Вводится впервые
1. Основные положения
Настоящий "Порядок производства технического обслуживания с диагностированием (ТОД) грузовых вагонов" (далее - Порядок) разработан в рамках решений Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 г. N 57) о вводе в систему содержания грузовых вагонов в эксплуатации "Положения о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении".
Порядок устанавливает перечень операций при выполнении вида работ с грузовым вагоном - "техническое обслуживание с диагностированием (ТОД)" и применяется в соответствии с п. 2.5. "Положения о техническом обслуживании грузовых вагонов с диагностированием" (далее - Положение о ТОД), для типовых узлов и деталей грузовых вагонов до момента предоставления заводом-изготовителем/ремонтной организацией документации, согласованной Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций.
ТОД осуществляется в соответствии с ремонтной и эксплуатационной документацией, регламентирующей инструментальный контроль технического состояния вагона и его составных частей с использованием диагностических средств (далее - программа ТОД).
ТОД является комплексом операций по инструментальному контролю технического состояния составных частей вагона с использованием диагностических средств, переводом вагонов в нерабочий парк. Производство ТОД осуществляется для порожних вагонов. ТОД является неплановым техническим обслуживанием, постановка на которое осуществляется по специальному представлению (решению) владельца инфраструктуры/железнодорожной администрации или других управляющих органов, на которые в соответствии с национальным законодательством возложены обязанности по контролю за обеспечением безопасности эксплуатации грузового вагонного парка. Необходимость производства ТОД определяется по результатам эксплуатации вагонов или их составных частей при выявлении случаев нарушения технологии изготовления/ремонта, влекущих за собой возникновение внезапных отказов составных частей вагонов, определяющих безопасность их эксплуатации.
ТОД имеет право осуществлять завод-изготовитель, вагоноремонтное, эксплуатационное или любое другое предприятие имеющее право производства соответствующих работ (далее - ремонтные предприятия), которое имеет условный номер, присвоенный в соответствии с "Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей".
Выполнение ТОД осуществляется на основании заключенных договоров с собственником/владельцем вагона.
2. Алгоритм выполнения ТОД
Порядок выявления и приостановки от эксплуатации на сети железных дорог государств-участников Содружества вагонов, требующих проведения технического обслуживания с диагностированием, осуществляется в соответствии с Положением о ТОД.
Постановка вагона в ТОД осуществляется переводом его в нерабочий парк с оформлением уведомления на ремонт вагона по форме ВУ-23М и передачей в автоматизированные системы информации с указанием кода вида работ - "Техническое обслуживание с диагностированием" и кодов укрупненных узлов составных частей вагонов подлежащих процедуре диагностирования в соответствии с Положением о ТОД.
При проведении ТОД выполняются следующие виды работ:
1. Контроль технического состояния вагона по требованиям, предъявляемым к вагону в эксплуатации;
2. Обязательные работы для отдельных составных частей вагона, указанных в разработанной документации, направленной на проверку их исправности (далее - программа ТОД) или в ремонтной документации.
Объем работ осуществляется в отношении конкретных элементов грузовых вагонов, применительно к которым возникла необходимость проведения ТОД, и определяется на основании:
- требований предписания на производство работ с вагонами, выданным надзорным органом железнодорожной администрации;
- требований завода-изготовителя вагона или изготовителей деталей и составных частей вагонов;
- по требованию ремонтной организации, в период действия ее гарантийных обязательств на выполненный ремонт вагона/детали;
- требований собственника/владельца грузового вагона.
Основными составными частями и деталями вагонов, для которых производятся работы по требованиям ремонтной документации, являются:
- детали тележки;
- детали колесной пары;
- детали автосцепного устройства;
- детали автотормозного оборудования.
По результатам осмотра/диагностирования отдельных составных частей вагона, предъявленных к ТОД, принимается решение о возможности их дальнейшего использования в комплектации вагона.
В случае подтверждения наличия отдельных составных частей вагона с нарушениями, на устранение которых направлена программа ТОД, ремонтная организация составляет по данному факту Акт-рекламацию формы ВУ-41М. При соответствии результатов ТОД требованиям, предъявляемым к вагону в эксплуатации, а для контролируемых составных частей - руководящим документам по ремонту, вагон подлежит переводу в рабочий парк по форме ВУ-36М уведомления о приёмке грузовых вагонов из ремонта.
3. Контроль технического состояния вагона на соответствие требованиям Инструкции осмотрщику вагонов
Контроль технического состояния элементов грузовых вагонов является обязательным видом работ при производстве ТОД.
Контроль технического состояния предусматривает выполнение:
визуальной проверки;
инструментальной проверки;
поверки геометрических параметров узлов и деталей вагона.
Контроль технического состояния визуальной и инструментальной проверки геометрических параметров узлов и деталей вагона выполняется в соответствии с "Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации" (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50).
При не соответствии результатов контроля технического состояния требованиям, предъявляемым к вагону в эксплуатации, а для контролируемых деталей и составных частей - руководящим документам по ремонту, вагону, в зависимости от трудоёмкости работ, выполняется ремонт в объёме ТР-1, ТР-2.
Контролируемые параметры и их допустимые численные значения представлены в Перечне контролируемых параметров технического состояния грузовых вагонов, допускаемых к эксплуатации на пути общего пользования (Приложение к настоящему Порядку).
4. Обязательные работы при производстве ТОД деталей и составных частей вагона
После выполнения работ по контролю технического состояния вагона производится комплекс работ по требованиям предписания надзорных органов или по обращению изготовителя, ремонтной организации в период действия ее гарантийных обязательств, собственника/владельца вагонов в соответствии с программой ТОД согласно требованиям Положения о ТОД. В зависимости от программы ТОД работы могут подразделяться на:
- проверку составной части с использованием средств диагностики;
- ремонт составной части;
- замену составной части без производства контроля технического состояния.
4.1 Выполнение работ по требованиям предписания надзорных органов
Выполнение работ по требованию надзорных органов осуществляется на основании предписания, выдаваемого в адрес владельца инфраструктуры железнодорожной администрации и в адрес организации, допустившей нарушения при изготовлении или ремонте вагона/детали.
4.2 Выполнение работ по требованиям изготовителя/ремонтной организации вагона или составных частей вагона
Выполнение работ по обращению завода-изготовителя/ремонтной организации вагона или составных частей вагонов производится на основании программы ТОД изготовителя/ремонтной организации с наличием прямых указаний о выполнении отдельных работ или со ссылкой на действующие нормативные документы, по требованиям которых данные работы должны быть произведены.
4.3 Выполнение работ по требованиям собственника вагона
Выполнение работ по обращению собственника/владельца для вагона или его составных частей производится на основании программы ТОД, представленной собственником/владельцем, с наличием прямых указаний о выполнении отдельных работ или со ссылкой на действующие нормативные документы, по требованиям которых данные работы должны быть произведены.
5. Порядок производства обязательных работ при производстве ТОД составных частей вагона
5.1. Обязательные работы в отношении составной части (узла, детали) вагона производятся в соответствии с программой ТОД.
5.2. В случае отсутствия программы ТОД, подтверждение технического состояния вагона в целом и его отдельных составных частей подлежащих ТОД допускается по временным документам с производством обязательных работ указанных в таблицах 1-6. Производство указанных работ контроля и ремонта в отношении конкретной составной части или ее замене, является достаточным для подтверждения выполнения ТОД данной составной части вагона. При этом, требования по устранению нарушений в отношении составной части вагона являются исполненными, ТОД выполненным, вагон подлежит переводу в рабочий парк.
Временные документы действуют до момента предоставления программы ТОД заводом-изготовителем.
Таблица 1
Виды работ при производстве ТОД боковой рамы/надрессорной балки тележки грузового вагона
N пп |
Наименование работ |
контроль |
ремонт |
замена |
1 |
Выкатка тележки из-под вагона |
+ |
+ |
+ |
2 |
Очистка тележки |
+ |
+ |
+ |
3 |
Разборка тележки |
+ |
+ |
+ |
4 |
Контроль геометрических параметров деталей |
+ |
+ |
+ |
5 |
Диагностика средствами НК |
+ |
+ |
- |
6 |
Оценка технического состояния контролируемой детали |
+ |
+ |
+ |
7 |
Ремонт детали (в случае необходимости) |
- |
+ |
- |
8 |
Замена детали (в случае необходимости) |
- |
- |
+ |
9 |
Сборка тележки |
+ |
+ |
+ |
10 |
Контроль геометрических параметров тележки в сборе |
+ |
+ |
+ |
11 |
Установка тележки под вагон |
+ |
+ |
+ |
12 |
Контроль зазоров скользунов |
+ |
+ |
+ |
13 |
Регулировка тормозной рычажной передачи вагона |
+ |
+ |
+ |
Таблица 2
Виды работ при производстве ТОД буксового узла колёсной пары грузового вагона
N пп |
Наименование работ |
контроль |
ремонт |
замена |
1 |
Выкатка колёсной пары из-под вагона |
+ |
+ |
+ |
2 |
Очистка колёсной пары |
+ |
+ |
+ |
3 |
Контроль геометрических параметров колёсной пары |
+ |
+ |
- |
4 |
Вибродиагностический контроль буксового узла колёсной пары (в случае необходимости) |
+ |
+ |
- |
5 |
Оценка технического состояния колёсной пары |
+ |
+ |
- |
6 |
Замена буксового узла колёсной пары (в случае необходимости) |
- |
+ |
- |
7 |
Замена колёсной пары (в случае необходимости) |
- |
- |
+ |
8 |
Установка колёсной пары в тележку |
+ |
+ |
+ |
9 |
Регулировка тормозной рычажной передачи вагона |
- |
+ |
+ |
Таблица 3
Виды работ при производстве ТОД корпуса автосцепки или автосцепки в сборе грузового вагона
N пп |
Наименование работ |
контроль |
ремонт |
замена |
1 |
Демонтаж автосцепки с вагона |
+ |
+ |
+ |
2 |
Очистка автосцепки |
+ |
+ |
- |
3 |
Диагностика автосцепки |
+ |
+ |
- |
4 |
Ремонт автосцепки (в случае необходимости) |
- |
+ |
- |
5 |
Замена автосцепки (в случае необходимости) |
- |
- |
+ |
6 |
Установка автосцепки |
+ |
+ |
+ |
Таблица 4
Работы контроля/устранения при производстве ТОД тягового хомута автосцепного устройства грузового вагона
N пп |
Наименование работ |
контроль |
ремонт |
замена |
1 |
Демонтаж с вагона автосцепки тягового хомута, поглощающего аппарата |
+ |
+ |
+ |
2 |
Очистка тягового хомута |
+ |
+ |
- |
3 |
Диагностика тягового хомута средствами НК |
+ |
+ |
- |
4 |
Оценка технического состояния тягового хомута, поглощающего аппарата |
+ |
+ |
- |
5 |
Ремонт тягового хомута (в случае необходимости) |
- |
+ |
- |
6 |
Замена тягового хомута, поглощающего аппарата (в случае необходимости) |
- |
- |
+ |
7 |
Установка автосцепки, тягового хомута, поглощающего аппарата на вагон |
+ |
+ |
+ |
Таблица 5
Виды работ при производстве ТОД поглощающего аппарата автосцепного устройства грузового вагона
N пп |
Наименование работ |
контроль |
ремонт |
замена |
1 |
Демонтаж с вагона автосцепки тягового хомута, поглощающего аппарата |
+ |
+ |
+ |
2 |
Очистка поглощающего аппарата |
+ |
+ |
- |
3 |
Оценка технического состояния тягового хомута, поглощающего аппарата |
+ |
+ |
- |
4 |
Ремонт поглощающего аппарата (в случае необходимости) |
- |
+ |
- |
5 |
Замена поглощающего аппарата (в случае необходимости) |
- |
- |
+ |
6 |
Установка автосцепки, тягового хомута, поглощающего аппарата на вагон |
+ |
+ |
+ |
Таблица 6
Работы контроля/устранения при Виды работ при производстве ТОД автотормозного оборудования грузового вагона
N пп |
Наименование работ |
контроль |
ремонт |
замена |
1 |
Демонтаж деталей автотормозного оборудования с вагона (в случае необходимости) |
+ |
+ |
+ |
2 |
Проверка на стендах (в случае необходимости) |
+ |
+ |
- |
3 |
Ремонт автотормозного оборудования (в случае необходимости) |
- |
+ |
- |
4 |
Замена автотормозного оборудования (в случае необходимости) |
- |
- |
+ |
5 |
Установка автотормозного оборудования на вагон |
+ |
+ |
+ |
6 |
Проверка действия тормозного оборудования на вагоне |
+ |
+ |
+ |
7 |
Регулировка тормозной рычажной передачи вагона |
+ |
+ |
+ |
6. Выпуск и приемка вагонов из ТОД
Выпуск и приемка вагонов из ТОД производится в соответствии с установленным порядком.
В соответствии с требованиями Положения о ТОД на кузове вагона с обеих сторон наносится трафарет "ТОД", клеймо ремонтной организации, дата его проведения и код укрупненного узла, для деталей которого произведен ТОД.
При получении ИВЦ ЖА информации о выходе вагона из ТОД или ремонта в информационных системах для вагона снимается признак "предстоят изменения" или "запрет курсирования", в случае его проставления.
7. Учет производства ТОД
Учет производства ТОД осуществляется в соответствии требованиями Положения о ТОД.
Основным документом учета производства вагонам ТОД является "Книга учета производства технического обслуживания с диагностированием (ТОД) грузовых вагонов", которая ведется ремонтной организацией на основании оформленных уведомлений формы ВУ-23М, ВУ-36М, листка учета комплектации, дефектной ведомости формы ВУ-22, пересылочной ведомости формы ВУ-26М и акта рекламации формы ВУ-41М или другой формы.
Нормы времени простоя вагонов непосредственно в ТОД (на ремонтных позициях) не должны превышать времени проведения соответствующего вида ремонта (ТР-1, ТР-2), установленного для ремонтных организаций на территории инфраструктуры железнодорожной администрации проведения ТОД. Установленные нормы простоя распространяются также на заводы-изготовители в случае проведения ТОД заводами-изготовителями.
8. Отчетность
Отчетность по ТОД составляется организациями, производящими ТОД.
Организация, осуществившая проведение ТОД, обеспечивает сроки хранения документации, относящейся к производству ТОД каждого отдельного вагона, в течение не менее 3 лет с даты проведения ТОД (выдачи формы ВУ-36М).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок производства технического обслуживания грузовых вагонов с диагностированием (ТОД) (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 6-7 мая 2014 г. N 60)
Текст порядка официально опубликован не был
Разработано: Объединением производителей железнодорожной техники (НП "ОПЖТ")
Внесено: Объединением производителей железнодорожной техники (НП "ОПЖТ")
Взамен: Вводится впервые
Внесение изменений и дополнений: производится НП "ОПЖТ" в соответствии с "Рекомендациями ЕСТД. Общие положения по внесению изменений" (Р 50-92-88), ГОСТ 2.503-90 "Правила внесения изменений"