Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
Рекомендации
по установлению нормативной частоты изломов боковых рам и нормативной доли дефектных изделий в партии боковых рам
А.1 Установка нормативной частоты изломов боковых рам
На основании принципа ALARP, а также показателей, достигнутых на железных дорогах ведущих стран мира, в качестве допустимого уровня по частоте изломов (опасных отказов) боковой рамы устанавливается уровень 1/год*, соответствующий маловероятной частоте возникновения по ГОСТ Р 54505-2011. Данный уровень допускает в среднем 1 излом боковой рамы на 1 млн изделий в год на интервале наблюдения.
Следует отметить, что ситуация с изломами боковых рам, сложившаяся на сети железных дорог в последние годы, приводит к практически в 4 раза худшим показателям безопасности функционирования грузовых вагонов и наличию недопустимого риска (рисунок А.1).
Рисунок А.1 - Матрица риска повреждения грузового вагона в результате излома боковой рамы
А.2 Установка нормативной доли дефектных изделий в партии боковых рам
Фактическая доля дефектных изделий в эксплуатируемой партии боковых рам оценивается отношением количества дефектных изделий в партии к ее эксплуатируемому объему:
,
где S - доля дефектных изделий в партии;
M - количество дефектных изделий в партии;
- эксплуатируемый объем партии.
Статистические данные по доле выявленных литых боковых рам с трещинами и литейными дефектами в общем количестве (около 6 000 000) эксплуатируемых боковых рам на сети за 2009-2012 гг. (таблица А.1) свидетельствуют о неудовлетворительных показателях их надежности. В соответствии с классификацией частоты возникновения событий по ГОСТ Р 54505-2011 (таблица А.2), существующая частота возникновения трещины или другого неустранимого дефекта боковой рамы (классифицируемого как отказ) относится по уровню частоты к категории "вероятное". Как правило, такой частый уровень отказов свидетельствует о наличии в изделиях систематических технологических дефектов, что обусловливает невозможность обеспечения заданных показателей безопасности функционирования грузовых вагонов, использующих боковые рамы с такими показателями надежности. Согласно опытным данным, частоту возникновения дефектов следует снизить, как минимум, до уровня частоты "случайное", что соответствует доле дефектных изделий не более , при обеспечении требуемой живучести (в случае возникновения трещины или другого неустранимого дефекта литой боковой рамы должна быть обеспечена возможность безаварийного проследования вагона к пункту технического обслуживания). При этом показатели живучести закладываются на стадиях проектирования и изготовления литых деталей.
Принимая во внимание статистику отношения количества опасных отказов (изломов боковой рамы) к количеству отказов (трещин и других неустранимых дефектов боковой рамы) за период 2009 - 2012 гг. (таблица А.3), следует отметить, что обеспечение заданного уровня безопасности функционирования грузовых вагонов
( 1/год) возможно при доле дефектных изделий, не превышающей наименьшего указанного в таблице А.3 значения - .
На основании вышеизложенного, значение нормативной доли дефектных изделий целесообразно принять не более с учетом технологического запаса, предусматривающего влияние человеческого фактора в процессе осмотра вагонов, возможные отклонения условий эксплуатации вагонов от установленных норм и накопление усталостных повреждений в литых боковых рамах. Для использования в настоящей методике принимается значение нормативной доли дефектных изделий в партии *.
Таблица А.1
Данные по доле дефектов боковых рам за 2009 - 2012 гг.
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего |
Количество дефектных изделий |
3709 |
12293 |
7803 |
11124 |
34929 |
Доля дефектных изделий, в общем количестве изделий в эксплуатируемом парке (6 000 000 единиц) |
(среднее) |
Таблица А.2
Типовые уровни частот возникновения событий по ГОСТ 54505-2011
Уровень частоты |
Частота событий в год, f |
Описание |
Частое |
Вероятность частого возникновения. Постоянное наличие опасности |
|
Вероятное |
Неоднократное возникновение. Ожидается частое возникновение опасного события |
|
Случайное |
Вероятность неоднократного возникновения. Ожидается неоднократное возникновение опасного события |
|
Редкое |
Вероятность того, что событие будет иногда возникать на протяжении жизненного цикла объекта. Обоснованное ожидание возникновения опасного события. |
|
Крайне редкое |
Вероятность возникновения маловероятна, но возможна. Можно предположить, что опасное событие может возникнуть в исключительном случае. |
|
Маловероятное |
Вероятность возникновения крайне маловероятна. Можно предположить, что опасное событие не возникнет. |
Таблица А.3
Данные по соотношению изломов и дефектов боковых рам за 2009 - 2012 гг.
Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего |
Количество изломов |
12 |
21 |
24 |
23 |
80 |
Количество дефектных изделий |
3709 |
12293 |
7803 |
11124 |
34929 |
Отношение количества изломов к количеству дефектов |
(среднее) |
||||
Допустимая доля дефектных изделий в общем количестве изделий в эксплуатируемом парке, соответствующая 1 излому на 1 млн изделий |
(среднее) |
* Для данного параметра железнодорожной администрацией могут быть установлены другие значения.
<< Назад |
||
Содержание Методика отнесения грузовых вагонов к категории со сниженным уровнем эксплуатационной безопасности по показателям надежности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.