Методические рекомендации по подготовке бортпроводников в АУЦ и авиапредприятиях
(утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 24 августа 2010 г.)
Guidelines for cabin crew training in aviation training centers & airlines
Вводится впервые
1. Область применения
Методические рекомендации могут быть использованы как единые нормы к структуре, содержанию и оформлению учебных программ по подготовке бортпроводников Авиапредприятий в Авиационных учебных центрах (Центрах подготовки авиаспециалистов авиапредприятий), регулируют процесс подготовки бортпроводников, позволяют эффективно организовать и поддерживать первоначальную, периодическую подготовку бортпроводников и переучивание на новый тип ВС.
Авиационные учебные центры (Центры подготовки авиаспециалистов авиапредприятий) при разработке программ и подготовке авиаспециалистов должны следовать настоящим рекомендациям
2. Нормативные ссылки
В настоящих Методических рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Государственные образовательные стандарты.
Закон РФ "Об образовании". Учебные планы и программы подготовки работников служб перевозок и бортпроводников в УТО и авиапредприятиях (Методические указания от 28.03.1977г. N 4.1-49)
Приказ Минтранса РФ от 31.07.2009 N 128 "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации"
Приказ Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. N 147 "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации"
3. Определения, термины, сокращения
Авиационный учебный центр (АУЦ) - авиационное учебное учреждение (предприятие) или учебное подразделение авиапредприятия, имеющее сертификат компетентного образовательного органа и сертификат уполномоченного органа в области ГА на обучающие виды деятельности и занимающиеся профессиональной подготовкой авиационного персонала.
Бортпроводник (БП) - это член кабинного экипажа, имеющий действующее свидетельство бортпроводника и назначенный в полет для обеспечения безопасности пассажиров, эксплуатации кабинного оборудования ВС и выполнения сервисных процедур.
Бортпроводник - инструктор (инструктор - проводник - бортовой ИПБ) - член кабинного экипажа, прошедший соответствующую подготовку и проверку, имеющий квалификационную отметку инструктора в свидетельстве бортпроводника ГА.
Бортпроводник-старший КЭ (старший бортпроводник кабинного экипажа СБКЭ) - это член кабинного экипажа, имеющий действующее свидетельство бортпроводника, прошедший соответствующую подготовку и проверку, имеющий соответственную отметку в Свидетельстве бортпроводника ГА; обеспечивающий соблюдение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и выполнения сервисных процедур на борту ВС.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающегося и преподавателя. (Положение об использовании ДОТ в образовательных учреждениях ГА, утвержденное Распоряжением руководителя Росавиации N ГК-138-р от 22.07.09)
Дифференцированный зачет - зачет с дифференцированными оценками ("5", "4", "3", "2").
Недифференцированный зачет - зачет, оформленный оценкой "зачтено" или "не зачтено".
Первоначальная подготовка - основными целями, достигаемыми в результате реализации данной программы, являются приобретение кандидатами в бортпроводники теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей:
- по обеспечению безопасности пассажирской кабины в нормальных условиях полёта при штатном выполнении рейса, и в нештатных условиях, в случае возникновения на борту аварийной ситуации или других чрезвычайных обстоятельств;
- по оказанию первой доврачебной медицинской помощи на борту ВС;
- по обслуживанию пассажиров на борту ВС
Переучивание (переподготовка) на тип ВС - проводится в целях приобретения бортпроводниками необходимых знаний, навыков и умений, удовлетворяющих квалификационным требованиям, предъявляемым к членам экипажей для выполнения профессиональных обязанностей на новом типе ВС.
Повышение квалификации (КПК) - повышение квалификации членов кабинного экипажа, проводимое в целях совершенствования профессиональных знаний и практических умений, а для инструкторского состава, дополнительно, в целях повышения уровня их знаний и умений в организации летной и летно-методической работы.
Программа профессиональной подготовки включает необходимый объем самостоятельной теоретической подготовки, наземной подготовки, тренажерной подготовки и тестовую программу контроля знаний.
Теоретическая подготовка может проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Преподаватель - специалист, проводящий обучение, инструктирующий (дающий пояснения) по предмету учебной программы. Преподаватель должен иметь высшее или среднее специальное образование и опыт практической работы по преподаваемому профилю не менее 5-ти лет.
Специальные дисциплины - дисциплины учебной программы, приведенные в разделе 6.2.1 (6.2.1.3; 6.2.1.4; 6.2.1.4.1; 6.2.1.9.1; 6.2.1.9.2; 6.2.1.13), по которым проводится оценка теоретических знаний при продлении срока действия свидетельства бортпроводника (подтверждение квалификации).
Преподаватель по специальным дисциплинам 6.2.1.3; 6.2.1.4; 6.2.1.4.1; 6.2.1.9.1; 6.2.1.9.2 должен иметь допуск к работе в качестве бортпроводника-инструктора и заниматься обучением членов кабинного экипажа в соответствии со своими квалификационными допусками.
Рабочая программа учебных дисциплин (РП) - нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебных дисциплин, а также способы контроля результатов ее усвоения (экзамен, зачет)
Рабочая программа - документ, созданный на основе рекомендаций типовой программы.
Учебный план - документ, устанавливающий перечень учебных дисциплин и их распределение по видам занятий и общему количеству часов.
ЦПАП - центр подготовки авиаспециалистов авиапредприятия, имеющий сертификат уполномоченного органа в области ГА на обучающие виды деятельности.
4. Основные положения
Данные методические рекомендации непосредственно связаны с подготовкой бортпроводников, способствуют внедрению перспективных направлений научно-методического обеспечения учебного процесса в целях повышения качества подготовки бортпроводников.
4.1. Рабочая программа определяет содержание, порядок и методы изучения учебных дисциплин, входящих в учебный план программы подготовки.
4.2. При составлении, экспертизе и утверждении Рабочей программы необходимо соответствие следующим документам:
- учебному плану;
- требованиям государственных образовательных стандартов РФ;
- требованиям Федеральных авиационных правил.
4.3. Основные рекомендации, подлежащие выполнению при создании Рабочей программы, включают:
- соответствие современному состоянию, тенденциям и перспективам развития науки и практики в гражданской авиации;
- соответствие особенностям профессиональной деятельности, сфере ее реализации и квалификационным требованиям к авиационному персоналу гражданской авиации;
- соответствие составу, содержанию и характеру междисциплинарных связей данной учебной дисциплины и дисциплин предшествующих, последующих и изучаемых параллельно;
- соответствие принципам и нормам дидактики и педагогической психологии;
- логическую упорядоченность информации, образующей содержание учебной дисциплины;
- оптимальное соотношение между содержанием, способами и средствами реализации различных форм преподавания, изучения данной учебной дисциплины, контроля и оценки достигаемых результатов;
- соответствие положениям нормативных документов, регулирующих образовательный процесс данного направления.
4.4. Ответственность за соблюдение рекомендаций несет разработчик Рабочей программы.
4.5. Распределение времени теоретической и практической подготовки осуществляется при формировании рабочих программ. При этом продолжительность учебного часа составляет 45 минут. Продолжительность самоподготовки должна составлять порядка 20% от общего количества часов на теоретическую подготовку. Консультации проводятся в часы самоподготовки. Экзамены и зачеты (тестирование) предусматриваются в рабочих программах.
4.6. Учебные планы рабочих программ должны содержать конкретные расчеты дней по срокам обучения и распределение учебного времени по дисциплинам.
Расчет дней по срокам обучения должен включать:
- количество календарных дней;
- количество учебных дней;
- количество выходных дней;
- продолжительность учебного дня.
5. Требования к обучению бортпроводников
5.1. Виды обучения.
5.1.1. Профессиональная подготовка бортпроводников.
а) первоначальная подготовка (БП, СБКЭ, ИПБ)
б) переучивание на другой тип ВС (БП, СБКЭ, ИПБ)
в) периодическая подготовка:
- КПК для всех бортпроводников по типам ВС - для всех лиц, имеющих действующее "Свидетельство бортпроводника ГА"- 1 раз в два года;
- Ежегодная наземная аварийно-спасательная подготовка по типам ВС - для лиц имеющих действующее "Свидетельство бортпроводника ГА" - 1 раз в год;
- КПК СБ - 1 раз в 2 года
- КПК ИПБ - 1 раз в 5 лет
- водная аварийно-спасательная подготовка - 1 раз в 2 года;
- подготовка по перевозке опасных грузов на ВТ - 1 раз в 2 года.
Практические занятия по эстетике, макияжу, манере поведения на борту ВС в группах первоначальной подготовки бортпроводников проводятся преподавателем как обязательные учебные часы. Общее количество часов определяется договором между АУЦ и авиакомпанией.
5.1.2. Обучение при перерыве в летной работе.
При перерыве в летной работе от 1 года до 2-х лет проводится обучение по программе КПК.
при перерыве от 2-х лет до 5-ти лет проводится подготовка по программам КПК + переучивания (переподготовки) на тип ВС.
При перерыве в летной работе более 5-ти лет обучение проводится по программе первоначальной подготовки бортпроводников.
При перерыве в полетах на типе ВС без прекращения летной работы:
- от 1 года до 2-х лет проводится ежегодная АСП по типу ВС.
5.2. Организация процесса обучения.
5.2.1. Основные условия приема на обучение.
На курс первоначального обучения принимаются юноши и девушки:
- достигшие 18-ти летнего возраста;
- имеющие полное среднее образование;
- имеющие гражданство РФ;
- владеющие русским языком (грамотная речь, четкая дикция, отсутствие дефектов речи);
- прошедшие врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК), дающую медицинское заключение о физической годности для выполнения обязанностей, связанных с обеспечением безопасности полета
- заключившие договор на обучение (соглашение).
5.2.2. Формирование групп учащихся. Количественный состав групп.
Для качественного усвоения курса бортпроводников количественный состав не должен превышать:
- максимальный состав обучаемых бортпроводников - не более 20 человек в группе;
- по иностранному языку численность группы не должна превышать 10 человек;
- по курсу АСП рекомендуемый специально уполномоченным органом ГА количественный состав слушателей - не более 10 слушателей на одного инструктора.
5.2.3. Процесс обучения.
Все курсы проводятся по Расписанию, утвержденному руководителем АУЦ (ЦПАП).
Запрещается сокращать, предусмотренные утвержденной Рабочей программой, сроки курсов и количество часов отведенных на теоретическую и практическую подготовку.
Руководители предприятий, на основании утвержденных планов, обязаны обеспечить обучение бортпроводников с использованием ДОТ, а также их явку в установленные сроки в АУЦ (ЦПАП) в запланированном количестве.
Слушатель, пропустивший более 25% времени обучения по курсу, подлежит отчислению из учебной группы. |
Все слушатели проходят инструктаж по технике безопасности перед началом занятий. Инструктор контролирует соблюдение правил техники безопасности в процессе тренировки.
5.2.4. Профессиональный английский язык.
Программа по профессиональному английскому языку предназначена для освоения авиационной терминологии и лексики, необходимой для выполнения функциональных обязанностей членов кабинного экипажа на борту ВС.
Общее владение английским или другим иностранным языком является желательным для члена кабинного экипажа для обеспечения высоких стандартов безопасности и обслуживания, и определяется требованиями Авиапредприятия.
6. Программы подготовки бортпроводников
6.1. Требования к типовым программам.
Рекомендуемые (типовые) программы включают в себя учебные планы по этапам обучения.
Рекомендуемые (типовые) программы состоят из обязательного минимума дисциплин и количества учебных часов по предметам, необходимых для прохождения курсов подготовки кабинных экипажей в АУЦ (ЦПАП).
На основе рекомендуемой (типовой) программы и методики, в АУЦ (ЦПАП) составляются рабочие программы и методики преподавания курса по соответствующим видам подготовки и типам ВС. При составлении и утверждении рабочих программ допускается увеличение количества учебных дисциплин и количества учебных часов по каждой дисциплине без ограничений. В соответствующих разделах программ должно указываться оборудование, непосредственно используемое для реализации программ.
Методические рекомендации и контрольные задания должны быть разработаны непосредственно для конкретно указанного в программах оборудования.
Рабочие программы разрабатываются с учетом особенностей и условий практической деятельности, имеющихся, технических средств обучения. Рабочие программы таких видов периодической подготовки, как ежегодная и водная, должны быть включены в программы КПК авиационных центров для летных и кабинных экипажей.
В программу подготовки бортпроводников включена подготовка к полетам на МВЛ по всем видам дисциплин в полном объеме.
Рабочие программы должны быть согласованы с заинтересованными предприятиями и лицами, участвующими в обеспечении этих программ. |
Рабочие программы утверждаются уполномоченным органом в области ГА.
6.2 Программа первоначальной подготовки бортпроводников.
Программа первоначальной подготовки бортпроводников рассчитана на 350 уч. часов.
6.2.1. Содержание по этапам обучения:
Контроль знаний:
Предметы, по которым проводятся экзамены:
- Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС;
- Аварийно-спасательная подготовка;
- Перевозка ОГ на ВТ;
- Технология обслуживания пассажиров;
- Организация питания на борту ВС;
- Медицинское обслуживание пассажиров. Оказание доврачебной помощи;
- Профессиональный английский язык;
- Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация;
- Организация перевозок на воздушном транспорте
Предметы, по которым проводятся зачёты:
- Основы воздушно-правовой подготовки;
- Обеспечение авиационной безопасности;
- Сервисное общение
Зачеты проводятся в счет времени, отведенного на изучение теоретических дисциплин.
6.3. Программа переучивания (переподготовки) бортпроводников на другой тип ВС.
6.3.1. Расчет времени в учебных часах.
Теоретическая подготовка: |
28 |
Практическая подготовка |
4 |
Тренажерная подготовка: |
8 |
Итого: |
40 |
6.3.2. Учебный план.
Переучивание (переподготовка) на тип ВС |
40 |
Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС. Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация.* |
12 |
Аварийно - спасательная подготовка на ВС* и БАСО |
16 |
Технология обслуживания пассажиров на борту ВС. Организация питания на борту ВС.** |
8 |
Нормы и требования охраны труда |
4 |
______________________________
* - При переучивании (переподготовке) на несколько типов ВС, количество часов по предмету увеличивается не менее чем на 8 часов для каждого типа ВС.
** - При переучивании (переподготовке) на несколько типов ВС, количество часов по предмету увеличивается не менее чем на 4 часа для каждого типа ВС.
Контроль знаний:
Предметы, по которым проводятся экзамены:
- Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация.
- Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС.
- Аварийно - спасательная подготовка на ВС.
- Технология обслуживания пассажиров.
- Организация питания на борту ВС.
6.4. Программа повышения квалификации бортпроводников.
Программа курса повышения квалификации бортпроводников рассчитана на 80 уч. часов (10 учебных дней) и проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
С учетом технических возможностей АУЦ (ЦПАП) и по решению руководства Авиапредприятия часть указанного учебного времени может быть отведена под обучение с использованием ДОТ. Период самостоятельной подготовки бортпроводника по курсу КПК с использованием ДОТ - не менее 3-х месяцев.
6.4.1. Содержание по этапам обучения:
Основы воздушно-правовой подготовки. |
(4) |
Конструкция и эксплуатация систем и оборудования ВС. Бытовое оборудование ВС и его эксплуатация |
(8) |
Аварийно-спасательная подготовка*: 1 тип ВС - 16 ч. 2 типа ВС - 20 ч. 3 типа ВС - 24 ч. 4 типа ВС - 28 ч. |
|
Правила перевозки ОГ на ВТ |
(12) |
Организация перевозок на ВТ |
(4) |
Специальная подготовка в области человеческого фактора (CRM Training) |
(4) |
Обеспечение авиационной безопасности |
(8) |
Медицинское обслуживание пассажиров (оказание первой доврачебной помощи на борту ВС) |
(8) |
Технология обслуживания пассажиров. Организация питания на борту ВС. Психология общения. |
(8) |
Профессиональный английский язык |
(8) |
Контроль знаний:
- по всем дисциплинам учебной программы проводится дифференцированный зачёт.
Примечание:
*- аварийно-спасательная подготовка включает водную АСП.
6.5. Программа первоначальной подготовки бортпроводников-старших.
Программа первоначальной подготовки бортпроводников-старших рассчитана на 68 уч. часов
6.5.1. Содержание по этапам обучения:
Основы воздушно-правовой подготовки |
(8) |
Обеспечение безопасности полётов |
(12) |
Специальная подготовка в области человеческого фактора (CRM ) |
(8) |
Психология управления (менеджмента). Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности бортпроводника-старшего. Обеспечение взаимодействия в экипаже. |
(16) |
Организация работы бортпроводника-старшего |
(24) |
Контроль знаний:
Предметы, по которым проводятся экзамены:
- Организация работы бортпроводника-старшего
По другим предметам учебной программы проводится недифференцированный зачёт.
6.6. Программа курса повышения квалификации бортпроводников-старших.
Программа курса повышения квалификации бортпроводников-старших (а также для членов кабинного экипажа, назначаемых для руководства КЭ в рейсе) рассчитана на 16 уч. часов (2 учебных дня) и проводится с периодичностью КПК бортпроводников, в качестве его составной части и продолжения.*
6.6.1. Содержание по этапам обучения:
Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности бортпроводника-старшего. Обеспечение взаимодействия в экипаже |
(8) |
Организация работы бортпроводника-старшего |
(8) |
Контроль знаний:
Предметы, по которым проводится дифференцированный зачёт:
- Организация работы бортпроводника-старшего
Примечание:
- бортпроводники-старшие проходят все виды подготовки и контроля знаний, предусмотренные для бортпроводника.
6.7. Программа первоначальной подготовки бортпроводников-инструкторов (ИПБ).
Программа курса первоначальной подготовки бортпроводников-инструкторов рассчитана на 92 уч. часа.
6.7.1. Содержание по этапам обучения:
Основы воздушно-правовой подготовки |
(8) |
Обеспечение безопасности полетов + общие понятия о СУБП |
(12) |
Специальная подготовка в области человеческого фактора (CRM) |
(8) |
Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности инструктора-проводника бортового |
(8) |
Организация работы бортпроводника - инструктора |
(24) |
Методика обучения |
(32) |
Контроль знаний:
Предметы, по которым проводятся экзамены:
- Организация работы бортпроводника инструктора (ИПБ)
По другим предметам учебной программы проводится недифференцированный зачёт.
6.7.2. Требования, предъявляемые к обладателю квалификационной отметки "инструктор-проводник бортовой (ИПБ)".
Обладатель квалификационной отметки "инструктор-проводник бортовой" должен:
а) пройти подготовку по утвержденной Программе и соответствовать требованиям, предъявляемым при получении квалификационной отметки "инструктор-проводник бортовой" в соответствии с типом ВС, указанным в свидетельстве бортпроводника;
б) иметь налет не менее 3000 ч., положительную аттестацию, в совершенстве владеть технологией обслуживания пассажиров, в том числе пассажиров 1-го класса, на всех типах ВС, на которые у него есть допуск, сдать экзамены по специальным дисциплинам на оценку не ниже "пять" (в соответствие с Положением о классификации специалистов ГА N 44/И), владеть одним из иностранных языков в объеме не менее двухгодичных курсов (350 ч.), или пройти входное тестирование в авиакомпании для уровня Pre-Intermediate,
в) обладать знаниями и практическими навыками:
- методики практического обучения;
- по оценке успеваемости слушателей по тем предметам, по которым осуществляется наземная подготовка;
- процесса усвоения материала;
- элементов эффективного обучения;
- по оценке и проверке уровня знаний слушателей, теории обучения;
- разработки программы подготовки;
- планирования урока;
- методики аудиторного обучения;
- использования учебных средств, включая тренажеры Mock Up;
- по проведению анализа и исправлению ошибок учащихся;
- возможностей человека применительно к летной подготовке, включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;
- опасности, связанной с имитацией аварийных ситуаций которые могут возникнуть на воздушном судне;
г) демонстрировать способность обучать в тех областях, в которых он намерен проводить летную подготовку, и на тех типах и классах ВС, по которым предусматривается осуществление функций бортпроводника-инструктора, включая наземную подготовку, предполетный инструктаж, рейсовую тренировку, разбор полетов и т.д.
д) инструкторы, осуществляющие преподавательскую деятельность в АУЦ должны пройти курс обучения по методике преподавания в ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский Государственный Университет ГА", который включает демонстрацию методов практического обучения, распознавания и исправления наиболее распространенных ошибок слушателей. Указанная категория инструкторов должна уметь применять на практике методику выполнения технологических операций, по которой они намерены проводить подготовку бортпроводников (членов кабинных экипажей ВС).
6.7.3. Обладатель квалификационной отметки "бортпроводник-инструктор" при соблюдении вышеуказанных условий настоящих Методических рекомендаций, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве бортпроводника может:
- проводить наземную и летную подготовку, необходимую для выдачи бортпроводнику (члену кабинного экипажа ВС) свидетельства бортпроводника и внесения в свидетельство бортпроводника квалификационной отметки о праве на выполнение самостоятельных полетов на типе ВС.
- проверять знания, навыки и умения, установленные настоящими Правилами, у бортпроводников (членов кабинных экипажей ВС), подготовленных другими бортпроводниками - инструкторами.
6.8. Программа повышения квалификации бортпроводников-инструкторов (ИБП).
Программа повышения квалификации бортпроводников-инструкторов рассчитана на 44 уч. часа (6 учебных дней) и проводится в качестве составной части и продолжения КПК бортпроводников, и проводится один раз в 5 (пять) лет.*
6.8.1 Содержание по этапам обучения:
Основы воздушно-правовой подготовки |
(4) |
Общие понятия о системе управления безопасностью полетов |
(4) |
Обеспечение безопасности полетов в ГА |
(8) |
Принципы профессионального обучения (методика) |
(8) |
Управление ресурсами экипажа (CRM) и психология управления персоналом |
(8) |
Организация работы инструктора-проводника бортового |
(8) |
"Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности инструктора-проводника бортового" |
(4) |
Контроль знаний:
Предметы, по которым проводится дифференцированный зачёт:
- Организация работы инструктора-проводника бортового.
Примечание:
- бортпроводники-инструкторы (ИПБ) проходят все виды подготовки и контроля знаний, предусмотренные для бортпроводника.
7. Методы обучения
Процесс обучения проходит в виде теоретических и практических занятий.
В процессе обучения применяются методы, направленные на овладение знаниями:
- информационно-развивающие (лекции, объяснения, демонстрация видеоматериалов, самостоятельная работа с литературой и обучающей компьютерной программой);
- проблемно-поисковые (учебная дискуссия, деловая игра, тренинги, выездные и практические занятия на тренажере и на ВС);
- обмен опытом.
Занятия могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при наличии технических возможностей у авиакомпании.
Лекции - форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. В состав учебно-методического материала лекционного курса включаются:
- учебные пособия, разработанные преподавателями АУЦ (ЦПАП), конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде и электронном представлении - электронный учебник, файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточными материалами;
- контрольные вопросы, тесты по отдельным темам лекций (разделам учебной дисциплины) для контроля слушателей;
- списки учебной литературы, рекомендуемой слушателям в качестве основной и дополнительной по темам лекций (по соответствующей дисциплине) с указанием конкретных разделов.
Стандартом для преподавателей при представлении материала при проведении лекционных занятий является использование презентации в формате MS PP и применение мультимедиапроектора.
Тренинги - краткосрочное мероприятие, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников этого мероприятия.
Деловая игра - метод имитации принятия решений специалистов в различных производственных ситуациях.
Используется в учебном процессе, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов.
Практические занятия - это вид учебных занятий, направленных на подтверждение теоретических знаний и формирование учебных и профессиональных практических умений.
Цель проведения практических занятий:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности слушателей.
По отдельным дисциплинам практические занятия в АУЦ (ЦПАП) проводятся с применением тренажеров.
Тренажерная подготовка - это этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение, поддержание и совершенствование практических умений, навыков с помощью различного вида тренирующих устройств (тренажерных устройств имитации полета, или авиационных тренажеров).
8. Контроль знаний (текущий, промежуточный, рубежный и итоговый)
В процессе освоения программ, применяются следующие виды контроля знаний:
- экзамен;
- дифференцированный зачет - зачет с дифференцированными оценками ("5"; "4"; "3"; "2").;
- недифференцированный зачет- зачет, оформленный оценкой "зачтено" или "не зачтено".
и формы проведения контроля знаний:
- устные и письменные тесты, упражнения, промежуточные тесты по тематическим разделам;
- итоговые тесты, являющиеся частью системы ДОТ, по дисциплинам;
- выполнение зачетных практических упражнений на тренажерах;
- индивидуальное собеседование;
- реферат;
9. Оценка знаний
Оценка знаний слушателей производится по цифровой пятибалльной системе с обязательным оформлением журнала.
По окончании обучения и успешной сдаче итоговых тестов по всем дисциплинам, а также выполнения практического этапа программы члены кабинного экипажа получают:
- свидетельство о прохождении учебного курса;
- свидетельство о прохождении первоначального обучения по программе CRM;
- вкладыш- сертификат по перевозке опасных грузов на ВТ;
- вкладыш- сертификат по наземной и водной АСП.
Успешно прошедшими обучение считаются бортпроводники, получившие оценки "3", "4" и "5" по всем экзаменуемым дисциплинам, включенным в учебный курс.**
В случае неуспешного прохождения обучения повторная сдача итогового контроля знаний проводится не ранее, чем через 3 дня.
В случае неуспешной повторной сдачи итогового контроля знаний по дисциплине слушатель, по решению компетентной комиссии, должен быть направлен на повторное обучение данной дисциплине или отчислен с курса.
В случае неудовлетворительной сдачи экзамена по профессионально ориентируемому английскому языку в свидетельстве об окончании курса первоначальной подготовки бортпроводников делается запись:
"Прослушал(а) курс профессионального английского языка для бортпроводников".
Оценка знаний и элементов практической работы на экзамене.
"5"- ставится в том случае, если проверяемый безупречно ответил на все вопросы, показал глубокое знание предмета, грамотно излагал свои мысли и при этом применил свои знания при решении практических задач в соответствии с требованиями нормативных документов;
"4"- ставится при условии, если проверяемый правильно ответил на большинство вопросов, допущенные незначительные ошибки исправил самостоятельно, показал глубокое знание предмета, грамотно излагал свои мысли и при этом применил свои знания при решении практических задач в соответствии с требованиями нормативных документов;
"3"- ставится в том случае, если проверяемый неправильно ответил на один из вопросов или на два вопроса дал неполные ответы, но после дополнительных вопросов проверяющего своими ответами внес ясность по поставленным вопросам или исправил допущенные ошибки без практического вмешательства проверяющего, показал достаточные знания предмета, но допускал неточности в терминологии и выполнении элементов практической работы;
"2"- ставится в том случае, если проверяемый на вопросы ответил неправильно, показал только начальные знания предмета, допустил грубые ошибки и после дополнительных вопросов их не исправил, свои знания не мог применить при решении практических задач.
При проведении письменного теста или компьютерного тестирования используется метод оценки знаний бортпроводников с переводом результатов тестирования в пятибалльную систему по шкале:
- 91%-100% правильных ответов - 5 (пять)
- 81%-90% правильных ответов - 4 (четыре)
- 75%-80% правильных ответов - 3 (три)
- ниже 74% правильных ответов - 2 (два).
10. Заключительные положения
Методические рекомендации определяют минимально необходимые нормы к обучению бортпроводников в АУЦ (ЦПАП), порядок оформления и предоставления типовых программ обучения бортпроводников АУЦ (ЦПАП).
Разработчик рекомендует АУЦ (ЦПАП), авиапредприятиям придерживаться соответствия программ подготовки авиационного персонала положениям, представленным в данном документе.
Все факты несоответствия установленным положениям МР, выявленные Разработчиком в ходе периодических проверок АУЦ (ЦПАП) или при утверждении программ обучения бортпроводников, рассматриваются на заседаниях Рабочей группы с вынесением резолюции по фактам нарушения.
Форма проведения контроля знаний (устно, письменно, тест и т.д.) и количество времени, отведённое на данный контроль знаний, определяются рабочими программами АУЦ (ЦПАП).
11. Методические рекомендации имеют Приложения:
Приложение 1. Подготовка бортпроводников в летных подразделениях
Приложение 2. Виды проверок. Полномочные лица. (в разработке)
______________________________
* - сверх 80 учебных часов по программе КПК для бортпроводников.
** - по курсу АСП - не ниже "4"
Заместитель |
В.И. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке бортпроводников в АУЦ и авиапредприятиях (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 24 августа 2010 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был
Настоящие методические рекомендации разработаны
Рабочей группой при ФАВТ
Экспертная группа УЛЭ ФАВТ
Вводится впервые
Список участников рабочей группы по разработке и созданию "Методических рекомендаций по подготовке бортпроводников" (МР)
Агаева Т.А. | Начальник ЛМО ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" |
Баженова Л.С. | ИнспекторБ/П А/К ГТК "Росссия" |
Винокурова И.И. | Инструктор-методист А/К "Глобус" |
Гончарова М.В. | Инструктор КСБ ОАО "Аэрофлот РА" |
Горин Д.В | Заместитель директора АУЦ ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" |
Демин В.В. | Инструктор-методист А/К "Якутия" |
Ишунькина М.Г. | Начальник СБП А/К "Газпром Авиа" |
Кирилова А.В | Начальник СБП А/К "Северный Ветер" |
Клишин А.Н. | Начальник АУЦ А/К "ВИМ АВИА" |
Кукушкина Е. | Инструктор-методист ЛМО Сбп ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" |
Меркулов В.А. | Начальник СБп ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" |
Миронов К.Г. | Инспектор Б/П ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" |
Новохатская В.А. | Генеральный директор НОУ "Школа бортпроводников" |
Одинцова Т.Н. | Начальник подготовки бортпроводников АУЦ "S7" |
Простокишина Т. | Старший инструктор ОАО "Авиакомпания "Сибирь" |
Ремесник О.В. | Заместитель начальника СБП ООО "Корпорация "Авиалесохрана" |
Савенкова Ю.В. | Начальник СБП ФГУП "Оренбургские Авиалинии" |
Сердюк А.В. | Начальник подготовки бортпроводников АУЦ ОАО "Аэрофлот РА" |
Талыпова И.В. | Начальник отдела ОАО "Аэрофлот РА" |
Усачева Е.П. | Ведущий специалист ЛМО СБп ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" |
Филиппенко С.М. | Начальник СБП ОАО "Авиакомпания "Сибирь" |
Черных А.А. | Ст. инструктор методист АУЦ ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" |
Яковлев В.Ю. | Заместитель Начальника СБП А/К "Таймыр" |
Письмом Росавиации от 28 ноября 2022 г. N Исх-51775/01 настоящий документ признан недействующим с 28 ноября 2022 г.