Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N 9-АПГ14-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 13 февраля 2014 года, которым частично удовлетворено заявление Добруник М.В., ТСЖ "АГАТ", ТСЖ "Акимовское", ТСЖ "Бурнаковское", ТСЖ "Гордеевка", ТСЖ "Горная 11", ТСЖ "Лесной городок", ТСЖ "Максима", ТСЖ "Народная 50", ТСЖ "Нижегородец-1", ТСЖ "НОВОСЁЛ", ТСЖ "Печеры", ТСЖ "РОДОС", ТСЖ "Тонкинское 7А", ТСЖ "УЮТ-3", ТСЖ "УЮТ-6", ТСЖ "УЮТ-9" и ТСЖ "Хороши Хоромы" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 г. N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителей Правительства Нижегородской области Семенникова А.В., Гришина А.С. и Горячкиной Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы заявительницы Добруник М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
28 мая 2012 г. Правительством Нижегородской области принято постановление N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" (далее - Постановление), первоначальный текст которого опубликован в издании "Правовая среда", 15 июня 2012 г. N 63(1474) (приложение к газете "Нижегородские новости" N 105 (4958).
Пунктом 1 Постановления решено установить с 1 июня 2012 года на территории Нижегородской области социальную норму потребления электрической энергии населением в размере 50 кВт.ч в месяц на человека.
Согласно пункту 2 Постановления социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 Постановления, применяется при оплате электрической энергии:
- гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства;
- членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 Постановления, применяется при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Добруник М.В., ТСЖ "АГАТ", ТСЖ "Акимовское", ТСЖ "Бурнаковское", ТСЖ "Гордеевка", ТСЖ "Горная 11", ТСЖ "Лесной городок", ТСЖ "Максима", ТСЖ "Народная 50", ТСЖ "Нижегородец-1", ТСЖ "НОВОСЁЛ", ТСЖ "Печеры", ТСЖ "РОДОС", ТСЖ "Тонкинское 7А", ТСЖ "УЮТ-3", ТСЖ "УЮТ-6", ТСЖ "УЮТ-9" и ТСЖ "Хороши Хоромы" обратились в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 Постановления, ссылаясь на их противоречие федеральному законодательству. Так, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии" Нижегородская область включена в список восьми субъектов Российской Федерации, на территориях которых с 1 сентября 2013 года стартовали пилотные проекты по введению этих норм.
Заявители полагали, что действующая в Нижегородской области социальная норма потребления электрической энергии занижена, не подтверждена опытным путем; пункт 2 оспариваемого Постановления нарушает права временно зарегистрированных граждан на применение к ним социальной нормы потребления электрической энергии, а пункт 3 Постановления подлежит признанию недействующим, так как в настоящее время законодательством предоставление льгот по оплате за электроэнергию отдельным категориям граждан не предусмотрено, новый механизм оплаты электрической энергии предполагает установления социальной нормы для всего населения региона.
Решением Нижегородского областного суда от 13 февраля 2014 г. заявленные требования удовлетворены частично, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 г. N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением". В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Нижегородской области просит решение в части удовлетворения заявленных требований отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", который также определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Пунктом 5 статьи 23 приведенного Федерального закона предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (пункт 1 статьи 24 приведенного Федерального закона).
Во исполнение вышеизложенного, правительством Нижегородской области принято Постановление, отдельные положения которого оспариваются заявителями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, сделал правильное суждение о том, что оспариваемый абзац 2 пункта 2 Постановления противоречит федеральному законодательству, поскольку нарушает права временно зарегистрированных граждан, к которым социальная норма потребления электрической энергии не применяется.
Вывод суда мотивирован тем, что согласно пункту 2 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614, "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей; "группа домохозяйства" - категория домохозяйства, определяемая количеством совместно проживающих в жилом помещении и в установленном порядке зарегистрированных по месту жительства лиц, относящихся к одному домохозяйству, или количеством лиц, проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
Пунктом 43 названного Положения установлено, что временно зарегистрированные лица учитываются при определении группы домохозяйства до момента истечения срока временной регистрации, указанного в документе, выдаваемом органом регистрационного учета.
Из изложенного следует, что наряду с гражданами, зарегистрированными по месту жительства, социальная норма потребления электрической энергии применяется и к гражданам, имеющим временную регистрацию, т.е. гражданам, зарегистрированным по месту проживания.
Кроме того, в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства", сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Целью оспариваемого акта, согласно его преамбуле, является социальная защита населения Нижегородской области. Определяя в пункте 2 Постановления круг лиц, в отношении которых применяется социальная норма потребления электрической энергии (мощности), законодатель субъекта Российской Федерации не учел, что на федеральном уровне данный круг лиц уже установлен и к ним статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" отнесены население и приравненные к нему потребители, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 614 дано понятие потребителя для целей регулирования названных правоотношений. Иное регулирование правоотношений, получивших регламентацию на федеральном уровне, субъектом Российской Федерации не допустимо.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 13 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N 9-АПГ14-3
Текст определения официально опубликован не был