Положение вводится в действие с 15 января 2015 г.
1. Введение
1.1. Положение о техническом обслуживании грузовых вагонов с диагностированием (далее - Положение) разработано ОАО "ВНИИЖТ" на основании решения Комиссии Совета (протокол от 25-27 августа 2010 г. п. 31.3) в соответствии с планом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ железнодорожных администраций, участвующих в работе Совета на 2012 г. Шифр темы: 1.3.3. 12.13. Наименование: "Разработка системы учета выполнения технического обслуживания с диагностированием грузовых вагонов с применением информационных технологий".
1.2. Действие положения распространяется на грузовые вагоны восьмизначной нумерации, зарегистрированные в автоматизированном банке данных (далее - АБД ПВ) информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций (далее - ИВЦ ЖА) и допущенные к обращению на путях общего пользования государств-участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов в межгосударственном сообщении (далее - грузовые вагоны).
1.3. Положение устанавливает порядок выявления и приостановки от эксплуатации на сети железных дорог государств-участников Содружества вагонов, требующих проведения технического обслуживания с диагностированием, а также общий порядок организации и учета работ по его проведению.
Допускается разработка железнодорожными администрациями с учетом особенностей национального законодательства документов, не противоречащих и поддерживающих требования настоящего Положения.
1.4. По решению железнодорожных администраций допускается использование требований настоящего Положения для грузовых вагонов, курсирующих во внутригосударственном сообщении.
1.5. Решение о приостановке эксплуатации грузовых вагонов с целью проведения технического обслуживания с диагностированием принимается железнодорожной администрацией их приписки, в соответствии с национальным законодательством, в случаях создания угрозы:
- жизни и здоровья людей;
- экологической безопасности;
- безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
- нарушения сохранности груза, багажа и другого имущества юридических или физических лиц.
Решение принимается на основании выявленных нарушений требований, установленных для изготовления, модернизации и ремонта грузовых вагонов, их составных частей, узлов и деталей, систематических отказов в работе составных частей, узлов и деталей грузовых вагонов, а также по определению судебных органов или иных органов, уполномоченных национальным законодательством.
Железнодорожная администрация приписки вагонов, требующих проведение технического обслуживания с диагностированием, информирует о своем решении железнодорожные администрации-пользовательницы, на территории которых находятся данные вагоны с целью организации работ по приостановке их эксплуатации.
1.6. Инициаторами приостановки эксплуатации вагонов для проведения технического обслуживания с диагностированием могут выступать:
- владелец инфраструктуры, как ответственный за безопасность движения;
- завод-изготовитель вагона (узла или детали) и ремонтное предприятие, как организации, несущие ответственность за качество изготовления/ремонта и соответствие конструкции техническим условиям (ТУ) и ремонтной документации при выпуске на инфраструктуру;
- владелец вагонов как юридическое, или физическое лицо, владеющее грузовыми вагонами на праве собственности, аренды, включая лизинговую, или ином праве в соответствии с законодательством государства принадлежности вагонов.
Инициатор приостановки эксплуатации вагонов письменно информирует о своей инициативе железнодорожную администрацию приписки данных вагонов в соответствии с требованиями п. 3.2.
2. Общие положения
2.1. Техническое обслуживание с диагностированием (далее - ТОД) - комплекс операций по инструментальному контролю технического состояния вагона и его составных частей с использованием диагностических средств, с переводом вагонов в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
2.2. ТОД имеет право осуществлять завод-изготовитель, вагоноремонтное, эксплуатационное или любое другое предприятие (далее - ремонтные предприятия), которое имеет условный номер, присвоенный в соответствии с "Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей".
2.3. ТОД осуществляется в соответствии с ремонтной и эксплуатационной документацией, регламентирующей инструментальный контроль технического состояния вагона и его составных частей (далее - СЧВ) с использованием диагностических средств, разработанной заводом-изготовителем вагона/СЧВ (далее - завод-изготовитель) и представленной ремонтным предприятиям до начала их эксплуатации.
2.4. Ремонтная и эксплуатационная документация разрабатывается заводом-изготовителем в соответствии с принятыми в данной сфере деятельности стандартами, нормами, правилами и согласовывается Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства. В случае необходимости допускается разработка заводом-изготовителем дополнительной документации с учетом причин назначения вагону ТОД. Через железнодорожные администрации завод-изготовитель предоставляет документацию ремонтным предприятиям.
2.5. В случае непредставления заводом-изготовителем документации на проведение ТОД в инициативном порядке допускается разработка документов ограниченного срока действия (временных документов).
Инициаторами разработки временных документов могут быть:
- владелец инфраструктуры;
- владелец вагонов;
- ремонтные предприятия.
Данные документы в обязательном порядке подлежат согласованию на заседании Комиссии Совета по железнодорожному транспорту.
Временным документам присваивается статус "утратил силу" с момента предоставления заводом-изготовителем заменяющей их документации, согласованной Комиссией Совета по железнодорожному транспорту.
2.6. Все затраты, связанные с проведением ТОД по решению железнодорожной администрации/владельца инфраструктуры (включая маневровые работы и непроизводительные простои вагонов), возмещаются владельцем вагонов в соответствии с национальным законодательством и/или нормами международного права.
2.7. Предприятия, осуществляющие ТОД, несут ответственность за объективность, достоверность, полноту и качество проведенного ТОД вагонов/СЧВ, а также за сохранность комплектации вагонов, исключающую необоснованную замену СЧВ вагонов.
2.8. После проведения ТОД сохраняется гарантийная ответственность на вагоны, прошедшие ТОД, в том числе:
- гарантия завода-изготовителя (в период ее действия);
- гарантия ремонтного предприятия на вагоны, прошедшие плановые виды ремонтов - деповской (ДР), капитальный (КР).
3. Порядок приостановки эксплуатации вагонов с целью проведения ТОД
3.1. Приостановка эксплуатации грузовых вагонов осуществляется железнодорожной администрацией, на территории которой находятся данные вагоны, с использованием следующих способов:
3.1.1. введения немедленного автоматизированного запрета на курсирование грузовых вагонов, требующих приостановки эксплуатации, с помощью выставления в автоматизированной базе данных парка грузовых вагонов (далее - АБД ПВ) признака "запрет курсирования";
3.1.2. введения автоматизированного запрета на курсирование грузовых вагонов с определенной даты с запрещением производства погрузки указанных вагонов до этой даты. Данный способ реализуется путем выставления в АБД ПВ признака "предстоят изменения" с последующей заменой его на признак "запрет курсирования" в указанную дату.
3.2. Железнодорожная администрация приписки вагонов рассматривает обращение их владельца, а также вагоностроительных, вагоноремонтных предприятий или владельца инфраструктуры о приостановке эксплуатации грузовых вагонов только в отношении:
- вагонов, непосредственно принадлежащих данному владельцу;
- вагонов, изготовленных или отремонтированных непосредственно на данном предприятии;
- вагонов, представляющих угрозу безопасности движения на территории данной инфраструктуры.
В письменном обращении инициатор приостановки эксплуатации вагонов указывает причину и дальнейшие действия с вагонами, касающиеся восстановления их работоспособности и введения в эксплуатацию, прикладывает материалы, подтверждающие необходимость приостановки эксплуатации и дополнительную документацию на проведение ТОД, при ее наличии.
3.3. Для приостановки эксплуатации грузовых вагонов железнодорожная администрация, в соответствии с национальным законодательством, направляет в адрес причастных железнодорожных администраций, на территории которых находятся данные вагоны, и Дирекции Совета уведомление о приостановке эксплуатации с указанием конкретной причины приостановки, наименования составных частей вагонов, подлежащих диагностированию и номера контактного телефона.
К уведомлению в адрес Дирекции Совета прилагаются также материалы, подтверждающие необходимость приостановки эксплуатации грузовых вагонов.
Приостановка эксплуатации грузовых вагонов осуществляется железнодорожной администрацией или владельцем инфраструктуры дислокации вагонов, в соответствии с национальным законодательством, и использованием признаков, указанных в пунктах 3.1.1. и 3.1.2.
3.4. Порожние грузовые вагоны, по которым проставлен признак "предстоят изменения" передислоцируются в вагоноремонтные предприятия железнодорожной администрации страны-собственницы или железнодорожной администрации приписки грузовых вагонов.
3.5. Грузовые вагоны, остановленные по признаку "запрет курсирования" передислоцируются как "груз на своих осях" в вагоноремонтные предприятия, при условии обеспечения безопасности движения. С этой целью на них выписывается уведомление формы ВУ-23М, ВУ-26М и в автоматизированные системы передается информация с указанием кода вида работ - "Техническое обслуживание с диагностированием" и кодов укрупненных узлов СЧВ подлежащих процедуре диагностирования (см. раздел 4, п. 4.3). Порядок пересылки данных вагонов на ремонтные предприятия осуществляется в соответствии с п. 4.6.
3.6. По грузовым вагонам, отставленным от эксплуатации на территории железнодорожных администраций-пользовательниц, после их осмотра принимается решение о производстве ТОД на железнодорожной администрации дислокации или возможности их направления установленным порядком на железнодорожную администрацию страны-собственницы (приписки) грузовых вагонов. Грузовые вагоны, остановленные по признаку "запрет курсирования", могут следовать в составах поездов только как "груз на своих осях".
3.7. Железнодорожная администрация, приостановившая эксплуатацию грузовых вагонов, в соответствии с национальным законодательством контролирует проведение мероприятий, необходимых для устранения причин, повлекших за собой приостановку эксплуатации.
3.8. ИВЦ ЖА при получении от железнодорожных администраций информационного сообщения о выпуске вагона из ТОД снимает в АБД ПВ признак "предстоят изменения" или "запрет курсирования", вызванный причинами, указанными в п. 1.5. и регистрирует в АБД ПВ данному номеру вагона факт проведения ТОД (дата, место, результат).
3.9. О ходе проведения железнодорожными администрациями мероприятий, направленных на устранение причин приостановки эксплуатации грузовых вагонов и результатах работы, железнодорожная администрация, приостановившая эксплуатацию грузовых вагонов, информирует Дирекцию Совета.
3.10. В целях прекращения производства некачественной железнодорожной продукции, защиты законных интересов участников перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения, а также для принятия оперативных мер снижающих вероятность возникновения аварийных ситуаций, железнодорожная администрация направляет информацию об отказах узлов и деталей подвижного состава, а также, по возможности, образцы некачественной продукции в адрес органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия, для принятия решения о приостановлении его действия.
4. Порядок постановки вагонов на ТОД
4.1. Вагоны, подлежащие ТОД, но приостановка эксплуатации которых невозможна с использованием информационных управляющих систем, отставляются от движения эксплуатационными предприятиями самостоятельно на основании отдельных распорядительных документов, принимаемых к исполнению железнодорожной администрацией/владельцем инфраструктуры.
4.2. Выявление вагонов, подлежащих ТОД, производится работниками ПТО при натурном осмотре грузовых вагонов, предъявленных к техническому обслуживанию в поездах и указанных в "Книге предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию" формы ВУ-14, с использованием сведений, содержащихся в информационных справках ИВЦ ЖА и национальных информационных систем. Кроме того, выявление вагонов, подлежащих ТОД, осуществляется среди вагонов, находящихся в нерабочем парке, в распоряжении дороги, включая все виды ремонта, отстоя, резервирования и т.д.
4.3. Вагоны, отставленные или подлежащие отстановке от эксплуатации, переводятся в состав неисправных с выпиской уведомления формы ВУ-23М, при этом:
- в позиции "Наименование неисправностей" проставляется запись "Контроль качества изготовления/ремонта" с указанием наименования СЧВ и кода укрупненного узла, составные части которого подлежат диагностированию;
- в поле "Вид требуемого ремонта" проставляется запись "Техническое обслуживание с диагностированием (ТОД)" и указывается соответствующий код вида работ (X).
Пример заполнения формы ВУ-23М и ВУ-23 ЭТД (применяемой ОАО "РЖД") в случае предъявления вагона к ТОД приведен в Приложении 1.
4.4. В случае обнаружения у вагона, подлежащего ТОД, дополнительных неисправностей, запрещающих его использование в рабочем парке, они также указываются в уведомлении формы ВУ-23М, с проставлением кодов в соответствии с действующим классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05). Устранение данных неисправностей осуществляется на ремонтном предприятии проведения ТОД в рамках необходимого для их устранения вида ремонта.
4.5. Информация, содержащаяся в форме ВУ-23М, через национальные информационные системы передается в ИВЦ ЖА в соответствии с действующими информационными технологиями.
4.6. При необходимости пересылки ранее переведенного в состав неисправных вагона на ремонтное предприятие для проведения ТОД, на него оформляется сопроводительный листок формы ВУ-26М. Ранее выписанное уведомление формы ВУ-23М и сопроводительный листок формы ВУ-26М с пометкой для "ТОД" прикладываются к перевозочным документам.
4.7. В случае, когда вагон по техническому состоянию не может быть направлен на железнодорожную администрацию владельца вагона, ТОД производится на территории железнодорожной администрации его дислокации по согласованию с владельцем вагона.
5. Порядок проведения ТОД
5.1. При поступлении вагона в ТОД проверяется соответствие фактической комплектации вагона комплектации, зарегистрированной в информационных системах, и наличие в конструкции вагона СЧВ, требующих контроля технического состояния в рамках объявленного ТОД.
5.2. В случаях, когда однозначно определено, что в конструкции вагона отсутствуют СЧВ, подлежащие ТОД, владелец вагона обеспечивает выяснение причин отсутствия данных СЧВ, а ремонтное предприятие производит ввод фактических данных о комплектации вагона. До окончания проведения указанных мероприятий вагон остается на остатке неисправных вагонов.
5.3. При наличии в конструкции вагона искомых СЧВ производится контроль их технического состояния в соответствии с нормативно-технической документацией, представленной ремонтному предприятию заводом-изготовителем, через железнодорожную администрацию, или принятой к исполнению на данном предприятии по письменному согласию завода-изготовителя.
5.4. По результатам осмотра/диагностирования СЧВ, предъявленных к ТОД, принимается решение о возможности их дальнейшего использования в комплектации вагона.
5.5. В случае, если по результатам проведения ТОД хотя бы по одной диагностируемой СЧВ, подтверждается потеря ее работоспособности или угроза безопасности движения предприятие проведения ТОД составляет Акт-рекламацию формы ВУ-41М или иной формы, порядком, установленным в соответствии с национальным законодательством и/или нормами международного права.
5.6. Кроме работ, направленных непосредственно на диагностирование СЧВ, в обязательном порядке проверяется соответствие предъявленного к ТОД вагона требованиям Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (далее - Инструкция осмотрщику вагонов) или эксплуатационной документации завода-изготовителя на данную модель вагонов.
5.7. Устранение дефектов базовых элементов конструкции вагона (рама, кузов) запрещается без согласия завода-изготовителя в период его гарантийной ответственности.
5.8. Составные части, находящиеся на гарантийном (сервисном) обслуживании, подлежат техническому обслуживанию и ремонту в условиях, установленных заводом-изготовителем (сервисным предприятием) или владельцем вагонов по согласованию с заводом-изготовителем (сервисным предприятием).
6. Приемка вагонов из ТОД
6.1. При отсутствии особых требований, приемка вагонов из ТОД производится в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) и/или нормативной документации по эксплуатации данной модели вагонов и их составных частей.
6.2. На кузове вагона с обеих сторон рядом с трафаретами о проведенных деповском и капитальном ремонтах шрифтом высотой 70 мм наносится трафарет "ТОД", клеймо ремонтного предприятия, дата его проведения и код укрупненного узла, для деталей которого произведен ТОД, например:
ТОД-360
01.08.13
100
Кодировка укрупненных узлов вагонов соответствует требованиям классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 04):
100 - диагностирование колесных пар (их узлов/деталей);
200 - диагностирование деталей тележек;
300 - диагностирование деталей автосцепного оборудования;
400 - диагностирование деталей автотормозного оборудования;
500 - диагностирование кузова вагона;
600 - диагностирование рамы вагона.
При одновременном проведении ТОД двух и более укрупненных узлов в трафарете указываются коды всех этих узлов. Например:
ТОД-360
01.08.13
100
300
6.3. По завершении производства работ по ТОД на вагон в установленном порядке оформляется уведомление о приёмке грузовых вагонов из ремонта ф. ВУ-36М и в обязательном порядке как приложение к данному уведомлению - листок учета комплектации грузового вагона.
6.4. Уведомление ф. ВУ-36М помимо основной информации, также содержит дополнительную информацию о результатах диагностирования каждого наименования СЧВ, из числа предъявленных к проведению ТОД, в следующем объеме:
6.4.1. "СЧВ исправны и допущены к дальнейшей эксплуатации в комплектации вагона";
6.4.2. "СЧВ не найдены в комплектации вагона";
6.4.3. "Неисправности СЧВ требуют устранения в текущем ремонте";
6.4.4. "Неисправности СЧВ требуют устранения в деповском ремонте";
6.4.5. "Неисправности СЧВ требуют устранения в капитальном ремонте".
Данная информация указывается в поле "Код работы" ф. ВУ-36М в виде четырехзначного комбинированного кода, три знака которого соответствуют коду укрупненного узла, подлежащего ТОД, а один - результату ТОД.
Пример заполнения ф. ВУ-36М и ф. ВУ-36 ЭТД (применяемой ОАО "РЖД") в случае проведения ТОД см. Приложение 2.
6.5. В случае если в ВУ-36М содержится информация о результатах проведения ТОД по п. 6.4.3 - 6.4.5, то на вагон в установленном порядке оформляется ВУ-23М с указанием требуемого вида ремонта - текущий, деповской или капитальный ремонт соответственно.
6.6. По завершению соответствующего вида ремонта на вагон в установленном порядке выписывается уведомление ф. ВУ-36М и листок учета комплектации грузового вагона.
6.7. Сведения, содержащиеся в уведомлении формы ВУ-36М и листке учета комплектации вагона, через национальные информационные системы передаются в ИВЦ ЖА в соответствии с действующими информационными технологиями.
7. Учет проведения ТОД
7.1. Основным документом учета проведения вагонам ТОД является "Книга учета проведения технического обслуживания с диагностированием (ТОД) грузовых вагонов" (далее - книга учета ТОД) (Приложение 3).
7.2. Книга учета ТОД ведется каждым предприятием на основании оформленных уведомлений формы ВУ-23М, ВУ-36М, листка учета комплектации, дефектной ведомости формы ВУ-22, пересылочной ведомости формы ВУ-26М, и акта рекламации формы ВУ-41М или другой формы.
7.3. В графе 8 книги учета - "Наименование и номера СЧВ (деталей)" - указывается наименования СЧВ, предъявленных к ТОД и их индивидуальные номера (для номерных деталей).
7.4. Графа 9 книги учета - "Результат диагностирования СЧВ (деталей)" - заполняется на предприятии проведения ТОД и содержит следующие результаты освидетельствования/диагностирования:
- "исправна";
- "требует ремонта" (указывается неисправность);
- "требуется замена" (указывается причина замены);
- "СЧВ не обнаружена".
7.5. Нормы времени простоя вагонов непосредственно в ТОД (на ремонтных позициях) не должны превышать времени проведения деповского ремонта, установленного для вагоноремонтных предприятий на территории инфраструктуры/железнодорожной администрации проведения ТОД. Общее время простоя вагонов в ТОД регламентируется нормативами, принятыми на территории инфраструктуры/железнодорожной администрации проведения ТОД. Установленные нормы простоя распространяются так же на заводы-изготовители, в случае проведения ТОД заводами-изготовителями.
7.6. В информационных системах национального уровня учет проведения ТОД ведется в соответствии с внутренним порядком, установленным железнодорожной администрацией/инфраструктурой на основе распорядительных документов.
7.7. На межгосударственном уровне учет производства ТОД ведется ИВЦ ЖА на основании электронных сообщений.
8. Отчетность
8.1. Отчетность по ТОД составляется предприятиями, осуществляющими перевод вагонов в состав неисправных и производящими ТОД.
8.2. Отчетность по проведению вагонам ТОД составляется на основании данных, содержащихся в Книге учета ТОД и других дополнительных сведений, характеризующих процесс проведения ТОД.
8.3. Порядок предоставления отчетности по ТОД устанавливается отдельными распорядительными документами управляющих органов инфраструктуры/железнодорожной администрации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о техническом обслуживании грузовых вагонов с диагностированием (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 6 - 7 мая 2014 г. N 60)
Текст положения официально опубликован не был
Положение вводится в действие с 15 января 2015 г.
Разработано: Открытым акционерным обществом "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" (ОАО "ВНИИЖТ")
Внесено: Открытым акционерным обществом "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" (ОАО "ВНИИЖТ")
Согласовано: Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций протокол N 55 от "19-21" февраля 2013г.
Изменено:
1. Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций протокол N 56 от "10-12" сентября 2013 г.
2. Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций протокол N 57 от "04-06" марта 2014 г.
Введено в действие: "_____" _____________20___г.
Взамен: Вводится впервые
Внесение изменений и дополнений: производится ОАО "ВНИИЖТ" в соответствии с "Рекомендациями ЕСТД. Общие положения по внесению изменений" (Р 50-92-88), ГОСТ 2.503-90 "Правила внесения изменений".