Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N 25-АПГ14-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.A. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО "Пивоваренная компания "Балтика" (правопреемника прав и обязанностей ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" вследствие реорганизации) на решение Астраханского областного суда от 13 января 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" об оспаривании пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 5 февраля 2013 года N 4/2013-03 "О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории Астраханской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей ООО "Пивоваренная компания "Балтика" Москалева А.И., Кирсанова А.И., Абрамовой Л.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Губернатора Астраханской области Донцовой М.Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
31 января 2013 года Думой Астраханской области принят, 5 февраля 2013 года Губернатором Астраханской области подписан Закон Астраханской области закон N 4/2013-03 "О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории Астраханской области".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Закона на территории Астраханской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции на вынос организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" обратилось в Астраханский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 9 части 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 5 февраля 2013 года N 4/2013-03, полагая, что законодательный орган Астраханской области, устанавливая запрет на розничную продажу алкогольной продукции на вынос организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, превысил нормотворческие полномочия субъекта Российской Федерации, установленные пунктами 1, 2, 3 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подпунктами "б", "д" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В обоснование требования заявитель указал, что в силу абзаца второго пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции. Абзацами 3, 5, 7 пункта 2 статьи 16 названного Федерального закона установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции в организациях культуры, нестационарных торговых объектах, на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. Законом не предусмотрено полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по введению дополнительных ограничений порядка регулирования розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания вне зависимости от характера деятельности соответствующего предприятия общественного питания. Федеральным законодательством непосредственно разрешено осуществление розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания вне зависимости от характера деятельности соответствующего предприятия общественного питания, что следует из Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 475-ст.
Заявитель пояснил, что оспариваемая норма нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе его права: на свободное осуществление предпринимательской деятельности; на единообразие правил осуществления торговой деятельности на товарном рынке; на защиту от установления запрета для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; на самостоятельное определение ассортимента продаваемых товаров.
Решением Астраханского областного суда от 13 января 2014 года в удовлетворении заявления ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Пивоваренная компания "Балтика" ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об удовлетворении требования заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно пункту 1 статьи 1 названного Федерального закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Учитывая изложенное, правильным является вывод суда о том, что вопросы указанной сферы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовое регулирование осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Астраханской области от 5 февраля 2013 года N 4/2013-ОЗ "О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции на территории Астраханской области", которым установлены дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территории Астраханской области", принят в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации, установленных федеральным законодательством.
Согласно подпункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 16 названного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (абзац второй пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).
Оспариваемой нормой Закона Астраханской области от 5 февраля 2013 года N 4/2013-03 установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции на вынос организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Не усматривая оснований для признания оспариваемой нормы противоречащей федеральному законодательству, суд исходил из того, что она основана на пункте 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, предоставляющем субъекту Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, и правильно не усмотрел превышения нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации, указав, что соответствующий довод заявителя основан на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным, полагая, что в данном случае речь идет об ограничении условий розничной продажи алкогольной продукции.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы, являющимся аналогичными заявлявшимся при обращении в суд. Эти доводы являлись предметом проверки суда и получили его оценку. Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Астраханского областного суда от 13 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Пивоваренная компания "Балтика" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 мая 2014 г. N 25-АПГ14-1
Текст определения официально опубликован не был