Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2014 г. N 56-АПГ14-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б. и Борисовой Л.B.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Приморского края на решение Приморского краевого суда от 5 марта 2014 года, которым удовлетворено заявление ООО "Терра" о признании недействующим пункта 2.7 Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 16 февраля 2007 г. N 43-па.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя администрации Приморского края Подольского А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
16 февраля 2007 года администрацией Приморского края принято постановление N 43-па "Об утверждении Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение), первоначальный текст которого был опубликован в изданиях "Приморская газета" 23 февраля 2007 г., N 13(75), "Сборник нормативных правовых актов губернатора Приморского края и администрации Приморского края" 22 февраля 2007 г., N 5.
Согласно пункту 2.7 Положения (в редакции постановления администрации Приморского края от 13 января 2014 г. N 1-па) в случае поступления заявления о предоставлении земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, уполномоченный орган в 20-дневный срок со дня поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Орган местного самоуправления на основании обращения уполномоченного органа с учетом зонирования территорий в соответствии с документацией по планировке территории в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в 14-дневный срок со дня предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка публикует информацию о предоставлении такого земельного участка в официальном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Заявители, заинтересованные в предоставлении земельного участка, указанного в информационном сообщении, опубликованном в соответствии с абзацем пятым пункта 2.7 Положения, в течение трех дней со дня публикации обращаются в уполномоченный орган с заявлениями. Заявления должны соответствовать требованиям, установленным в пунктах 2.4, 2.5 Положения.
В случае поступления в течение трех дней со дня публикации в уполномоченный орган заявлений, указанных в абзаце шестом пункта 2.7 настоящего Положения, предоставление такого земельного участка заявителям осуществляется в соответствии с разделом 4 Положения (предоставление земельных участков с проведением торгов).
В случае отсутствия иных заявлений уполномоченный орган в 14-дневный срок со дня поступления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителю, указанному в абзаце третьем пункта 2.7 Положения, в собственность за плату или бесплатно либо в аренду и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в 7-дневный срок со дня принятия уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду.
ООО "Терра" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.7 Положения, ссылаясь на то, что установленные им сроки опубликования информации о предоставлении земельных участков (14 дней) и сроки подачи заявлений заинтересованными лицами (3 дня с момента опубликования) не соответствуют сроку предоставления земельных участков, определённому пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагало, что проведение торгов после выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета за счет заявителя создаёт угрозу нарушения его имущественных прав, нарушая принцип равенства участников данных правоотношений.
По мнению заявителя, орган исполнительной власти неверно определил стадию, на которой необходимо информировать население о предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, что не позволяет соблюсти баланс интересов заявителя и иных лиц, заинтересованных в предоставлении одного и того же участка. Порядок возмещения заявителю расходов, понесенных в связи с формированием и постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка, в случае, если заявитель не стал победителем торгов, Положением не предусмотрен.
Решением Приморского краевого суда от 5 марта 2014 года заявление ООО "Терра" удовлетворено, пункт 2.7 Положения признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Приморского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Пунктом 4 статьи 34 названного Кодекса установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявление ООО "Терра", суд обоснованно исходил из того, что Земельным кодексом Российской Федерации возможность выставления на торги земельного участка после того, как в отношении него заявителем за свой счет обеспеченно выполнение кадастровых работ и осуществлен государственный кадастровый учет, не предусмотрена.
Данный вывод основан на анализе статей 30 - 32, 38 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя и не содержащих прямых указаний на то, что выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета производится исключительно за счет государственного органа или органа местного самоуправления (как это изложено в решении суда), и является правильным.
Суд правомерно указал и на то, что сроки предоставления земельных участков, установленных оспариваемыми положениями, не соответствуют срокам, определённым в приведённом выше пункте 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что субъект Российской Федерации в отсутствие норм федерального законодательства, устанавливающих порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при наличии двух и более претендентов на один и тот же земельный участок, осуществил собственное правовое регулирование, не может служить поводом к отмене судебного решения.
Положения, допускающие возможность возложения обязанности по оплате кадастровых работ лишь на одного из участников торгов, не отвечают принципам справедливости и равенства участников таких правоотношений, установленных пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следует заметить, что подобная позиция соблюдена органом государственной власти в пунктах 2.1 - 2.6 оспариваемого Положения, в которых процедура предоставления на торгах земельного участка, указанного в информационном сообщении, не предусматривает проведение кадастровых работ за счет одного из участников торгов.
В этой связи суд справедливо заметил, что процедура предоставления земельного участка, не указанного в информационных сообщениях, на торгах, не может быть законной при отсутствии, в частности, механизма компенсации затрат одного из участников торгов, либо без изменения стадии информирования о возможности предоставления такого земельного участка с последующим возложением расходов на всех лиц, заинтересованных в предоставлении данного земельного участка.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что проведение торгов при предоставлении земельного участка, не указанного в информационном сообщении, соответствует принципу публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков является правильной. К такому же выводу пришел в своем решении и суд.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 5 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Борисова Л.B. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 июня 2014 г. N 56-АПГ14-7
Текст определения официально опубликован не был