по массажу/Медицинский брат по массажу должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, реализации индивидуальной программы реабилитации.
ОК 15. Применять законодательные нормативные акты, обеспечивающие права лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5.2. Медицинская сестра по массажу/Медицинский брат по массажу должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Выполнение классического массажа
ПК 1.1. Выполнять классический гигиенический массаж и массаж отдельных анатомических областей в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний.
ПК 1.2. Выполнять лечебный классический массаж по показаниям при определенной патологии.
ПК 1.3. Выполнять спортивный массаж.
5.2.2. Выполнение рефлекторных видов массажа
ПК 2.1. Выполнять сегментарный массаж по показаниям при определенной патологии.
ПК 2.2. Выполнять соединительно-тканный массаж по показаниям при определенной патологии.
ПК 2.3. Выполнять точечный и традиционный китайский массаж по показаниям.
5.2.3. Выполнение массажа в педиатрической практике
ПК 3.1. Выполнять массаж в педиатрической практике для укрепления здоровья и гармоничного развития детей.
ПК 3.2. Выполнять массаж в педиатрической практике для реабилитации и лечения различной патологии.
5.2.4. Проведение лечебной физической культуры
ПК 4.1. Проводить лечебную физическую культуру по показаниям при определенной патологии.
ПК 4.2. Проводить лечебную физическую культуру в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 пункт 6.3 изложен в новой редакции
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебных циклов ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 в таблицу 2 внесены изменения
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
3402 |
2268 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
684 |
456 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
|
|
уметь: общаться на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
180 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
|
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельности для укрепления здоровья, реабилитации, адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
360 |
180 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
|
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
66 |
44 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: использовать информационные технологии, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной и повседневной деятельности; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной и повседневной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; работу печатающих устройств по системе Брайля; работу с устройством "Брайлевская строка", принципы работы с "говорящими" программами. |
|
|
ЕН.01. Информатика |
|
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2652 |
1768 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1212 |
808 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: применять знания о строении, топографии и функциях органов и систем человека в профессиональной деятельности медицинской сестры по массажу; знать: строение тела человека; строение, функции и топографию органов и систем органов; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей, органов; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой; топографию органов и систем организма, костно-мышечные ориентиры; проекции сосудисто-нервных образований и внутренних органов на поверхность тела человека, зоны сегментарной иннервации, схемы путей артериального кровоснабжения, венозного и лимфатического оттоков; |
|
|
ОП.01. Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии |
|
|
уметь: проводить санитарно-просветительную работу с пациентом и (или) его семьей; вести и пропагандировать здоровый образ жизни; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; осуществлять контроль над соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; знать: современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы; факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека; формы и методы санитарного просвещения; основы валеологии и санологии; гигиенические принципы организации здорового образа жизни; методы и средства гигиенического воспитания населения; санитарно-гигиенические требования в лечебно-профилактических учреждениях, к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; |
|
|
ОП.02. Гигиена и экология человека |
|
уметь: эффективно работать в команде, организовать работу массажиста; общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях; проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе; регулировать и разрешать конфликтные ситуации; использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебнопрофилактическом учреждении; знать: основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения; задачи и методы психологии; основы психосоматики; особенности психических процессов у здорового и больного человека; психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни; особенности общения с пациентами различных возрастных групп; психосоциальные особенности общения лиц с ограниченными возможностями здоровья; особенности делового общения; психологию профессионального общения; медицинскую этику; |
|
|
ОП. 03. Психология |
||
|
уметь: использовать необходимые нормативноправовые документы; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездеятельности) с правовой точки зрения; знать: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере здравоохранения; основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; особенности регулирования труда лиц с ограниченными возможностями здоровья, льготы и дополнительные гарантии охраны труда, предоставляемые лицам с ограниченными возможностями здоровья; организационно-правовые формы юридических лиц; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; правила оплаты труда; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работников; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; |
|
|
ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
|
|
уметь: обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала; выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов; осуществлять мероприятия по предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции; осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов; оказывать простые медицинские услуги в пределах своей компетенции; оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях; знать: теоретические основы сестринского дела; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; систему инфекционного контроля; инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала медицинской организации; систему взаимодействия медицинской организации с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; методы и средства дезинфекции, условия стерилизации медицинского инструментария; правила асептики и антисептики; мероприятия по предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и самоухода; алгоритмы выполнения простых медицинских услуг; основные принципы оказания первой медицинской помощи; |
|
|
ОП. 05. Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью |
|
|
уметь: находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных; применять косметические и лекарственные (по согласованию с врачом) средства при проведении процедуры массажа; давать разъяснения пациенту по взаимодействию процедуры массажа и применяемых лекарственных средств; знать: лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов; характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; особенности применения различных групп лекарственных средств при проведении массажа; косметические и лекарственные средства, применяемые при проведении процедуры массажа; |
|
|
ОП.06. Основы фармакологии |
|
|
уметь: консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний, вопросам профилактики наркозависимости; определять симптомы основных заболеваний нервной системы с целью выявления противопоказаний к массажу на момент проведения процедуры; анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на состояние нервной системы пациента; знать: основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний нервной системы; формы и методы реабилитации при заболеваниях нервной системы; организация и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с заболеваниями нервной системы; возможности применения массажа и ЛФК в профилактике и лечении заболеваний нервной системы; динамические изменения в состоянии здоровья пациента во время процедуры и после процедуры массажа и ЛФК; |
|
|
ОП.07. Основы неврологии |
|
|
уметь: консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений хирургических заболеваний и травм; определять симптомы острых хирургических заболеваний и травм с целью выявления противопоказаний к массажу и ЛФК на момент проведения процедуры; снять и наложить иммобилизирующую повязку на травмируемую область до и после процедуры массажа; анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на состояние здоровья пациента с хирургическими заболеваниями и травмами; знать: основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм; возможности применения массажа в профилактике и лечении хирургических заболеваний и травм; формы и методы реабилитации при хирургических заболеваниях и травмах; организация и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с хирургическими заболеваниями и травмами; динамические изменения в состоянии здоровья пациента с хирургическими заболеваниями во время процедуры и после процедуры массажа; основы десмургии; показания к массажу при хирургической патологии; динамические изменения в состоянии здоровья пациента с хирургическими заболеваниями и травмами во время процедуры и после процедуры массажа; основные симптомы острой хирургической патологии, требующей немедленного вмешательства врача-специалиста; |
|
|
ОП.08. Основы хирургии с травматологией |
|
|
уметь: консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений заболеваний внутренних органов; определять симптомы основных заболеваний внутренних органов с целью выявления противопоказаний к массажу на момент проведения процедуры; анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на состояние здоровья пациента; знать: основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний внутренних органов; формы и методы реабилитации при заболеваниях внутренних органов; организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов; возможности применения массажа и ЛФК в профилактике и лечении заболеваний внутренних органов; динамические изменения в состоянии здоровья пациента во время процедуры и после процедуры массажа и ЛФК; основные симптомы заболеваний внутренних органов, являющихся противопоказанием для проведения процедуры массажа и ЛФК; динамические изменения в состоянии здоровья пациента во время и после процедуры массажа и ЛФК; |
|
|
ОП.09. Основы терапии |
|
|
уметь: консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения; находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; анализировать показатели общественного здоровья населения; вести утвержденную медицинскую документацию; организовать работу массажиста; знать: факторы, определяющие здоровье населения; показатели общественного здоровья населения, методику их анализа; первичные учетные и статистические документы, основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения; основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебнопрофилактического учреждения; систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению; основы диспансеризации; социальную значимость заболеваний; законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию; принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения и отделения массажа; принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебнопрофилактических учреждениях; |
|
|
ОП.10. Общественное здоровье и здравоохранение |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; применять первичные средства пожаротушения; оказывать первую помощь пострадавшим знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; правила по охране труда и пожарной безопасности, правила безопасного поведения при пожарах; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
|
ОП.11. Безопасность жизнедеятельности |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1440 |
960 |
|
|
ПМ.01 |
Выполнение классического массажа В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения процедуры и курса классического гигиенического массажа; проведения процедуры и курса классического лечебного массажа (общего и отдельных анатомических зон); процедуры и курса спортивного массажа; уметь: подготовить рабочее место массажиста к работе; осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; подготовить пациента к процедуре классического и спортивного массажа; проводить обследование пациента с целью выявления противопоказаний к классическому и спортивному массажу на момент проведения процедуры; идентифицировать участки напряжения мышечной ткани, зоны гиперестезии, болезненности; выбирать дозировку массажного воздействия в соответствии с назначением врача и особенностями физиологического состояния пациента на момент проведения процедуры; планировать количество, порядок обработки массируемых зон, интенсивность воздействия и время проведения одной процедуры; проводить по назначению врача процедуру классического и спортивного массажа согласно выбранной методике; осуществлять контроль над состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие; сравнивать состояние пациента до и после процедуры массажа, при необходимости корректировать методы массажного воздействия; обеспечивать соблюдение правил сочетания классического и спортивного массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; сочетать классический массаж с аппаратными методиками массажа; применять классический массаж в косметических целях; вести медицинскую документацию, заносить данные о пациенте в журнал учета; знать: систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации; требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа, требования к рабочей одежде и обуви массажиста; стандарт оснащения массажного кабинета; санитарно-гигиенические требования к обработке рук массажиста; медицинскую этику; психологию профессионального общения; исходные положения пациента и массажиста при проведении разных типов классического массажа; показания и противопоказания к процедуре классического и спортивного массажа здоровому человеку и пациенту при определенной патологии; основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей при проведении классического массажа; последовательность, правила и техника пальпации массируемых областей; способы выявления изменений в рельефе массируемой области при определенной патологии; дозировку массажа: силу, интенсивность приемов, длительность сеанса в зависимости от цели массажа и состояния пациента; методические указания к проведению процедуры и курса классического массажа; правила сочетания разных типов классического массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; правила проведения аппаратного массажа; основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения и медицинской сестры по массажу. |
|
|
МДК 01.01 Классический массаж
МДК 01.02 Спортивный массаж |
|
ПМ.02 |
Выполнение рефлекторных видов массажа В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения процедуры и курса рефлекторно-сегментарного массажа; выполнения процедуры и курса соединительнотканного массажа; выполнения процедуры и курса точечного массажа; выполнения процедуры и курса традиционного китайского массажа уметь: подготавливать рабочее место массажиста к работе; осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; подготовить пациента к процедуре рефлекторного массажа; проводить обследование пациента, с целью выявления противопоказаний к рефлекторным видам массажа на момент проведения процедуры; обнаруживать имеющиеся рефлекторные изменения в покровных тканях; определять сегментарный уровень выявленных изменений; выбирать технику массажного воздействия на соединительную ткань в соответствии с назначением врача и имеющимися рефлекторными изменениями у пациента планировать количество, порядок обработки массируемых зон, интенсивность воздействия и время проведения одной процедуры; производить последовательное и послойное воздействие на зоны рефлекторных изменений; определять области воздействия, меридианы и биологически активные точки (далее - БАТ) воздействия и последовательность их обработки; осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие; проводить профилактику смещения рефлексов, возможных на данном сегментарном уровне; предупреждать развитие побочных реакций организма на данный вид воздействия; сравнивать состояние пациента до и после процедуры сегментарного массажа; совместно с врачом определять тактику проведения последующих процедур сегментарного массажа; при необходимости корректировать методы массажного воздействия; обеспечивать соблюдение правил сочетания рефлекторных видов массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; вести медицинскую документацию, заносить данные о пациенте в журнал учета; знать: систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации; требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа, требования к рабочей одежде и обуви массажиста; стандарт оснащения массажного кабинета; санитарно-гигиенические требования к обработке рук массажиста; медицинскую этику; психологию профессионального общения; исходные положения пациента и массажиста при проведении рефлекторных видов массажа; показания и противопоказания к процедуре рефлекторно-сегментарного, соединительнотканного, традиционного китайского и точечного массажа при определенной патологии; методику выявления рефлекторных изменений, соединительнотканных зон; классификацию и международную номенклатуру БАТ; механизм действия точечного и традиционного китайского массажа на организм; правила выбора и последовательность обработки анатомических областей, меридианов и БАТ; технику обработки мягких тканей анатомических областей, меридианов, биологически активных точек; сегментарную иннервацию; типы взаимодействия рефлексов; связь и взаимодействие внутренних органов друг с другом и покровными тканями; механизм действия сегментарного, соединительнотканного массажа на организм; технику и последовательность выполнения приемов сегментарного, соединительнотканного, традиционного китайского и точечного массажа; интенсивность и продолжительность послойного воздействия на выявленные рефлекторные и соединительнотканные изменения; виды и техники соединительнотканного и рефлекторно-сегментарного массажа и их сочетание; интенсивность и время воздействия на выбранные области, меридианы и точки; правила последовательности обработки массируемых областей в сегментарном массаже; методические указания к проведению процедуры и курса соединительнотканного, рефлекторно-сегментарного, традиционного китайского и точечного массажа; последовательность выполнения приемов сегментарного массажа; рефлекторные ответные реакции на массажное воздействие; варианты индивидуальной реактивности больного; смещение рефлексов и способы их устранения; степень выраженности рефлекторных изменений после процедуры массажа; показания к окончанию курса сегментарного массажа; возможные отдаленные реакции на сегментарный массаж; основные изменения в самочувствии пациента до и после процедуры традиционного китайского и точечного массажа; частные и общие ответные реакции организма на массажное воздействие; правила сочетания рефлекторных видов массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; правила оказания неотложной доврачебной помощи при парадоксальной реакции на сегментарный массаж; основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения и медицинской сестры по массажу. |
|
|
МДК 02.01 Рефлекторные виды массажа
МДК 02.02 Традиционный китайский и точечный массаж |
|
ПМ.03 |
Выполнение массажа в педиатрической практике В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения процедуры и курса детского гигиенического массажа; выполнение процедуры и курса детского лечебного массажа уметь: подготовить рабочее место массажиста к работе с ребенком; осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; подготовить пациента к процедуре; выявлять противопоказания к массажу ребенку на момент проведения процедуры; создавать доброжелательную, доверительную обстановку, исключать негативную реакцию ребенка на массаж; выявлять нарушения в положении и двигательных реакциях ребенка, изменения в рельефе массируемых областей; оценивать состояние мышечного тонуса у ребенка на момент проведения процедуры; составлять индивидуальный план массажа с учетом выявленных изменений и общего состояния ребенка; определять дозировку массажного воздействия в соответствии с рекомендациями врача и результатами объективного обследования; подбирать и применять по показаниям детские массажные масла; выполнять процедуру массажа ребенку; осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, проводить сравнительную оценку общего состояния ребенка до и после процедуры массажа; совместно с врачом определять тактику проведения последующих массажных процедур; сочетать массаж с комплексом необходимых пассивных и активных упражнений лечебной гимнастики; рекомендовать родителям ребенка комплекс упражнений ЛФК при определенной патологии и в зависимости от возраста ребенка; вести медицинскую документацию, заносить данные о пациенте в журнал учета; знать: систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации; требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса детского массажа; требования к рабочей одежде и обуви массажиста; стандарт оснащения массажного кабинета; санитарно-гигиенические требования к обработке рук массажиста; медицинскую этику; психологию профессионального общения; особенности общения с ребенком и родителями ребенка; особенности исходного положения ребенка и массажиста во время процедуры детского массажа; показания и противопоказания к массажу здоровому ребенку и ребенку при определенной патологии на момент проведения процедуры; основные характеристики физического и нервно-психического развития ребенка в соответствии с различными возрастными периодами; способы выявления изменений в тканях ребенка при различных заболеваниях; механизм действия лечебного массажа на организм ребенка в соответствии с его возрастом; правила изменения тактики массажа ребенку в зависимости от периода заболевания; правила применения детских массажных масел; основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей до и после процедуры массажа; частные и общие ответные реакции организма ребенка на массажное воздействие; сочетание массажа с комплексом лечебной гимнастики; основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения и медицинской сестры по массажу. |
|
|
МДК 03.01 Теория и практика массажа в педиатрической практике |
|
ПМ.04 |
Проведение лечебной физической культуры В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения занятия по лечебной физической культуре в комплексе лечебных и оздоровительных мероприятий; проведения лечебной гимнастики в сочетании с процедурой массажа уметь: подготовить зал ЛФК к проведению групповых и индивидуальных занятий лечебной гимнастикой; осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа, зала ЛФК и рабочего места массажиста; обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа и зале ЛФК; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; объяснить пациенту роль физических упражнений в реабилитации, лечении, профилактики заболеваний; выявить противопоказания к проведению лечебной гимнастики на момент процедуры; провести комплекс лечебной гимнастики с учетом двигательных режимов; осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры учитывать адекватность ответной реализации организма на проведение занятия; сочетать комплекс пассивных и активных упражнений лечебной гимнастики с процедурой массажа, обеспечивать соблюдение правил сочетания ЛФК с различными видами массажа, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; проводить сравнительную оценку общего состояния пациента до и после занятия ЛФК или процедуры массажа с применением лечебной гимнастики; рекомендовать пациенту комплекс упражнений ЛФК при определенной патологии и в зависимости от физиологического состояния и возраста пациента; вести медицинскую документацию, занести данные о пациенте в рабочий журнал учета знать: систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации; требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции кабинета ЛФК; требования к рабочей одежде и сменной обуви при проведении лечебной гимнастики; оборудование кабинета ЛФК соответственно требованиям охраны труда; общие требования к подготовке рабочего места и процедуре лечебной гимнастики; виды, формы и методы лечебной гимнастики; влияние лечебной гимнастики на организм человека; типы двигательных режимов, физическая активность пациента при различных двигательных режимах; особенности дозирования ЛФК в зависимости от физиологического состояния, заболевания и от возраста пациента; частные и общие ответные реакции организма на проведение лечебной гимнастики; взаимосвязь лечебной гимнастики и массажа, их комплексное применение; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации при проведении ЛФК. |
|
|
МДК 04.01 Лечебная физическая культура |
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией |
1458 |
972 |
|
|
|
самостоятельно) |
|
|
|
|
|
Всего часов обучения но учебным циклам ППССЗ |
4860 |
3240 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
21 нед. |
756 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
6 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
3 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка к государственному экзамену |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Государственный экзамен |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
90 нед. |
Учебная практика |
21 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
6 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
3 нед. |
Каникулы |
22 нед. |
Итого |
147 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 в пункт 7.1 внесены изменения
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.6. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.7. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Исключен.
См. текст пункта 7.8
Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 пункт 7.9 изложен в новой редакции
7.9. Консультации для обучающихся по очной форме обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.10. Исключен.
См. текст пункта 7.10
7.11. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик, учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.12. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.13. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.14. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.15. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
истории и основ философии;
иностранного языка;
информационных технологий;
анатомии и физиологии человека с курсом топографической анатомии;
психологии;
гигиены и экологии человека;
права и общественного здоровья и здравоохранения;
основ сестринского дела с инфекционной безопасностью;
основ хирургии с травматологией;
основ неврологии;
основ терапии;
основ фармакологии;
безопасности жизнедеятельности;
массажа.
Лаборатория:
Анатомии и физиологии
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
тренажерный комплекс;
открытый стадион широкого профиля зал лечебной физической культуры.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.16. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 в пункт 8.4 внесены изменения
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам**.
Приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2016 г. N 1193 пункт 8.6 изложен в новой редакции
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и сдачу государственного экзамена по специальности.
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 мая 2014 г.
** Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 5 мая 2014 г.).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 503 "Об утверждении федерального государственного образовательного... |