Методические рекомендации MP 2.1.10.0082-13
"Методы оценки медико-демографической ситуации на популяционном уровне"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 28 ноября 2013 г.)
Введены в действие впервые с момента утверждения
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации ориентированы на аналитические исследования в области анализа медико-демографических процессов на популяционном уровне.
1.2. Настоящие рекомендации представляют собой последовательную технологию обработки и анализа данных официального статистического наблюдения.
1.3. В документе представлены методы изучения закономерностей динамики и структуры смертности населения, алгоритм расчета ожидаемой продолжительности жизни, основанный на построении таблиц смертности.
1.4. Для устранения влияния возрастной структуры населения изложен метод стандартизации коэффициентов смертности.
1.5. Преждевременная смертность населения является источником невосполнимых потерь общества, которые определяются как вероятностные характеристики недожития до некоторых критических возрастов. С точки зрения экономических потерь в качестве критического выбран возраст выхода на пенсию.
1.6. Методические рекомендации содержат алгоритм нахождения резервов снижения смертности населения, позволяющий оценить потенциальные возможности управления и выявить ряд стратегических и тактических ориентиров.
II. Условные обозначения
S - показатель смертности,
D - количество умерших,
N - численность населения,
- темп роста,
- темп прироста,
- вклад i-й причины в общий показатель смертности,
а, b, с - параметры трендовой модели,
A, R, - коэффициенты модели Гомперца-Мейкема,
x - переменная, характеризующая возраст,
h - ширина возрастного интервала (лет),
- вероятность дожить от возраста k до следующего возрастного интервала,
- вероятность умереть от возраста k до следующего возрастного интервала,
- порядок вымирания гипотетического поколения новорождённых,
- число умерших гипотетического поколения от возраста k до следующего возрастного интервала,
- число человеко-лет, прожитых гипотетическим поколением от возраста k до следующего возрастного интервала,
- число человеко-лет, прожитых гипотетическим поколением от возраста k до смерти,
- предельный возраст,
- ожидаемая продолжительность жизни в возрасте k,
- индекс прямой стандартизации,
- индекс косвенной стандартизации,
Р - потери трудового потенциала населения,
- резерв показателя смертности от рассматриваемой причины изучаемой территории в сравнении с регионом i в k-й возрастной группе,
- максимальные относительные резервы смертности в k-м возрасте.
III. Источники информации. Представление и хранение информации
3.1. Медико-демографические исследования на популяционном уровне основаны на данных, собираемых органами государственной статистики. Государственное статистическое наблюдение отвечает требованиям полноты и достоверности информации. Кроме того, доступность данных является одной из наиболее важных преимуществ данного вида информации.
3.2. К исходным данным предъявляются следующие требования:
- по численности населения и количеству умерших - должны быть официальными, т.е. полученными в территориальных отделах государственного комитета по статистике и подтверждаться соответствующими документами *, а также содержать детализацию по полу, возрасту, территории и типу населения (городское/сельское);
- должны быть регулярными, т.е. формирование информационных массивов должно производится с определенной периодичностью. Для исследований на популяционном уровне массивы должны обновляться ежегодно.
3.3. В качестве основных форм, применяемых при анализе смертности населения используются:
- сборник информационных материалов "Численность постоянного населения, проживающего в субъекте РФ по полу и возрасту";
- статистическая отчетная форма С-51 "Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти".
3.4. Информация по формам, указанным в п. 3.3, предоставляется в электронном виде и заносится в электронные таблицы данных или в специально разработанные базы данных.
3.5. Информационное обеспечение, необходимое для анализа медико-демографических процессов популяционного уровня для решения региональных задач, содержит значительный объем несогласованных данных, поэтому для эффективного решения задач анализа данных необходимо формировать единые базы данных с использованием современных систем управления реляционными базами данных (СУРБД), таких как Oracle или MS SQL Server. Указанные системы позволяют обеспечивать оптимальное хранение информации с точки зрения систематизации, затрат памяти и производительности по доступу к данным. Для выполнения работ по формированию единой базы данных необходимо привлекать специалистов в области информационных технологий.
3.6. Требования к хранению информации:
- хранить информацию необходимо на едином сервере баз данных для обеспечения принципов централизации и единого формата хранения и доступа к данным;
- информационные массивы должны быть закрыты для редактирования конечных пользователей. Обслуживание информации должно осуществляться специально назначенными специалистами;
- рекомендуется иметь резервную копию данных.
3.7. Программное обеспечение, реализующее доступ к информации, должно совмещаться с офисными приложениями, такими как Microsoft Excel.
IV. Анализ показателей смертности
4.1. Коэффициент смертности определяется как отношение числа умерших в течение календарного года к среднегодовой численности населения:
(1)
Так как территориальные органы государственной статистики в качестве исходного информационного материала дают данные по численности населения на начало года (1 января), среднегодовая численность населения вычисляется как половина суммы численностей населения на начало текущего года и предыдущего:
, где (2)
t - расчетный год.
4.2. Показатели смертности рассчитываются в следующих разрезах:
- возрастная группа;
- пол;
- территория проживания;
- причина смерти;
- года.
4.3. Анализ смертности населения необходимо проводить в разрезах, указанных в п. 4.2, и условно разделить на следующие категории:
- поло-возрастной структуры смертности населения;
- показателей смертности на территориях проживания;
- структуры причин смертности;
- динамики смертности и краткосрочное прогнозирование.
4.4. Анализ поло-возрастной структуры смертности населения производится на основе расчета показателей смертности в разрезе пола и возраста. В качестве базового закона для анализа смертности используется формула Гомперца-Мейкема: , где A, R, - коэффициенты модели Гомперца-Мейкема; х - переменная, характеризующая возраст. Оценка коэффициентов проводится на основе построения трендовой модели с использованием пакетов программ по статистическому анализу данных или MS Excel.
Расчет коэффициентов смертности при анализе половозрастной структуры проводится по следующим возрастным группам: 0 лет, 1 год, 2 года, 3 года, 4 года, 5-9 лет, 10-14 лет, 15-19 лет, ... , 80-84 года, 85 лет и более.
4.5. Анализ показателей смертности проводится в территориальном разрезе. В этом случае коэффициенты смертности рассчитываются для каждой территории, входящей в субъект РФ. Сравнительный анализ между территориями проводится методом ранговых оценок, когда каждой территории присваивается соответствующий ранг. Для большей наглядности результата рекомендуется выделять территории, занимающие пять первых и последних рангов.
При анализе показателей смертности удобно добавлять дополнительные переменные пола и типа жителей (сельские и городские).
4.6. Анализ структуры причин смертности проводится в разрезе классов причин, подклассов и отдельных нозологических форм в соответствии с МКБ 10 (международной классификацией болезней 10 пересмотра). При анализе структуры помимо коэффициентов смертности производится расчет вклада нозологической формы или класса в общую смертность по соотношению:
(3)
Вклады отдельных причин в смертность по классам рассчитываются по той же формуле, только вместо суммарного числа умерших необходимо использовать число умерших от определенного класса причин.
При выполнении анализа структуры причин смертности необходимо учитывать наличие групп причин смерти (классов и подклассов), пересекающихся по своему составу. Следует обратить внимание, что вклады должны удовлетворять следующему неравенству:
(4)
Отчетная форма С-51, принятая в Госкомстате, устроена таким образом, что приведенное соотношение в отношении отдельных нозологических форм и классов причин приобретает вид равенства.
4.7. Анализ динамики смертности ориентирован на представление показателей в виде временного ряда и его исследование. Анализ динамики показателей смертности населения удобно проводить в сравнительном аспекте, используя в качестве классифицирующих признаков пол и тип населения.
В рамках анализа динамики проводится расчет следующих показателей:
- темп роста - отношение величины показателя в исследуемом году к его значению в предыдущем, принятому за базу отсчета, измеряемое в относительных величинах или в процентах:
; (5)
- темп прироста - отношение прироста величины показателя за исследуемый год к его исходному уровню, измеряемое в относительных величинах или в процентах
. (6)
4.8. Краткосрочное прогнозирование показателей проводится на основе построения трендовой модели временного ряда и оценки доверительных уровней. В качестве трендовой модели можно использовать любую аналитическую функцию, однако при прогнозировании на 3-5 лет хорошие результаты дает квадратичная парабола, отличающаяся простотой реализации:
(7)
Исходя из метода наименьших квадратов (МНК) для отыскания коэффициентов a, b, c необходимо решить систему из трех уравнений:
, (8)
здесь под знаком понимается суммирование .
Решение системы относительно параметров а, b, с может быть записано, например, следующим образом:
(9)
(10)
(11)
Доверительные границы для модели рассчитываются по соотношению:
(12)
V. Анализ ожидаемой продолжительности жизни
5.1. Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) - медико-демографический показатель, характеризующий возрастную структуру смертности и численности населения. ОПЖ показывает, какова была бы средняя продолжительность жизни новорождённиого, если бы и далее повозрастная смертность оставалась такой же, как на данный момент времени.
5.2. Ожидаемая продолжительности жизни рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности и таблиц дожития.
В основе расчета лежит моделирование смертности гипотетического поколения численностью, например, человек (родившихся) в начальный момент времени.
Вероятность умереть от возраста k до следующего возрастного интервала () задается следующим образом:
, где (13)
h - возрастной интервал, выраженный в годах.
Для последнего возрастного интервала из соображения, что все поколение должно умереть.
Вероятность дожить от возраста к до следующего возрастного интервала ():
(14)
Порядок вымирания гипотетического поколения новорождённых () показывает, сколько лиц из первоначальной совокупности доживет до возраста k при условии сохранения повозрастной структуры смертности на протяжении всей жизни.
(15)
Число умерших гипотетического поколения от возраста k до следующего возрастного интервала ():
(16)
Число человеко-лет, прожитых гипотетическим поколением от возраста k до следующего возрастного интервала ():
(17)
Число человеко-лет, прожитых гипотетическим поколением от возраста k до смерти ():
, где (18)
- предельный возраст.
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте k ():
(19)
5.3. Анализ ОПЖ предусматривает дифференциацию по полу, типу населения (городское, сельское), территориям и исследование динамики в годовом разрезе. Для этого реализация методики проводится в привязке к конкретным выбранным условиям с последующим проведением сравнительных оценок.
5.4. В рамках анализа ОПЖ должна быть предусмотрена процедура оценки влияния на ожидаемую продолжительность жизни целевых мероприятий, направленных на изменение структуры смертности по причинам смерти. Для этого при оценке возрастных коэффициентов смертности вводится специальный вычет, характеризующий прогнозное изменение числа умерших. Расчет ОПЖ с исправленной структурой смертности даст прогнозную оценку уровня ОПЖ при достижении заданного эффекта от мероприятий.
VI. Анализ смертности на основе расчета стандартизированных коэффициентов смертности
6.1. Метод стандартизации демографических коэффициентов применяется для устранения влияния возрастной структуры и повозрастных коэффициентов смертности на показатель смертности.
6.2. Реальные общие коэффициенты сравниваются с показателями некоторого условного населения, структура которого принимается за стандарт.
6.3. В зависимости от того, что именно принимается за стандарт (интенсивность или структура), применяются различные методы стандартизации.
6.4. Метод прямой стандартизации:
6.4.1. Прямую стандартизацию можно применять, если известны повозрастные коэффициенты смертности сравниваемых реальных населений, стандарт-населения и возрастная структура стандарта. При прямой стандартизации повозрастные коэффициенты смертности реального населения перевзвешиваются по возрастной структуре стандарта:
(20)
6.4.2. Таким образом, получается то число смертей, которое имело бы место в реальном населении, если бы его возрастная структура была такой же, как и возрастная структура стандарта.
6.5. Метод косвенной стандартизации.
Косвенную стандартизацию можно применять, если известны возрастная структура реального населения и повозрастные коэффициенты смертности реального населения и стандарт-населения.
В случае косвенной стандартизации: повозрастные коэффициенты смертности стандарта перевзвешиваются по возрастной структуре реального населения (). Таким образом получается то число смертей, которое бы имело место в реальном населении, если бы его возрастная смертность была такой же, как и повозрастная смертность стандартного населения.
Разделив число смертей в реальном населении () на их ожидаемое число, получают индекс косвенной стандартизации:
(24)
Стандартизованный общий коэффициент смертности рассчитывается как произведение общего коэффициента смертности стандарта и индекса косвенной стандартизации:
(25)
6.6. В качестве стандарт-населения можно использовать население различных территорий. Обычно расчеты проводят по некоторым осредненным стандартам. При сравнительных оценках с зарубежными странами Европы используется так называемый европейский стандарт, приведенный в табл. 1
Таблица 1
Европейский стандарт населения
до 1 года |
1 600 |
45-49 лет |
7 000 |
1-4 лет |
6 400 |
50-54 лет |
7 000 |
5-9 лет |
7 000 |
55-59 лет |
6 000 |
10-14 лет |
7 000 |
60-64 лет |
5 000 |
15-19 лет |
7 000 |
65-69 лет |
4 000 |
20-24 лет |
7 000 |
70-74 лет |
3 000 |
25-29 лет |
7 000 |
75-79 лет |
2 000 |
30-34 лет |
7 000 |
80-84 лет |
1 000 |
35-39 лет |
7 000 |
85 лет и старше |
1 000 |
40-44 лет |
7 000 |
всего |
100 000 |
6.7. Следует помнить, что стандартизированные коэффициенты смертности в разных районах можно сравнивать, если стандартизация была проведена одинаковым способом и за стандарт-население бралось одно и то же население.
VII. Оценка потерь трудового потенциала
7.1. Потери трудового потенциала - число человеко-лет несостоявшейся трудовой деятельности в результате преждевременных смертей и инвалидности индивидуума определяются числом лет, недожитых до конца трудоспособного периода, рассчитываемым как разница между фактическим возрастом на момент смерти и предельным возрастом трудоспособного периода.
7.2. Потери трудового потенциала лицами данной возрастной группы рассчитываются произведением количества умерших и числа лет ожидаемой трудовой деятельности.
7.3. Потери трудового потенциала населения рассчитываются как сумма потерь по всем возрастным группам.
(26)
7.4. Относительные потери показывают среднее число лет недожития до конца трудоспособного периода, приходящихся на один случай смерти:
(27)
7.5. Анализ потерь трудового потенциала проводится в разрезе пола, типа населения, класса причин смертности, территории. Каждый разрез сопровождается расчетом абсолютных и относительных потерь, а также поведением сравнительных ранговых оценок с выделением категорий с наибольшими значениями.
VIII. Оценка резервов снижения смертности
8.1. Резервом снижения называется величина потенциально-возможного изменения показателя смертности за счет внедрения комплекса мероприятий, затрагивающих все сферы жизни населения. Метод оценки резервов снижения смертности ориентирован на расчет нижней возможной границы показателя, необходимой при постановке задачи управления смертностью населения и ожидаемой продолжительностью жизни.
8.2. Расчет резервов снижения смертности проводится на основе возрастной структуры смертности в разрезе классов, подклассов и отдельных причин. В качестве базовой аналитической схемы при расчете выступает метод сравнительных оценок.
8.3. Схема расчетов состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в сборе статистического материала, который представляет собой оценки повозрастных коэффициентов смертности для исследуемой территории (региона) и территорий (регионов) сравнения. Выбор территорий (регионов) сравнения должен опираться на принцип исключения влияния неуправляемых факторов, таких как климато-географические особенности, этнический состав населения и др.
8.4. На втором этапе проводится расчет резервов снижения повозрастных показателей смертности в абсолютных показателях:
(28)
(29)
Кроме того, на данном этапе проводится расчет относительных резервов повозрастных показателей смертности:
, (30)
(31)
8.5. На основе расчета повозрастных резервов строятся оценки общего резерва смертности, используя соответствующие вычеты и перевзвешивая на возрастную структуру населения:
(32)
Относительный резерв снижения смертности находится по соотношению:
(33)
8.6. Используя резервы снижения смертности, можно провести расчет целевых уровней ожидаемой продолжительности жизни, используя методику, представленную в п. 5 настоящих методических рекомендаций. Разность между существующим уровнем ОПЖ и целевым определяется как резерв увеличения ожидаемой продолжительности жизни и выражается в годах.
IX. Библиографический список
1. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации. Основные проблемы и приоритетные направления профилактической деятельности в настоящее время//Вестник Российской военно-медицинской академии. 2008. N 3. С. 1-16.
2. Онищенко Г.Г. Актуальные проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Российской Федерации//Здравоохранение Российской Федерации. 2009. N 2. С. 7-12.
3. Онищенко Г.Г. Состояние условий труда и профессиональной заболеваемости работников Российской Федерации//Гигиена и санитария. 2009. N 1. С. 29-33.
4. Онищенко Г.Г. Влияние состояния окружающей среды на здоровье населения. Нерешенные проблемы и задачи//Гигиена и санитария. 2003. N 1.С. 3-9.
5. Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году". М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. 456 с.
6. Андреев Е.М., Вишневский А.Г. Демографические перспективы России до 2050 г.//В кн.: Население России 2006: Четырнадцатый ежегодный демографический доклад/Отв. ред.: А. Г. Вишневский. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2008. N 7. С. 265-286.
7. Вишневский А.Г. Демографическое будущее России//Отечественные записки. 2004. N 4.
8. Щепин В.О. Лечебно-профилактическая помощь населению Российской Федерации: Ресурсное обеспечение и основные показатели деятельности в 2007 г.//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. N 1. С. 3-5.
9. Щепин О.П., Белов В.Б., Щепин В.О. Особенности динамики смертности населения Российской Федерации//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. N 6. С. 6-10.
10. Щепин О.П., Роговина А.Г. Особенности медико-демографических процессов в Российской Федерации в первой половине XXI века//Вестник Российской академии медицинских наук. 2008. N 1. С. 31-35.
11. Стародубов В.И., Флек В.О., Сон И.М., Леонов С.А., Матвеев Э.Н., Бантьева М.Н. Методологические предпосылки построения современных региональных моделей медицинского обеспечения населения//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010. N 4. С. 23.
12. Стародубов В.И., Иванова А.Е. Анализ изменений и прогноз смертности населения в связи с мерами демографической политики//Социальные аспекты здоровья населения. 2009. Т. 9. N 1.
13. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Иванова А.Е. Проблемы российской смертности, ее последствия и приоритетные направления действий/Научные труды Всероссийской научно-практической конференции 30-31 мая 2006 г. М., 2006.
14. Кайгородова Т.В., Войцеховская Ж.И., Землянова Е.В. Стратегические подходы ВОЗ в охране репродуктивного здоровья и формирования здорового потомства//Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения, 2007. N 5. С. 28-31.
15. Калининская А.А., Сон И.М., Гусева С.Л., Стукалов А.Ф. Первичная медицинская помощь: пути и перспективы ее реорганизации//Атлас. М., 2008. 31 с.
16. Иванова А.Е., Кондракова Э.В. Обоснование прогноза продолжительности жизни населения в регионах России до 2025 г.//Социальные аспекты здоровья населения. Информационно-аналитический вестник. 2008. N 1 (5) - http://vestnik.mednet.ru/content/view/52/30/.
17. Землянова Е.В. Смертность в России в первом десятилетии XXI века//Социальные аспекты здоровья населения. Информационно-аналитический вестник. 2008. N 1 http://vestnik.mednet.ru/content/view/51/30/.
18. Михайлова Ю.В., Сабгайда Т.П. Региональные аспекты предотвратимой смертности в России//Материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума "Здоровье нации - основы процветания России". Т. 2, Ч. 2, М., 2007. С. 112-115.
19. Иванашева Н.И. Сбор и анализ индикаторов для управления, мониторинга и оценки программ с применением новых информационных технологий//Новые технологии в современном здравоохранении. Сборник научных трудов ФГУ "ЦНИИОИЗ Росздрава". Ч. 1. М.: ФГУ "ЦНИИОИЗ Росздрава", 2007. С. 91-95.
20. Иванашева Н.И., Клюйкова Е.А., Чеснов О.П. Использование информационных технологий для управления, мониторинга и оценки проектов//Новые организационно-правовые и научные принципы в условиях модернизации здравоохранения России/Сборник научных трудов ФГУ "ЦНИИОИЗ Росздрава". М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2006. С. 4-8.
21. Куракова Н.Г. Медицинская статистика в 2009 г.: новые задачи, новая методология, новые принципы организации//Менеджер здравоохранения. 2009. N 1. С. 37-42.
22. Лебедев Г.С., Якимов О.С, Ластовецкий А.Г. Об организации работ по стандартизации в области медицинской информатики//Врач и информационные технологии. Научно-практический журнал. N 4, 2006. С. 51-52.
______________________________
* Для справки: существуют и другие способы получения данных по смертности и численности населения. Например, смертность можно оценивать на основе врачебных свидетельств о смерти или записей в журналах ЗАГС. В этом случае данные будут более подробными, неофициальными.
Врио руководителя Федеральной службы |
А.Ю. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации MP 2.1.10.0082-13 "Методы оценки медико-демографической ситуации на популяционном уровне" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 28 ноября 2013 г.)
Текст документа приводится по официальному изданию Федерального центра гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, 2014 г.)
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Г.Г. Онищенко, И.В. Брагина, Л.М. Симкалова, О.В. Митрохин, Т.Ю. Завистяева); Федеральным бюджетным учреждением науки "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" (Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур, В.Б. Алексеев, М.Ю. Цинкер, М.Р. Камалтдинов, В.М. Чигвинцев); Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" (А.И. Верещагин, М.В. Калиновская); Управлением по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (А.С. Сбоев, В.А. Хорошавин); Управлением по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (С.В. Кузьмин); Федеральным бюджетным учреждением науки "Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья" Роспотребнадзора (В.П. Чащин); ГОУ ВПО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет" (П.В. Трусов); Российской медицинской академией последипломного образования Минздрава России (О.В. Митрохин, Л.М. Симкалова)
2. Утверждены врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.Ю. Поповой 28 ноября 2013 г.
3. Введены в действие впервые с момента утверждения