Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2014 г. N 4-АПГ14-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.A. и Борисовой Л.B.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Садоводческого некоммерческого товарищества "Восход-21" на решение Московского областного суда от 11 февраля 2014 года о признании недействующим со дня его принятия постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя садоводческого некоммерческого товарищества "Восход-21" Войтенко Д.С., просившего решение суда первой инстанции отменить, как основанное на неправильном применении норм материального права, объяснения представителей садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" Кузнецовой Е.Ю., Бердникова И.А., Муращенкову И.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения представителя Правительства Московской области Долговой О.Г. и представителя Министерства имущественных отношений Московской области Гусевой М.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
садоводческое некоммерческое товарищество "Дружба" обратилось в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района", считая его противоречащим нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статьи 37 Устава Московской области, части 4 статьи 33 Закона Московской области от 2 ноября 2005 года N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области", статьи 5 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", указав на то, что оспариваемым постановлением нарушаются права членов садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба", поскольку оба садоводческих товарищества имеют общую границу, по территории включаемых в границы дер. Малые Вяземы земельных участков проходят газопровод, электролиния, телефонный кабель и дорога на территорию садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба", а планируемая многоэтажная жилая застройка ухудшит условия землепользования для членов садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба".
Представители Правительства Московской области - Рубан Е.Н., Министерства имущественных отношений Московской области - Гусева М.Н., Главархитектуры Московской области - Исмуллина Н.Ф. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель собственника земельного участка садоводческого некоммерческого товарищества "Восход-21" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ранее возражал против удовлетворения заявления.
Решением Московского областного суда от 11 февраля 2014 года заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" удовлетворено, постановление Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района" признано недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе садоводческое некоммерческое товарищество "Восход-21" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе Садоводческому некоммерческому товариществу "Дружба" в удовлетворении заявления.
Из наименования и содержания оспариваемого постановления Правительства Московской области усматривается, что предмет его регулирования имеет целевую направленность, а именно касается включения земельного участка в границы дер. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы и изменения категории земель: с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населённых пунктов", а также изменения вида разрешённого использования: с "для ведения садоводства" на "под комплексное жилищное строительство".
Признавая недействующим данный нормативный правовой акт, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", пришёл к выводу о неправомерности включения в границы населённого пункта и изменения вида разрешённого использования поименованных в данном постановлении земельных участков - "под комплексное жилищное строительство".
В обоснование своих выводов суд ссылается на нормы Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", полагая, что данным Федеральным законом установлены ограничения на изменение целевого назначения и (или) разрешённого использования земельных участков, выделенных гражданам и организациям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Между тем, указанный Федеральный закон, устанавливая правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов, не регулирует вопросы перевода земель из одной категории в другую, что прямо следует из предписаний статей 2 и 3 этого Закона.
Перевод земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, из одной категории в другую регламентирован Земельным кодексом Российской Федерации.
По общему правилу, сформулированному пунктом 2 статьи 7 названного Кодекса, правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Такой перевод не исключается в случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов.
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населённых пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов путём включения земельного участка в границы населённого пункта либо исключения из границ населённого пункта предусмотрены статьёй 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", и, в частности, допускается включение земельных участков в границы населённого пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешённого использования.
Изложенное с учётом правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации даёт убедительную основу для вывода о том, что земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населённых пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населённых пунктов".
Из оспариваемого постановления видно, состоялось не что иное, как включение земельных участков категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", предоставленных садоводческому некоммерческому товариществу для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, в границы дер. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района категории земель "земли населённых пунктов" с одновременным изменением вида разрешённого использования земельных участков "под комплексное жилищное строительство", что согласуется с приведёнными выше федеральными нормами.
Подача заявления о включении земельных участков в границы дер. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского района, перечисленных в постановлении Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56, обществом с ограниченной ответственностью "Западное предместье" в данном случае не может расцениваться как противоречие статье 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", о чём сделан вывод судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что земельные участки переданы их собственником в доверительное управление обществу с ограниченной ответственностью "Западное предместье".
Передача земельных участков в доверительное управление зарегистрирована в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 26 декабря 2008 года, запись регистрации 50-50-20/147/2008-288.
В соответствии со статьями 1012, 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации доверительный управляющий осуществляет все правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Согласно пункту 2.1.4 договора доверительного управления от 20 ноября 2008 года N 11/08-ДУ доверительный управляющий вправе изменять категорию земель и вид разрешённого использования земельных участков, переданных в доверительное управление.
Выводы суда о нарушении прав членов садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" не подкрепляются доказательствами и основаны лишь на предположении.
Что касается оспариваемого постановления, то проанализировав его положения, Судебная коллегия констатирует, что каких-либо норм, отменяющих либо исключающих необходимость сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности либо разрешающих осуществлять градостроительную деятельность без соблюдения требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, либо снижающих уровень ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения, свидетельствующих о нарушении прав заявителей, данное постановление не содержит.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что суд не располагает данными о несоблюдении органами власти субъекта Российской Федерации процедуры, предназначенной для включения земельного участка в границу населённого пункта, у суда нет поводов для выводов о противоречии оспариваемого постановления федеральному законодательству.
Как видно из материалов дела, рассматриваемые участки не пересекают границы земельных участков, предоставленных садоводческому некоммерческому товариществу "Дружба", расположены в непосредственной близости друг от друга, в 1 км к северу-востоку от дер. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района Московской области, на 39 км региональной автомобильной дороги А-100 "Можайское шоссе" и в границах планируемого размещения объектов капитального строительства - комплексной многоквартирной застройки, в соответствии со Схемой территориального планирования Московской области, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 11 июля 2007 года N 517/23. Кроме того мероприятиями проекта схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, одобренной Правительством Московской области 10 июня 2011 года (N 548/21), предусмотрена реконструкция региональной автомобильной дороги А-100 "Можайское шоссе". Между населённым пунктом дер. Малые Вяземы и Садоводческим некоммерческим товариществом "Восход-21" проходят магистральные газопроводы высокого давления Д=800 мм, Д=1000 мм, д=1200 мм с охранной зоной 300 м.
Как уже было отмечено, заявление об изменении целевого назначения спорных земельных участков и включении их в границы населённого пункта подано надлежащим субъектом.
Решение о включении этих земельных участков в границы населённого пункта и изменении их вида разрешённого использования основано на положительном заключении по каждому из пяти принадлежащих садоводческому некоммерческому товариществу "Восход-21" участков, подтверждающем целесообразность и возможность включения земельных участков в границы населённого пункта и изменения их вида разрешённого использования, при согласовании с Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области и иными заинтересованными государственными органами - Министерством по делам территориальных образований Московской области, Министерством по имущественным отношениям, Министерством финансов Московской области, хозяйствующими организациями - ГУ УАД МО "Мосавтодор", ООО "Газпромтрансгаз Москва".
Земельные участки не принадлежат к землям лесного фонда, землям, предоставленным воинским формированиям или органам по вооружённой защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, опубликован надлежащим образом на момент рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, поскольку выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорное правоотношение, решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 11 февраля 2014 года об удовлетворении заявления садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" отменить, принять новое решение, которым садоводческому некоммерческому товариществу "Дружба" в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановления Правительства Московской области от 29 декабря 2009 года N 1189/56 "О включении земельных участков в границы д. Малые Вяземы городского поселения Большие Вяземы Одинцовского муниципального района" отказать.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Борисова Л.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2014 г. N 4-АПГ14-9
Текст определения официально опубликован не был