Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N 12-АПГ14-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мирбадалева А.А. о признании недействующими отдельных положений Перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. N 455
по апелляционным жалобам Мирбадалева А.А. и Правительства Республики Марий Эл на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 ноября 2013 года, которым заявление Мирбадалева А.А. частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Мирбадалева А.А. и его представителя Бирюкова А.В., поддержавших доводы своей апелляционной жалобы, и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы Правительства Республики Марий Эл, представителя Правительства Республики Марий Эл Закировой Л.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Правительства Республики Марий Эл, и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Мирбадалева А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
6 декабря 2012 года Правительством Республики Марий Эл принято постановление N 455 "Об утверждении перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера" (далее - Постановление), первоначальный текст которого опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru, 6 декабря 2012 г. и в издании "Марийская правда. Официальный еженедельник" 14 декабря 2012 г., N 49.
Пунктом 1 Постановления утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 данного Перечня в г. Йошкар-Ола к специально отведенным или приспособленным местам отнесены:
- территория перед Дворцом молодежи по ул. Зеленой, д. 1; территория перед д. 95 по ул. Строителей ("Мебельград");
- территория за зданием Дома культуры Российской Армии по ул. Героев Сталинградской битвы, д. 35;
- участок ул. Кремлевской от пересечения с ул. Советской до пересечения с ул. Рябинина, участок ул. Рябинина от пересечения с ул. Кремлевской до пересечения с Ленинским проспектом;
- участок бул. Чавайна от пересечения с ул. Кирова до пересечения с ул. Петрова;
- от перекрестка ул. Соловьева и ул. Деповской 2-й по ул. Деповской 2-й, по ул. Малое Чигашево, по ул. Строителей до д. 95 по ул. Строителей ("Мебельград");
- участок от перекрестка ул. Мира и ул. Героев Сталинградской битвы, по ул. Героев Сталинградской битвы до д. 35 по ул. Героев Сталинградской битвы (Дом культуры Российской Армии);
- участок от перекрестка ул. Прохорова и ул. Строителей по ул. Прохорова до перекрестка с ул. Зеленой, по улице Зеленой до д. 1 по ул. Зеленой (Дворец молодежи).
Мирбадалев А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 (абзацев первый - восьмой графы 4 позиции 1) Перечня в части определения специально отведенных или приспособленных мест на территории г. Йошкар-Ола, ссылаясь на их противоречие части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статье 5.1 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. N 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
По мнению заявителя, руководство республики расценило предоставленное ему право определения специально отведенных мест для публичных мероприятий как возможность выдворить активистов на задворки городского округа. Транспортная доступность к территории перед ООО "Мебельград", иным местам проведения публичных мероприятий фактически не обеспечена, к ООО "Мебельград" ходят только автобусы, доступ к санузлам отсутствует, вблизи находится автозаправочная станция, сама площадка занята автостоянкой, что не обеспечивает и безопасность проведения публичных мероприятий.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 ноября 2013 года признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзацы первый, третий - восьмой графы 4 позиции 1 Перечня единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. N 455. В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе Мирбадалев А.А. просит решение в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Правительство Республики Марий Эл в апелляционной жалобе просит решение суда в части удовлетворения заявленных Мирбадалевым А.А. требований отменить, вынести по делу новое решение об оставлении заявления без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на свободу мирных собраний (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований).
В целях реализации указанного конституционного права принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ), которым определено, что законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Так же частью 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ определены места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.
К ним относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ статья 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ дополнена частями 1.1, 1.2 и 2.2, согласно которым:
органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1);
при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2);
в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 2.2).
Статьей 4.2 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. N 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл" (далее - Республиканский закон от 1 октября 2004 г. N 36-З) (в ред. Закона Республики Марий Эл от 24 октября 2012 г. N 58-З) закреплено, что специально отведенные места определяются Правительством Республики Марий Эл (часть 3). Норма предельной заполняемости специально отведенных мест - три человека на пять квадратных метров (часть 4).
При этом статьей 5.1 Республиканского закона от 1 октября 2004 г. N 36-З (в указанной редакции) установлены места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций:
объекты жизнеобеспечения (имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в том числе трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты; имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства тепловой энергии, водоснабжения);
объекты социальной инфраструктуры (здания и помещения, занимаемые медицинскими и фармацевтическими организациями, образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, объекты спорта);
территории, непосредственно прилегающие к вышеуказанным объектам на расстоянии не менее 100 метров от границ этих объектов.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012 г. N 455 утвержден оспариваемый Перечень. Данное постановление, как следует из его вводной части, принято в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пунктом 3 статьи 4.2 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 г. N 36-З "О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл".
Разрешая требования Мирбадалева А.А., суд, проанализировав приведенное выше законодательство, дал надлежащую оценку доводам сторон и разрешил дело в соответствии с действующим законодательством, обоснованно пришел к выводу о том, что его требования подлежали удовлетворению по позициям, изложенным в решении суда и обоснованно отказал в удовлетворении заявления относительно позиции по территории перед ООО "Мебельград" по ул. Строителей, д. 95. Доводы апелляционной жалобы заявителя по существу были предметом рассмотрения суда первой инстанции, суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанное место соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к местам для проведения публичных мероприятий, в том числе по критерию обеспечения безопасности его участников.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Республики Марий Эл также не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку все они исследовались в ходе рассмотрения дела и им дана надлежащая правовая оценка, с которой Судебная коллегия соглашается в полной мере.
По каждой из позиций нормативного правового акта судом проведена надлежащая проверка, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему в данной сфере законодательству.
Суд обоснованно не согласился с доводом Правительства Республики Марий Эл о том, что положения статьи 5.1 Республиканского закона от 1 октября 2004 г. N 36-З, устанавливающие перечень мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, не применимы к определению специально отведенных или приспособленных мест для проведения такого рода мероприятий.
Из системного толкования данной правовой нормы в ее взаимосвязи с положениями части 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ следует, что федеральный законодатель в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе недопущения нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, наделил органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями дополнительно (помимо мест, указанных в части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ) определять места, в которых проведение публичных мероприятий в форме собраний, митингов, шествий и демонстраций запрещается на территории данного субъекта Российской Федерации.
Основанный на положениях части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающих ограничение конституционных прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, запрет на проведение публичных мероприятий на объектах социальной инфраструктуры и вблизи них, вопреки доводам Правительства Республики Марий Эл, носит универсальный характер, то есть должен учитываться и при определении специально отведенных мест на территории субъекта Российской Федерации.
Как правильно указал суд, защита прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественная безопасность должны быть в равной мере обеспечены при проведении публичного мероприятия как в специально отведенных местах, так и в иных местах, в отношении которых требуется получение согласования на проведение публичного мероприятия.
Определение мест для проведения публичных мероприятий, как специально отведенных или приспособленных для этого, так и иных мест, где такого рода мероприятия проводятся по предварительному согласованию, осуществляется в единых целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования с соблюдением прав иных лиц на бесперебойное функционирование объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, связи, на пешеходное и транспортное передвижение без помех, доступ к жилым помещениям и объектам транспортной и социальной инфраструктуры, с соблюдением единых конституционных принципов законности, гарантированности прав и свобод каждого. Иное означало бы необеспечение названных целей и конституционных принципов, установленных федеральным законом и законодательством субъекта Российской Федерации безопасных условий проведения публичных мероприятий.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 11 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Мирбадалева А.А. и Правительства Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N 12-АПГ14-3
Текст определения официально опубликован не был