Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан И.Т. Андреещевой, Е.Г. Бессоновой и других к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане И.Т. Андреещева, Е.Г. Бессонова, Р.А. Сулейманов и Л.А. Храпова оспаривают конституционность статьи 3 Федерального закона от 20 декабря 1995 года N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", согласно которой срок действия статуса лиц, признанных вынужденными переселенцами до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется со дня признания их вынужденными переселенцами.
Как следует из представленных материалов, в ноябре 1993 года И.Т. Андреещевой и ее детям Е.Г. Бессоновой, Р.А. Сулейманову и Л.А. Храповой (являвшимся на тот момент несовершеннолетними) был предоставлен статус вынужденных переселенцев. В 1999 году они были лишены данного статуса, о чем узнали только в 2004 году из ответа органа внутренних дел, которым было отказано в продлении их статуса вынужденных переселенцев.
Заявители оспорили решение органа внутренних дел об отказе в продлении статуса вынужденных переселенцев в судебном порядке на том основании, в частности, что указанный статус предоставлен им бессрочно, поскольку на момент его предоставления Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах" не устанавливал срок, на который предоставляется статус вынужденного переселенца.
Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявителем отказано в удовлетворении их требований.
По мнению заявителей, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 54 (часть 1) и 55 (часть 2), поскольку ухудшает положение лиц, признанных вынужденными переселенцами до вступления в силу данного федерального закона, лишает их экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет порядок и условия приобретения и продления статуса вынужденного переселенца. Решение этих вопросов находится в компетенции законодателя, который урегулировал их в Законе Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
Федеральным законом от 20 декабря 1995 года N 202-ФЗ Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" был изложен в новой редакции: согласно пункту 4 его статьи 5 в указанной редакции статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Данное правило статьей 3 Федерального закона от 20 декабря 1995 года N 202-ФЗ было распространено на лиц, признанных вынужденными переселенцами до его вступления в силу (28 декабря 1995 года): согласно данной статье срок действия статуса таких лиц исчисляется со дня признания их вынужденными переселенцами.
Вместе с тем Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 года N 202-ФЗ предусмотрел возможность продления срока действия статуса вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства (пункт 4 статьи 5).
С учетом этого и принимая во внимание, что статус вынужденного переселенца по своей сути не может носить бессрочный характер, нет оснований усматривать в оспариваемом регулировании нарушение конституционных прав заявителей в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Андреещевой Ирины Турсуновны, Бессоновой Елены Геннадьевны и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 1147-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Андреещевой Ирины Турсуновны, Бессоновой Елены Геннадьевны и других на нарушение их конституционных прав статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
Текст Определения официально опубликован не был