Письмо Минфина России от 27 марта 2014 г. N 02-04-10/13476
Вопрос: О финансовом обеспечении расходов государственных (муниципальных) казенных, бюджетных и автономных учреждений на возмещение убытков, связанных с осуществлением деятельности с государственным регулированием тарифов (цен).
Ответ: Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу разъяснения правомерности предоставления субсидий из бюджета области государственным (муниципальным) учреждениям на возмещение убытков, связанных с осуществлением деятельности с государственным регулированием тарифов (цен) (далее - регулируемый вид деятельности), и сообщает.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
По мнению Департамента, осуществление казенными учреждениями регулируемых видов деятельности не в полной мере согласуется с целями создания казенных учреждений и положениями п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса, закрепляющей особенности правового положения казенного учреждения, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно п. 3 этой же статьи казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из указанных норм Бюджетного кодекса, по мнению Департамента, казенным учреждениям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, лимиты бюджетных обязательств должны утверждаться с учетом расходов учреждения на осуществление этой деятельности.
В случае если регулируемые виды деятельности осуществляют бюджетные и автономные учреждения, полагаем, необходимо исходить из следующего.
Общие правила предоставления субсидий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям установлены ст.ст. 78.1 и 78.2 Бюджетного кодекса.
По мнению Департамента, в рамках действующего бюджетного законодательства бюджетным и автономным учреждениям в целях возмещения убытков от государственного регулирования тарифов (цен) в связи с осуществлением ими деятельности по продаже потребителям коммунальных ресурсов по регулируемым ценам в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса могут быть предоставлены субсидии на иные цели.
При этом следует учесть, что в соответствии с п. 16 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", п. 3.10 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" расходы бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса (в отношении автономных учреждений, в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), должны осуществляться после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности.
Также отмечаем, что в соответствии с установленным ст. 31 Бюджетного кодекса принципом самостоятельности бюджетов, означающим в том числе право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов, в случае если регулируемую органами государственной власти субъектов Российской Федерации деятельность осуществляют муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения, источником финансового обеспечения расходов местных бюджетов, связанных с возмещением затрат в связи с осуществлением учреждениями регулируемых видов деятельности, должны являться межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету.
Директор |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 27 марта 2014 г. N 02-04-10/13476
Текст письма опубликован в Cборнике документов с комментариями для бюджетных учреждений (БиНО), июль 2014 г., N 7