Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 февраля 2014 г. N 13839/13 Арбитражный суд обязан исходить из того, что рассмотрение судом заявлений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости; при рассмотрении дел, связанных с оспариванием решений комиссий, к участию в деле суд может привлечь независимого оценщика (ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации")

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Орган местного самоуправления (МСУ) оспаривал решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Этим решением кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете оценщика.

В удовлетворении заявленного требования было отказано. Но Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение, пояснив, в частности, следующее.

Орган МСУ, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений указанных комиссий об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Он в т. ч. вправе самостоятельно оспаривать такие решения.

Упомянутые комиссии не являются самостоятельными государственными органами или организациями. При возникновении спора, связанного с их деятельностью, в судебном процессе на стороне осуществляющего публичные полномочия органа, чье решение оспаривается, помимо комиссии участвует территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Оспариваемое решение комиссии было проверено судами только на предмет того, соблюдена ли процедура его принятия. Но этого недостаточно. Нужно было проанализировать решение по существу, оценить обоснованность и достоверность конкретной рыночной стоимости, утвержденной комиссией.

Если суд придет к выводу, что заключение независимого оценщика о рыночной стоимости участка недостоверно, то лицо, по заказу которого оно подготовлено, вправе предъявить к оценщику соответствующие гражданско-правовые требования.

При рассмотрении дел, связанных с оспариванием решений указанных комиссий, и дел, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, к участию в деле суд может привлечь независимого оценщика, чье заключение о рыночной стоимости является предметом исследования и оценки, а также оценщика, подготовившего отчет об определении кадастровой стоимости.

 

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 февраля 2014 г. N 13839/13

 

Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2014 г., N 8

 

Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 15.07.2014

 

Номер дела в первой инстанции: А33-11257/2012

 

Истец: Администрация города Красноярска

Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в КК кр., Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Красноярском крае

Третье лицо: агентство по управлению государственным имуществом КК, ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем", ОАО "РУСАЛ", ООО НПФ "Недра", Правительство Красноярского края, Управление Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"

 

Хронология рассмотрения дела:

 

11.02.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 13839/13

 

06.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13839/13

 

16.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13839/13

 

19.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13839/13

 

05.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2138/13

 

22.02.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6256/12

 

03.12.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-11257/12