Распоряжение Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 1213-р
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму;
план мероприятий по реализации Концепции комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму (далее - план).
2. Минэкономразвития России осуществлять координацию деятельности по выполнению мероприятий, предусмотренных планом.
3. Федеральным органам исполнительной власти:
обеспечить выполнение в установленные сроки мероприятий, предусмотренных планом;
ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации мероприятий, предусмотренных планом.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности руководствоваться Концепцией комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму и планом.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
2 июля 2014 г. N 1213-р
Концепция
комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму
(утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 1213-р)
I. Введение
Концепция комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму (далее - Концепция) разработана в целях реализации пунктов 12 и 13 плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 953-р.
Реализация Концепции позволит перейти к использованию в целях государственного контроля (надзора) сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, упростит взаимодействие государства и предпринимателей в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности, повысит прозрачность и комфортность ведения бизнеса.
Положения Концепции не распространяются на алкогольную продукцию (в том числе на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива).
II. Взаимосвязь Концепции с другими направлениями развития и реформирования государственного управления
Предметом Концепции является определение механизмов, позволяющих в среднесрочной перспективе (2015-2020 годы) отказаться от сопровождения оборота пищевой продукции документами об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов на бумажных носителях.
Стратегическая цель Концепции - определение механизмов, позволяющих обеспечить в долгосрочной перспективе условия сопровождения оборота пищевой продукции одним товарно-сопроводительным документом на бумажном носителе и отказаться от документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов и товарно-сопроводительной документации на бумажных носителях.
Перевод в электронную форму товарно-сопроводительной документации остается вне рамок Концепции, хотя в настоящее время отдельные механизмы для достижения стратегической цели в этом направлении также реализуются. В частности, с 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который предусматривает возможность составлять первичные учетные документы в форме электронного документа.
Мероприятия, предусмотренные разделом VI Концепции, способствуют реализации задач совершенствования системы государственного контроля (надзора), выявления и исключения избыточных и дублирующих административных процедур при осуществлении государственного контроля (надзора), а также сокращения количества проверяемых документов.
Эти мероприятия взаимосвязаны с мероприятиями, реализуемыми в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", в части обеспечения доступа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к открытым данным по безопасности пищевой продукции, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации.
Концепция учитывает изменения, связанные с реализацией плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 299-р.
Мероприятия, предусмотренные разделом VI Концепции, способствуют реализации задач государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", в части развития сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, создания и развития государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени, а также в части обеспечения перевода в электронную форму учетной деятельности государственного сектора.
Концепция учитывает положения заключенного в рамках Евразийского экономического сообщества Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г. в части обеспечения прозрачности процедур выдачи документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов уполномоченными национальными органами государств - членов Таможенного союза и эффективности механизмов контроля их достоверности.
III. Оценка текущей ситуации и описание существующих проблем в рассматриваемой отрасли
Существующее правовое регулирование отношений в области оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов не соответствует современному уровню развития общества и является весьма обременительным для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом пищевой продукции. Анализ практики оборота документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов позволяет выявить следующие проблемы:
высокие издержки, связанные с оборотом документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
низкая автоматизация процесса взаимодействия контрагентов при обороте пищевой продукции;
завышенные сроки оформления документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
использование подложных документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, выпуск на рынок небезопасной пищевой продукции;
дублирование форм подтверждения (оценки) соответствия продукции установленным требованиям и полномочий органов государственного контроля (надзора) за соответствием пищевой продукции требованиям технических регламентов.
В настоящее время одной из проблем являются высокие издержки, связанные с тем, что оборот документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов осуществляется в бумажной форме, что обусловливает значительные издержки хозяйствующих субъектов, связанные с ведением необходимого документооборота (получение документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, оформление необходимой документации при отгрузке каждой партии пищевой продукции, дробление партии продукции на подпартии, хранение документации).
В среднем издержки хозяйствующих субъектов, связанные с оборотом указанных документов, в зависимости от вида пищевой продукции достигают до 0,2 процента оборота предприятия и составляют несколько миллионов рублей в год на одно предприятие. По экспертным оценкам, ежегодные издержки, связанные с движением таких документов, при обороте продукции мукомольной промышленности составляют около 200 млн рублей, овощей и овощной продукции - 470 млн рублей, продукции молочной промышленности - 946 млн рублей, продукции мясной отрасли - 1800 млн рублей.
Так, по оценкам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, издержки хозяйствующих субъектов, связанные с оформлением ветеринарных сопроводительных документов, необходимых для легального оборота продукции животного происхождения, для всех отраслей составляют около 9 млрд рублей ежегодно.
Проблемой является низкая автоматизация процесса взаимодействия контрагентов при обороте пищевой продукции.
На современном этапе экономического развития в практике хозяйствующих субъектов получили широкое распространение информационные сервисы по обмену информацией о качестве, об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, что позволяет сократить сроки взаимодействия между контрагентами и минимизировать риски возникновения ошибок в передаваемых сведениях. Вместе с тем необходимость оборота документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в бумажной форме исключает возможность автоматизации процедур взаимодействия между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за безопасностью пищевой продукции.
Необходимо также выделить и большие, не отвечающие реальным потребностям бизнеса сроки оформления документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, что особенно актуально для скоропортящейся продукции.
Так, для устранения указанного недостатка в отношении продукции животного происхождения в 2010 году были сокращены сроки оформления ветеринарных сопроводительных документов до 1 рабочего дня, однако максимальный срок оформления актов карантинного фитосанитарного надзора для продукции растительного происхождения не установлен и, по оценкам хозяйствующих субъектов, составляет около 10 дней.
Для возможности реализации скоропортящейся продукции некоторые предприятия вынуждены оплачивать услуги по ускоренному оформлению документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов либо осознанно идти на реализацию продукции без необходимых документов и нести риски уплаты соответствующих штрафов.
Использование подложных документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, выпуск на рынок небезопасной пищевой продукции также является большой проблемой.
Сегодня сведения, подтверждающие безопасность пищевой продукции, содержатся в информационных системах различных органов государственной власти, при этом в каждой из них отсутствуют сервисы, позволяющие осуществлять поиск необходимых сведений в автоматизированном режиме как хозяйствующими субъектами, так и органами государственного контроля (надзора).
Необходимость ручного поиска информации приводит к росту издержек хозяйствующих субъектов, связанных с проверкой сведений о безопасности приобретаемой пищевой продукции и появлением на рынке небезопасной пищевой продукции.
Существующая система верификации документов посредством телефонного обращения в организацию, выдавшую документ, не обеспечивает должного уровня пресечения реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Выявлена практика сопровождения пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, документами на бумажных носителях, которые были оформлены на аналогичный вид пищевой продукции, но произведенной на другом предприятии, или на другой тип продукции, который не указан в документе об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов.
Имеет место также дублирование форм подтверждения (оценки) соответствия продукции установленным требованиям и полномочий органов государственного контроля (надзора) за соответствием пищевой продукции требованиям технических регламентов.
Несмотря на проведенную в России реформу технического регулирования, одной из задач которой являлся свод всех обязательных требований (санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, фитосанитарных, технологических) к продукции в одном правовом акте - техническом регламенте, действующее нормативно-правовое регулирование не исключает дублирования требований к пищевой продукции, содержащихся в различных нормативных правовых актах, а также дублирования полномочий соответствующих исполнительных органов государственной власти.
Так, мясная продукция, являясь продукцией животного происхождения, подлежит оценке соответствия в форме ветеринарной сертификации даже в том случае, если прошла термическую обработку и является промышленной продукцией, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. Государственный контроль (надзор) в сфере обращения такой продукции осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ветеринарные службы субъектов Российской Федерации (органы надзора за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (орган федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора).
Аналогичная ситуация возникает и с дублированием форм оценки соответствия в отношении некоторых видов пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации, когда государственная регистрация не отменяет необходимости декларирования соответствия пищевой продукции.
Органы исполнительной власти при осуществлении государственного контроля (надзора) нередко выходят за рамки своей компетенции. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет проверку наличия ветеринарных и фитосанитарных сертификатов, дублируя тем самым полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в то же время ветеринарные службы субъектов Российской Федерации контролируют оформление деклараций о соответствии, что является полномочием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Обеспечение безопасности пищевых продуктов является одним из важнейших направлений деятельности государства в сфере охраны здоровья граждан. Эта проблема находится в центре внимания российских ученых и органов государственной власти. К настоящему времени в стране сформирована законодательная и методическая база в области безопасности пищевых продуктов, но, как показало проведенное Министерством экономического развития Российской Федерации исследование, она противоречива и находится в состоянии постоянного изменения.
Приведение документации предприятия в соответствие с происходящими изменениями нормативно-правовой базы отражается на стоимости продукции, но не на ее безопасности.
IV. Цели, задачи и принципы Концепции
Целями Концепции являются:
сокращение издержек хозяйствующих субъектов, связанных с оборотом документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
упрощение реализации органами исполнительной власти своих полномочий по государственному контролю (надзору) за соответствием пищевой продукции требованиям технических регламентов;
повышение уровня общественного контроля за соответствием пищевой продукции требованиям технических регламентов.
Для реализации целей Концепции необходимо решить следующие задачи:
внедрение электронного оборота документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов путем предоставления права хозяйствующим субъектам:
сопровождать пищевую продукцию товарно-сопроводительной документацией, содержащей реквизиты (идентификационные номера) документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
не сопровождать пищевую продукцию документами об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов на бумажном носителе, в случае если пищевая продукция и упаковка пищевой продукции маркирована штриховым кодом стандарта EAN (штриховой код, наносимый на групповую или индивидуальную упаковку товара, позволяет идентифицировать продукцию как конечному потребителю товара, так и контролирующему органу) и сведения об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов с соответствующим штриховым кодом содержатся в государственных информационных реестрах (системах);
использовать при обороте пищевой продукции выписки из государственных информационных реестров (систем), содержащие сведения об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, заверенные поставщиком или продавцом пищевой продукции;
обеспечение доступа органам государственного контроля (надзора) к сведениям об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, размещенным в государственных информационных реестрах (системах), посредством межведомственного электронного взаимодействия;
обеспечение гражданам и юридическим лицам возможности автоматизированного доступа к сведениям об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, содержащимся в государственных информационных реестрах (системах).
Принципами реализации Концепции являются:
добровольность перехода хозяйствующих субъектов на электронный документооборот при обороте пищевой продукции;
недопущение расширения объема контролируемых государством сведений о соответствии пищевой продукции требованиям технических регламентов и иного ужесточения действующего порядка государственного регулирования оборота пищевой продукции;
недопущение снижения уровня безопасности пищевой продукции и возникновения рисков для здоровья граждан;
исключение дублирования сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в государственных информационных реестрах (системах);
раскрытие информации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
безвозмездный доступ к информации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов.
V. Показатели оценки результатов реализации Концепции
Целевыми индикаторами при реализации Концепции являются:
снижение на 20-25 процентов издержек хозяйствующих субъектов, связанных с оборотом документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
доступность в рамках межведомственного электронного взаимодействия сотрудникам органов государственного контроля (надзора) 100 процентов сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, содержащихся в государственных информационных реестрах (системах);
доступность в автоматизированном режиме для граждан и юридических лиц 100 процентов сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, содержащихся в государственных информационных реестрах (системах), за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
VI. Направления проведения мероприятий, необходимых для реализации Концепции
1. Разработка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих отказ от сопровождения оборота пищевой продукции документами об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов на бумажных носителях
В нормативные правовые акты Таможенного союза и Российской Федерации необходимо внести изменения, устанавливающие:
возможность включения сведений о штриховых кодах символики EAN-13, нанесенных на продукцию, упаковку продукции или упаковку партии продукции, в формы документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов и в государственные информационные реестры (системы);
необходимые для реализации Концепции требования к функционированию государственных информационных реестров (систем);
равную юридическую силу документов и сведений о таких документах, содержащихся в государственных информационных реестрах (системах);
ответственность за нарушение порядка размещения сведений в государственных информационных реестрах (системах);
возможность при проведении контрольно-надзорных мероприятий представления требуемых сведений по выбору хозяйствующего субъекта в виде копий соответствующих документов, заверенных подписью ответственного лица хозяйствующего субъекта, либо реквизитов документа (идентификационного номера), либо штрихового кода символики EAN - при условии регистрации сведений о таком штриховом коде в соответствующих государственных информационных реестрах (системах);
возможность предоставления покупателю по его выбору необходимой информации в виде копий документов, удостоверенных подписью ответственного лица хозяйствующего субъекта, либо реквизитов документа (идентификационного номера), либо штрихового кода символики EAN - при условии размещения сведений о таком штриховом коде в соответствующих государственных информационных реестрах (системах), либо выписки из реестра, заверенной подписью ответственного лица хозяйствующего субъекта или уполномоченного органа, оформившего документ.
2. Развитие государственных информационных реестров (систем), обеспечивающих доступ к сведениям об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов
На сегодняшний день созданы предпосылки к созданию информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечивать доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" к информации, содержащей сведения об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов. Для реализации Концепции существующие государственные информационные системы необходимо усовершенствовать по следующим направлениям.
Государственные информационные системы в сфере ветеринарии, информационные системы в сфере карантина и защиты растений, государственные реестры, содержащие сведения о сертификатах соответствия, декларациях соответствия и реестры свидетельств о государственной регистрации необходимо доработать в части предоставления сведений о безопасности пищевой продукции. Указанные информационные системы должны предоставлять сведения о безопасности пищевой продукции по номеру выданного документа об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов либо по данным штрихового кода и места поставки продукции (для ветеринарных сопроводительных документов).
Внесение сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в соответствующие государственные информационные реестры (системы) в срок не более 3 часов с момента выдачи соответствующих документов хозяйствующим субъектам необходимо включить в обязанность сотрудников органов и организаций, ответственных за проведение оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов.
Сведения о штриховых кодах, указанных на индивидуальных или групповых упаковках пищевой продукции, должны вноситься в соответствующие государственные информационные реестры (системы) при подаче заявления о получении документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов. В случае изменения штрихового кода пищевой продукции, на которую получен документ об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, должен быть введен уведомительный порядок внесения сведений об изменении номера штрихового кода в соответствующие государственные информационные реестры (системы).
Предоставление государственным контрольно-надзорным органам сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов должно происходить посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Запрос контрольно-надзорным органом таких сведений должен осуществляться на основании одного из следующих видов информации:
данные, указанные в выписке из государственного информационного реестра (системы), заверенной продавцом пищевой продукции - конечным поставщиком, поставляющим продукцию хозяйствующему субъекту - покупателю продукции, не имеющему удаленного доступа к государственным информационным реестрам (системам);
реквизиты (идентификационный номер) документа об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, указанного в товарно-сопроводительной документации;
номер штрихового кода и дата производства продукции, а в случае сопровождения продукции ветеринарным сертификатом - и адрес места поставки продукции.
Должен быть внедрен SMS-сервис, обеспечивающий проверку наличия (отсутствия) необходимых сведений в соответствующем государственном информационном реестре (системе) посредством SMS-сообщений. Такой сервис будет востребован при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в местах, не оснащенных каналами связи для обращения в государственные информационные реестры (системы).
Предоставление сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов поставщикам (импортерам), дистрибьюторам, оптовым и розничным покупателям пищевой продукции должно происходить на безвозмездной основе путем автоматизированных запросов информационных систем хозяйствующих субъектов, которым будет предоставлен доступ к соответствующим государственным информационным реестрам (системам) по каналам связи. При этом необходимо предусмотреть внедрение механизма автоматического оповещения производителей и поставщиков пищевой продукции о результатах соответствующих экспертиз продукции, факте выдачи разрешительных документов, а также о факте и дате их отзыва (аннулирования).
Предоставление сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов потребителям конечной продукции должно происходить любым из следующих способов:
путем самостоятельного обращения потребителя конечной продукции к специализированным открытым государственным интернет-ресурсам для конечных потребителей;
путем запроса продавца конечной продукции по каналу связи и последующего предоставления им покупателю выписки из государственных информационных реестров (систем), содержащей сведения об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
путем предоставления потребителю розничным продавцом выписки из государственных информационных реестров (систем), заверенной поставщиком, непосредственно поставлявшим пищевую продукцию розничному продавцу, - в случае отсутствия в точке розничной продажи удаленного доступа к государственным информационным реестрам (системам).
Необходимо также создать условия для разработки коммерческого программного обеспечения для доступа хозяйствующих субъектов и потребителей конечной продукции к сведениям о безопасности пищевой продукции, содержащимся в государственных информационных реестрах (системах), в том числе к сведениям о выданных и отозванных разрешительных сопроводительных документах с возможностью формировать отчеты по выданным (отозванным) разрешительным документам в отношении производителей (поставщиков) пищевой продукции, видов продукции, а также органов, выдавших (аннулировавших) разрешительный документ.
3. Организация и техническое оснащение мобильных рабочих мест сотрудников органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере оборота пищевой продукции
Помимо совершенствования государственных информационных реестров (систем) для перевода на электронный оборот документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов должно быть проведено дополнительное техническое оснащение рабочих мест сотрудников контрольно-надзорных органов в виде установки либо модернизации мобильных рабочих мест с организацией каналов связи, позволяющих обеспечить бесперебойный доступ к государственным информационным реестрам (системам), содержащим сведения о безопасности пищевой продукции.
В процессе проведения контрольно-надзорных мероприятий в случае отсутствия в месте их проведения каналов связи должностные лица, уполномоченные на осуществление мероприятий по государственному контролю (надзору), могут быть обеспечены средствами мобильной связи в целях осуществления запросов сведений из государственных информационных реестров (систем) в электронной форме. Обеспечение средствами мобильной связи осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим государственным органам.
4. Обучение сотрудников органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере оборота пищевой продукции, и сотрудников органов, уполномоченных на выдачу документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, работе с государственными информационными реестрами (системами)
Совершенствование государственных информационных реестров (систем) и модернизация рабочих мест сотрудников контрольно-надзорных органов потребует разработки программ повышения квалификации сотрудников органов государственного контроля (надзора) и сотрудников органов, уполномоченных на выдачу документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, с их последующим обучением работе с государственными информационными реестрами (системами) в части:
размещения в них сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов при выдаче документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
проверки сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
VII. Оценка затрат на реализацию Концепции
Реализация Концепции предусматривает расходы:
на доработку государственных информационных систем в части возможности внесения в них сведений о выданных документах об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
на разработку автоматизированных рабочих мест сотрудников органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере оборота пищевой продукции;
на техническое оснащение автоматизированными рабочими местами сотрудников органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере оборота пищевой продукции, и организацию каналов связи. Возможен вариант обеспечения этих сотрудников средствами мобильной связи в целях осуществления запросов в случае отсутствия иных каналов связи (обеспечение средствами мобильной связи осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим государственным органам);
на проведение пилотных проектов по внедрению электронного оборота документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
на методическое и кадровое обеспечение реализации Концепции.
Доработка государственных информационных реестров (систем), разработка и техническое оснащение автоматизированными рабочими местами сотрудников органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере оборота пищевой продукции, организация каналов связи, проведение пилотных проектов по внедрению электронного документооборота, методическое и кадровое обеспечение будут осуществляться в рамках текущих планов информатизации ведомств, за счет чего затраты на соответствующие мероприятия будут включены в текущие расходы ведомств и не потребуют дополнительного бюджетного финансирования. Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Расходы хозяйствующих субъектов при переходе на электронный документооборот будут компенсированы за счет снижения удельных материальных издержек, связанных с документооборотом в сфере оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов (20-25 процентов согласно ожидаемым результатам реализации Концепции). Срок окупаемости затрат хозяйствующего субъекта, связанных с переходом на электронный документооборот, согласно результатам проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации исследования составит от восьми месяцев до одного года.
Издержки граждан, связанные с получением сведений об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, при реализации Концепции практически не изменятся. Требуется лишь наличие мобильного устройства с необходимым программным обеспечением для доступа к сведениям о безопасности пищевой продукции, причем при отсутствии мобильного устройства выписка из государственных информационных реестров (систем), содержащих такие сведения, предоставляется потребителю продавцом бесплатно.
VIII. Риски реализации Концепции, предложения о снижении уровня рисков и реагировании на них
Реализация Концепции может повлечь за собой ряд рисков, что требует проведения дополнительных мероприятий по своевременному снижению их уровня.
Поскольку внесение сведений в государственные информационные реестры (системы) о выданных бумажных документах будет осуществляться вручную, это может привести к риску появления ошибок в государственных информационных реестрах (системах).
Для снижения вероятности подобных ошибок необходимо предусмотреть создание системы информационных форм ввода данных, позволяющих обеспечить форматно-логический контроль ввода данных.
Одним из существенных рисков также является риск параллельного существования бумажного и электронного документооборота, что приведет к увеличению совокупных затрат хозяйствующих субъектов - продавцов пищевой продукции.
Первой причиной риска параллельного существования бумажного и электронного документооборота является самостоятельный выбор хозяйствующими субъектами формы документооборота, влекущий за собой риск того, что часть из них, в том числе представители малого бизнеса, могут предпочесть бумажную форму документооборота.
Для преодоления возможных негативных последствий предполагается:
реализация пилотного проекта, демонстрирующего перспективность отказа от бумажного документооборота при переходе на электронный документооборот;
осуществление контроля за переходом на электронный документооборот со стороны всех ключевых участников взаимодействия в единые сроки;
создание государством условий для перехода представителей малого бизнеса на электронный документооборот (договоренность с крупнейшими поставщиками программного обеспечения для малого бизнеса о доработке своих информационных систем).
Второй причиной риска параллельного существования бумажного и электронного документооборота является отсутствие у хозяйствующего субъекта - покупателя продукции в месте ее нахождения каналов связи, обеспечивающих бесперебойный доступ к государственным информационным реестрам (системам). Для преодоления возможных негативных последствий необходимо стимулировать проникновение каналов связи на территории Российской Федерации в рамках реализации соответствующих государственных программ Российской Федерации, а также обязать продавцов пищевой продукции - конечных поставщиков предоставлять покупателям пищевой продукции, не имеющим удаленного доступа к государственным информационным реестрам (системам), заверенные ими выписки из государственных информационных реестров (систем) на бумажном носителе.
При финансировании реализации Концепции в рамках текущих программ информатизации ведомств может возникнуть риск того, что ввиду нехватки финансирования ряд сотрудников органов государственного контроля (надзора) и уполномоченных организаций может быть не оснащен мобильными автоматизированными рабочими местами к моменту перехода на электронный документооборот.
Для преодоления таких возможных негативных последствий в регионах, где оснащение указанных лиц мобильными автоматизированными рабочими местами не закончено, может быть введен переходный период, предусматривающий возможность предоставления хозяйствующими субъектами документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов на бумажных носителях либо выписок из государственных информационных реестров (систем), подтверждающих наличие документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов.
План
мероприятий по реализации Концепции комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму
(утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 1213-р)
Мероприятие |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
|
I. Подготовка к комплексному переходу на электронный оборот документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов
| |||
1. |
Доработка Концепции комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму для ее применения к алкогольной и непищевой продукции (товары повседневного спроса) |
сентябрь 2014 г. |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
2. |
Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования порядка электронного документооборота |
август 2014 г. |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
3. |
Разработка проектов нормативных правовых актов Таможенного союза в целях регулирования электронного документооборота |
август 2014 г. |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
4. |
Разработка проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти о внесении изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в целях регулирования порядка электронного документооборота |
август 2014 г. |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
5. |
Доработка государственных информационных реестров (систем), содержащих сведения об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов |
август 2014 г. |
Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росаккредитация |
6. |
Разработка типовых автоматизированных рабочих мест сотрудников органов государственного контроля (надзора) за соответствием пищевой продукции требованиям технических регламентов |
декабрь 2014 г. |
Россельхознадзор, Роспотребнадзор |
7. |
Разработка проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих приведение законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с нормами федерального законодательства, в том числе внесение изменений в административные регламенты проведения контрольных (надзорных) мероприятий ветеринарных служб субъектов Российской Федерации |
декабрь 2014 г. |
Россельхознадзор, заинтересованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
8. |
Разработка проектов программ повышения квалификации сотрудников органов государственного контроля (надзора) и сотрудников органов, уполномоченных на выдачу документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов |
декабрь 2014 г. |
Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росаккредитация, ФТС России |
9. |
Разработка и утверждение плана технического перевооружения органов государственного контроля (надзора) и органов, уполномоченных на выдачу документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов |
июль 2014 г. |
Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России |
II. Комплексный переход на электронный оборот документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов
| |||
10. |
Разработка и принятие регламентов информационного взаимодействия сотрудников органов государственного контроля (надзора), не имеющих автоматизированных рабочих мест, с сотрудниками, имеющими доступ к государственным информационным реестрам (системам), содержащим сведения о выданных документах на пищевую продукцию, в части верификации сведений, указанных в товарно-сопроводительных документах, и сведений, размещенных в государственных информационных системах |
февраль 2015 г. |
Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росаккредитация, ФТС России |
11. |
Поставка техники и оборудования, средств связи, необходимых для технического перевооружения, согласно утвержденному плану технического перевооружения, предусмотренному пунктом 9 настоящего плана |
апрель 2015 г. |
Роспотребнадзор, Россельхознадзор, заинтересованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
12. |
Внедрение автоматизированных рабочих мест сотрудников органов государственного контроля (надзора), в том числе ветеринарных служб субъектов Российской Федерации, с наибольшим размещением производственных площадок по производству продукции животного и растительного происхождения |
июль 2015 г. |
Россельхознадзор, Роспотребнадзор, заинтересованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
13. |
Проведение обучения сотрудников органов государственного контроля (надзора) и сотрудников органов, уполномоченных на выдачу документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов |
декабрь 2015 г. |
Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росаккредитация, ФТС России, заинтересованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
14. |
Обеспечение внесения сведений о выдаваемых (выданных) документах об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в соответствующие государственные информационные реестры (системы) |
декабрь 2015 г. |
Россельхознадзор, Росаккредитация, Роспотребнадзор, заинтересованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
15. |
Обеспечение круглосуточной технической поддержки пользователей государственных информационных реестров (систем), содержащих сведения об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов |
январь 2016 г. |
Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росаккредитация |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены Концепция комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям техрегламентов в электронную форму и План мероприятий по реализации концепции.
Стратегическая цель концепции - определить механизмы, позволяющие обеспечить в долгосрочной перспективе условия сопровождения оборота пищевой продукции одним товарно-сопроводительным документом на бумажном носителе и отказаться от документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям техрегламентов и товарно-сопроводительной документации на бумажных носителях.
Перевод товарно-сопроводительной документации в электронную форму остается вне рамок концепции, хотя в настоящее время отдельные механизмы для достижения стратегической цели в этом направлении также реализуются. Так, 01.01.2013 вступил в силу новый Закон о бухучете, который предусматривает возможность составлять первичные учетные документы в форме электронного документа.
В результате ожидается снижение на 20-25% издержек хозяйствующих субъектов, связанных с оборотом документов об оценке (подтверждении) соответствия.
Доступность сведений об оценке (подтверждении) соответствия, содержащихся в государственных информационных реестрах (системах), должна достичь 100%. Это касается межведомственного электронного взаимодействия, а также граждан и юрлиц.
Федеральные органы исполнительной власти должны представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана. Это делается ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Распоряжение Правительства РФ от 2 июля 2014 г. N 1213-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 июля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 28 ст. 4104