Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 мая 2014 г. N 03-08-13/24008
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом ФНС России с вопросом о порядке налогообложения договорной неустойки (пени), которая выплачивается российским обществом с ограниченной ответственностью в пользу кипрской организации за просрочку исполнения обязательств по оплате товара, сообщает позицию Министерства финансов России по данному вопросу с целью доведения ее до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России, а также размещения на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами".
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации (если такие доходы не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации) и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5.12.1998 (далее - Соглашение) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.
Однако в пункте 2 статьи 11 Соглашения дано определение термина "проценты" для целей статьи 11 Соглашения, в соответствии с которым штрафы за просрочку платежа в данное понятие не включаются.
В связи с этим следует руководствоваться положениями статьи 22 Соглашения, согласно которой виды доходов резидента Договаривающегося Государства, независимо от источника их возникновения, о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, подлежат налогообложению только в этом Государстве.
В соответствии со статьей 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российское ООО выплачивает в пользу кипрской организации договорную неустойку (пени) за просрочку исполнения обязательств по оплате товара.
В силу НК РФ штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств относятся к доходам иностранной организации от источников в России (если такие доходы не связаны с ее предпринимательской деятельностью в нашей стране). Они облагаются налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Межправительственным Соглашением России и Кипра об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал установлено следующее. Проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого, подлежат налогообложению только в этой другой стране.
Однако в силу соглашения под термин "проценты" не подпадают штрафы за просрочку платежа.
В связи с этим следует руководствоваться иными положениями соглашения. Так, виды доходов резидента договаривающегося государства (независимо от источника их возникновения), о которых не говорится в других статьях соглашения, подлежат налогообложению только в этой стране.
Также отмечается следующее. Применяя положения международных договоров, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым заключено соответствующее соглашение. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 мая 2014 г. N 03-08-13/24008
Текст письма официально опубликован не был