Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 43.02.09 Ритуальный сервис
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. N 473)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 43.02.09 Ритуальный сервис для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.09 Ритуальный сервис имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 43.02.09 Ритуальный сервис базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения* |
среднее общее образование |
Специалист по ритуальному сервису |
1 год 10 месяцев |
основное общее образование |
2 года 10 месяцев** |
______________________________
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и осуществление погребения умерших граждан, предоставление связанных с погребением услуг, создание и организация функционирования кладбищ, крематориев, похоронных домов, бюро, пунктов приема заказов, организация изготовления и реализация изделий ритуально-похоронного назначения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
процесс приема заказов на услуги по погребению и изделия ритуально-похоронного назначения;
процесс реализации изделий ритуально-похоронного назначения;
изделия ритуально-похоронного назначения, в том числе цветы, венки, одежда, обувь, фотографии, гробы, предметы религиозного характера;
надмогильные сооружения, в том числе памятники, цоколи, ограды, цветники, скульптуры, архитектурные формы, религиозные знаки;
инструменты, приспособления, оборудование для сохранения тел умерших, захоронения и кремации, благоустройства территорий кладбищ и крематориев;
технологические процессы по благоустройству и содержанию мест захоронений, территорий кладбищ и крематориев;
технологические процессы по захоронению тел и кремированных останков умерших;
технологические процессы кремирования тел умерших;
обряды и ритуалы прощания (панихиды) с умершими и их поминовение;
технологические процессы изготовления, установки и ремонта надмогильных сооружений;
учетно-отчетная документация;
ритуально-похоронные организации;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Специалист по ритуальному сервису готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация работ по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению.
4.3.2. Организация приема и исполнения заказов на услуги по погребению и изделия ритуально-похоронного назначения.
4.3.3. Организация работ по захоронению и эксгумации останков, содержанию и благоустройству кладбищ.
4.3.4. Управление технологическими процессами кремации тел умерших.
4.3.5. Организация работ по изготовлению, установке и ремонту надмогильных сооружений
4.3.6. Организация и проведение ритуалов прощания с умершими и их поминовения.
4.3.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Специалист по ритуальному сервису должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Соблюдать законодательство Российской Федерации.
5.2. Специалист по ритуальному сервису должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Организация работ по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению.
ПК 1.1. Организовывать работы по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению.
ПК 1.2. Контролировать проведение работ по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению.
ПК 1.3. Вести документационное обеспечение процессов подготовки к погребению и последующего погребения умерших.
ПК 1.4. Консультировать заказчиков при выборе услуг по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению.
5.2.2. Организация приема и исполнения заказов на услуги по погребению и изделия ритуально-похоронного назначения.
ПК 2.1. Осуществлять консультирование потребителей при заказе услуг по погребению и изделий ритуально-похоронного назначения.
ПК 2.2. Организовывать прием и исполнение заказов на услуги по погребению.
ПК 2.3. Обеспечивать комплектацию заказов на услуги по погребению изделиями ритуально-похоронного назначения.
5.2.3. Организация работ по захоронению и эксгумации останков, содержанию и благоустройству кладбищ.
ПК 3.1. Организовывать захоронение тел и кремированных останков умерших.
ПК 3.2. Организовывать эксгумацию и повторное захоронение останков умерших.
ПК 3.3. Организовывать проведение работ по благоустройству и содержанию кладбищ.
ПК 3.4. Обеспечивать соблюдение санитарно-защитных требований и норм.
5.2.4. Управление технологическими процессами кремации тел умерших.
ПК 4.1. Проводить технологические процессы кремации тел умерших.
ПК 4.2. Осуществлять контроль процессов кремации.
ПК 4.3. Обеспечивать соблюдение этических, санитарно-гигиенических, экологических, производственно-технологических требований к работе крематориев.
5.2.5. Организация работ по изготовлению, установке и ремонту надмогильных сооружений.
ПК 5.1. Осуществлять консультирование заказчиков по выбору материалов, содержания (состава) и форм надмогильных сооружений.
ПК 5.2. Организовывать прием и исполнение заказов на изготовление, установку и ремонт надмогильных сооружений.
ПК 5.3. Контролировать исполнение заказов на изготовление, установку и ремонт надмогильных сооружений.
5.2.6. Организация и проведение ритуалов прощания с умершими и их поминовения.
ПК 6.1. Организовывать ритуалы (панихиды) прощания с умершими и их поминовения.
ПК 6.2. Консультировать по вопросам проведения скорбных обрядов.
5.2.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
2106 |
1404 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
480 |
320 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
112 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
224 |
112 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
126 |
84 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен; уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий; использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) для решения задач профессиональной деятельности; использовать пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности; знать: правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств; возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; |
|
|
ЕН.01. Информатика и информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
||
уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов; выполнять расчеты статистических показателей; осуществлять анализ статистической информации; использовать в профессиональной деятельности основные методы обработки и анализа статистических данных; представлять в органы государственной статистики отчеты о работе организации; знать: предмет, метод и задачи статистики; принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учета; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; основные формы и виды действующей статистической отчетности; систему статистических показателей, используемую для характеристики и анализа явлений и процессов в ритуально-похоронной сфере, и технику их расчета. |
|
|
ЕН.02. Основы статистики |
||
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
1500 |
1000 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
522 |
348 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: использовать в профессиональной деятельности основные требования законодательства в сфере защиты прав потребителей; соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов; определять критерии качества оказываемых услуг; использовать различные средства делового общения; анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в нем индивидов; управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; выполнять требования этики в профессиональной деятельности; знать: социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса; сущность услуги как специфического продукта; понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности; требования законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также Федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; правила обслуживания населения; организацию обслуживания потребителей услуг; способы и формы оказания услуг; правила профессионального поведения и этикета; этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями; критерии и составляющие качества услуг; психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания; |
|
|
ОП.01. Сервисная деятельность |
||
уметь: применять знания основ ритуально-похоронного дела при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; анализировать состояние ритуально похоронного обслуживания в регионе, муниципальном образовании; знать: особенности ритуально-похоронной сферы; общие понятия, используемые в области ритуальных (похоронных) услуг; нормативные правовые акты в области ритуальных (похоронных) услуг; основы государственного (муниципального) регулирования и саморегулирования ритуально-похоронного дела; государственные гарантии по достойному отношению к умершим; основы организации похоронного обслуживания; характеристику и состав ритуально-похоронного комплекса в субъектах Российской Федерации; зарубежный опыт организации похоронного дела; правила траурного этикета; требования к одежде и внешнему виду организаторов и участников похорон; |
|
|
ОП.02. Основы ритуально-похоронного дела |
||
уметь: использовать знание психологических аспектов деятельности специалиста по ритуальному сервису при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; оценивать психическое состояние клиентов организации ритуального сервиса; учитывать психологическое состояние клиентов организации ритуального сервиса при предоставлении услуг; применять приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса; знать: фазы и характеристику психического состояния горя; общие принципы и особенности общения с клиентами организации ритуального сервиса; психологические требования к специалисту по ритуальному сервису; этапы профессионального становления; понятие и виды стресса; стрессоры, характерные для профессиональной деятельности специалиста по ритуальному сервису; механизмы накопления профессионального стресса; стадии формирования и симптомы профессионального выгорания; основные виды профессиональных деформаций; принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса; |
|
|
ОП.03. Психологические аспекты деятельности специалиста по ритуальному сервису |
||
уметь: находить и использовать необходимую информацию для решения профессиональных задач; применять знания основ экономики и менеджмента при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; определять организационно-правовые формы организаций; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; организовывать составление, учет и хранение отчетных данных; знать: цели и задачи создания и функционирования организаций; перечень, характеристику и критерии выбора организационно-правовой формы организации; сущность и характерные черты современного менеджмента; функции управления; современные подходы к управлению организацией; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования; основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; механизмы ценообразования на услуги и методику установления цены; основы налогообложения в Российской Федерации; основы бухгалтерского учета; учет и порядок ведения кассовых операций; формы безналичных расчетов; виды отчетной документации; формы оплаты труда в современных условиях; структуру и процесс принятия управленческого решения основные методы управления; основы планирования деятельности организаций в современных условиях; организацию материально-технического обеспечения деятельности организации; основы управления персоналом; основы организации контроля, учета, анализа деятельности организации; |
|
|
ОП.04. Экономика и управление организацией |
||
уметь: использовать документы по метрологии, стандартизации и подтверждению соответствия в профессиональной деятельности; организовывать проведение подтверждения соответствия изделий, работ и услуг; знать: основы технического регулирования; законодательство в области стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия; основные стандарты, определяющие требования к услугам и изделиям ритуально-похоронного назначения; порядок оценки безопасности и качества изделий и услуг; |
|
|
ОП.05. Метрология и стандартизация |
||
уметь: оформлять и/или проверять правильность оформления, хранения и учета документов в соответствии с требованиями системы документационного обеспечения; использовать оргтехнику в делопроизводстве; знать: цели, задачи, назначение, системы документационного обеспечения управления; способы создания, функции и классификацию документов; унифицированные системы документов, правила их составления; документы по профессиональной деятельности, организацию работ с документами, компьютеризацию документационного обеспечения оформления; |
|
|
ОП.06. Делопроизводство |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.07. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
978 |
652 |
|
|
ПМ.01 |
Организация работ по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации работ по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению; контроля проведения работ по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению; консультирования заказчиков при выборе услуг по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению; уметь: определять комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение тела на срок, указываемый лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего; определять и согласовывать с заказчиком набор санитарно-гигиенических, парикмахерских, косметических и реставрационных работ с телом; организовывать бальзамирование и санитарно-косметическую обработку тел умерших; контролировать и обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при проведении работ по сохранению тел умерших и их подготовке к погребению; вести документирование процессов подготовки тел умерших к погребению; взаимодействовать с потребителями услуг, в том числе исполнителями волеизъявления умершего, родственниками умершего; соблюдать этические нормы, учитывать религиозные, национальные и местные традиции при взаимодействии с потребителями услуг, в том числе исполнителями волеизъявления умершего, родственниками умершего; знать: нормативные правовые акты, определяющие требования к процессам сохранения тел умерших и соответствующим помещениям; систему организации сохранения тел умерших и подготовки их к погребению; документационное обеспечение процессов подготовки тел умерших к погребению; характеристики и состав процессов бальзамирования, санитарно-косметической обработки тел умерших; этические нормы, действующие в сфере ритуального сервиса; религиозные, национальные и местные традиции подготовки и проведения похорон; отечественный и зарубежный опыт организации сохранения тел умерших. |
|
|
МДК.01.01. Основы бальзамирования и санитарно-косметической обработки тел умерших |
|
ПМ.02 |
Организация приема и исполнения заказов на услуги по погребению и изделия ритуально-похоронного назначения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: консультирования потребителей при заказе услуг по погребению и изделий и ритуально-похоронного назначения; приема заказов на услуги по погребению и изделия ритуально-похоронного назначения; участия в организации работы сервисных служб; уметь: консультировать заказчиков при выборе услуг по погребению и изделий ритуально-похоронного назначения; объяснять заказчикам преимущества кремации, отношение к кремации умерших разных конфессий; рассказывать о способах захоронения праха и оформлении мест захоронения; определять с близкими родственниками или лицом, взявшим на себя ответственность за проведение похорон, способ захоронения; консультировать по сбору обязательных для погребения документов; организовать прием и контроль исполнения заказов на услуги по погребению и изделия ритуально-похоронного назначения; соблюдать этические нормы, учитывать религиозные, национальные и местные традиции при взаимодействии с потребителями услуг, в том числе исполнителями волеизъявления умершего, родственниками умершего; принимать решения по организации погребения и нести за них ответственность; оформлять документы по приему и исполнению заказов на услуги по погребению; взаимодействовать с органами Роспотребнадзора, местного самоуправления, лечебно-профилактическими учреждениями, органами записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС), Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России); знать: организационную структуру, состав подразделений, особенности деятельности и систему управления сервисными службами: похоронным домом, похоронным бюро, приемным пунктом, салоном-магазином, моргом; порядок проведения похорон; перечень и содержание ритуальных услуг; ритуально-похоронные изделия и их назначение в соответствующих обрядах; преимущества кремации, отношение к кремации умерших разных концессий; способы захоронения праха и оформления мест захоронения; документы, оформляемые в случае погребения погребения; этические нормы, действующие в сфере ритуального сервиса; религиозные, национальные и местные традиции подготовки и проведения похорон; технологию организации приема и контроля исполнения заказов на услуги по погребению и заказов на изделия ритуально-похоронного назначения; документационное обеспечение приема и исполнения заказов на услуги по погребению; организационные основы взаимодействия сервисных служб с органами местного самоуправления, лечебно-профилактическими учреждениями, органами ЗАГС, МВД России, Роспотребнадзора. |
|
|
МДК.02.01. Организация работы сервисных служб ритуально-похоронной сферы |
|
ПМ.03 |
Организация работ по захоронению и эксгумации останков, содержанию и благоустройству кладбищ В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации работы по захоронению и эксгумации умерших, содержанию и благоустройству кладбищ; уметь: обеспечить этические, санитарно-гигиенические и экологические требования при осуществлении работ по захоронению и эксгумации тел умерших, по содержанию и благоустройству кладбищ; обеспечивать соблюдение санитарно-защитных требований и норм; осуществлять документационное обеспечение захоронения тел и кремированных останков умерших; учитывать религиозные, национальные и местные традиции при организация работ по захоронению тел и кремированных останков умерших, благоустройству и содержанию кладбищ, взаимодействии с потребителями услуг, в том числе исполнителями волеизъявления умершего, родственниками умершего; обеспечивать взаимодействие администрации кладбищ с органами местного самоуправления, организациями Роспотребнадзора и органами МВД России; знать: организационную структуру, состав подразделений и систему управления кладбищами; требования к размещению, участкам и территориям кладбищ; классификацию кладбищ; планировочные решения кладбищ, зоны захоронений и устройство могил; оборудование, эксплуатацию и благоустройство территории кладбищ; правила посещения кладбищ, права и обязанности граждан, их ответственность за нарушение правил посещения кладбищ; систему организации работы по захоронению и эксгумации тел умерших: санитарные и экологические требования к размещению мест погребения; систему документационного обеспечения захоронения тел и кремированных останков умерших; этические нормы, действующие в сфере ритуального сервиса; религиозные, национальные и местные традиции подготовки и проведения похорон; организационные основы взаимодействия администрации кладбищ с органами местного самоуправления, организациями Роспотребнадзора и органами МВД России. |
|
|
МДК.03.01. Организация работы, содержания и благоустройства кладбищ |
|
ПМ.04 |
Управление технологическими процессами кремации тел умерших В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: ведения технологических процессов кремации тел умерших; контроля процессов кремации; уметь: проводить технологические процессы кремации и осуществлять их контроль; обеспечивать соблюдение этических, санитарно-гигиенических, экологических, производственнотехнологических требований к работе крематориев; организовать взаимодействие администрации крематория с органами местного самоуправления, организациями Роспотребнадзора и органами МВД России; знать: организационную структуру, состав подразделений и систему управления крематориями; классификацию крематориев; производственно-технологические процессы кремации тел умерших; организационные основы взаимодействия администрации крематориев с органами местного самоуправления, организациями Роспотребнадзора и органами МВД России. |
|
|
МДК.04.01. Основы кремационного дела |
|
ПМ.05 |
Организация работ по изготовлению, установке и ремонту надмогильных сооружений В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: консультирования заказчиков по выбору материалов, содержания (состава) и форм надмогильных сооружений; организации приема и контроля исполнения заказов на надмогильные сооружения; контроля исполнения заказов на изготовление, установку и ремонт надмогильных сооружений; уметь: консультировать заказчиков при выборе материалов, изделий, работ; оформлять заказ на изготовление и установку памятника на могиле или плиты, закрывающей нишу колумбария; обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических и экологических требований к изготовленным и установленным надмогильным сооружениям; учитывать религиозные, национальные и местные традиции при взаимодействии с потребителями услуг и формировании предложений по изготовлению надмогильных сооружений; обеспечивать соблюдение технических требований по безопасности и качеству работ; осуществлять оценку соответствия изготовленных и установленных надмогильных сооружений требованиям нормативных правовых актов по безопасности и качеству; знать: основные характеристики материалов для изготовления надмогильных сооружений; санитарно-гигиенические и экологические требования к изготовленным и установленным надмогильным сооружениям; религиозные, национальные и местные традиции изготовления и установки надмогильных сооружений; документационное обеспечение работ по изготовлению, установке и ремонту надмогильных сооружений; производственно-технологические процессы монтажа и установки надмогильных сооружений из металла, дерева, камня и других материалов. |
|
|
МДК.05.01. Организация изготовления и установки надмогильных сооружений |
|
ПМ.06 |
Организация и проведение ритуалов прощания с умершими и их поминовения В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: организации гражданской панихиды и поминовения умерших; консультирования по вопросам проведения скорбных обрядов; уметь: организовывать гражданскую панихиду (прощание с умершим) и поминовение умершего; проводить траурную церемонию прощания в здании траурных гражданских обрядов, на площадке кладбища, в ритуальных залах крематория, в том числе обеспечивать музыкальное сопровождение похорон; оказывать содействие в организации религиозной панихиды; консультировать участников погребения по обрядовым вопросам; разъяснять участникам погребения их роли и распределение обрядовых функций между участниками; организовывать интерьер помещений для обряда прощания, оказывать помощь в их декорировании и расстановке мебели; подбирать фонограммы для репертуара оркестра или ансамбля; соблюдать этические нормы, учитывать религиозные, национальные и местные традиции при организации и проведении ритуалов прощания с умершими и их поминовения; оказывать морально-психологическую поддержку участникам ритуала (панихиды) прощания с умершими; организовывать траурные процессии, в том числе вынос умершего из здания для прощания на открытом воздухе, пешее шествие на кладбище или в крематорий, траурный кортеж, перенос умершего из автокатафалка в зал ритуального здания; знать: скорбные ритуалы прощания; национальных и религиозных особенности ритуалов прощания; особенности гражданской панихиды; воинские ритуалы прощания; особенности проведения траурной церемонии прощания в здании траурных гражданских обрядов, на площадке кладбища, в ритуальных залах крематория; о музыкальном сопровождении похорон; роли участников погребения и распределение обрядовых функций между ними; организацию различный траурных процессий, в том числе выноса умершего из здания для прощания на открытом воздухе, пешего шествия на кладбище или в крематорий, траурного кортежа, переноса умершего из автокатафалка в зал ритуального здания; характеристику интерьера помещений для обряда прощания, традиции их декорирования, расстановку мебели; традиционные фонограммы для репертуара оркестра или ансамбля, сопровождающего похороны; религиозные, национальные и местные традиции подготовки и проведения похорон; основы оказания психологической поддержки людям, находящимся в состоянии горя; этику предоставления ритуально-похоронных услуг и использования предметов ритуально-похоронного назначения. |
|
|
МДК.06.01. Ритуально-похоронная обрядность |
|
ПМ.07 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
918 |
612 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
3024 |
2016 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
14 нед. |
504 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
3 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
56 нед. |
Учебная практика |
14 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
3 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
12 нед. |
Итого |
95 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"*.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
|
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
|
промежуточная аттестация |
2 нед. |
|
каникулы |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том. числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
безопасности жизнедеятельности;
делопроизводства;
метрологии и стандартизации;
сервисной деятельности;
основ ритуально-похоронного дела и ритуально-похоронной обрядности;
организации работы, содержания и благоустройства кладбищ.
Лаборатории, тренинговые и демонстрационные кабинеты:
информатики и информационно-коммуникационных технологий;
предметов ритуально-похоронного назначения (натурные образцы и модели);
траурный зал прощания с умершим.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам***.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
*** Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.