Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ИБС Экспертиза" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по системному сопровождению единой системы сбора и обработки статистической информации информационно-вычислительной системы Росстата в части электронного сбора данных (номер извещения 0173100011914000039) (далее - Открытый конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Открытого конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по показателю критерия "Качество услуг" установлен с нарушением Закона о контрактной системе.
2. В Конкурсной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в Открытом конкурсе.
3. Неправомерно установлено в Конкурсной документации требование о предоставлении участником Открытого конкурса документов в составе заявки на участие в Открытом конкурсе, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт.
4. Объект закупки включает услуги по системному сопровождению единой системы сбора и обработки статистической информации информационно-вычислительной системы Росстата в части электронного сбора данных и услуги по доработке и развитию информационной системы, находящейся в эксплуатации, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Открытого конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Открытого конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.05.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 120 000 000 рублей;
3) срок окончания подачи заявок на участие в Открытом конкурсе - 20.06.2014.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": по показателю критерия: "качество услуг (значимость - 100%). Предметом оценки является предложение участника конкурса в отношении качественных характеристик объекта закупки и иных условий исполнения контракта, содержащееся в представленных в составе его заявки информации и документах, в том числе:
- в Календарном плане оказания услуг, оформленном по Форме N 2 конкурсной документации;
- в Подробном описании мероприятий, которые выполняются по каждому этапу Календарного плана, указанному в графе 2 Формы N 2.
По данному показателю оценивается степень детализации и содержательной проработки предложения о качестве услуг, в том числе наличие, обоснованность, достаточность, корректность и новизна предложенных методов и способов решения основных задач услуг для достижения наилучших результатов и целей услуг, а также полнота учета требований технического задания и обоснованность предложенных промежуточных сроков оказания услуг по этапам Календарного плана. Оценка заявок участников конкурса по настоящему показателю осуществляется экспертным путем. Лучшим предложением признается наиболее детализированное, проработанное по содержанию и соответствующее условиям исполнения контракта предложение участника конкурса в наибольшей степени обеспечивающее возможность достижения целей услуг и получения заданных результатов. Количество баллов, присуждаемых заявке (предложению) участника конкурса по показателю "Качество работ" (НЦБкрi), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов Комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по данному показателю".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Открытом конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно статье 12 Информационной карты Конкурсной документации "В качестве предложений в отношении качественных, функциональных и иных характеристик объекта закупки и условий исполнения контракта участником конкурса представляются следующие документы:
- Календарный план оказания услуг, оформленный по Форме N 2 конкурсной документации;
- Подробное описание мероприятий, которые выполняются по каждому этапу Календарного плана, указанному в графе 2 Формы N 2".
В соответствии с пунктом а) статьи 12.1 Конкурсной документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона (Форма N 1, лист 2).
Согласно графе 2 Формы N 2 "Календарный план оказания услуг" Конкурсной документации участник закупки указывает "Наименование этапов оказания услуг".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Открытом конкурсе.
Таким образом, отсутствие инструкции по заполнению заявки на участие в Открытом конкурсе нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (редакция от 28.12.2013) требования к участникам закупки при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе правомочность участника закупки заключать контракт.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе (редакция от 28.12.2013) в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в статье 12 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе" информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "В целях определения правомочности участника конкурса заключать контракт будут рассматриваться следующие документы:
а) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
б) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что извещение о проведении Открытого конкурса размещено 30.05.2014, Законом о контрактной системе в редакции от 28.12.2013, Заказчик устанавливает перечень документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт. Вместе с тем, Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в статью 31 Закона о контрактной системе в редакции от 28.12.2013 внесены изменения, которыми исключено установление Заказчиком требований к участникам закупки о правомочности участников закупки. С учетом указанных изменений, Заказчик в рамках Открытого конкурса не осуществляет проверку правомочности участников закупки заключать контракт.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено в Конкурсной документации требование о предоставлении участником Открытого конкурса документов в составе заявки на участие в Открытом конкурсе, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт, не нашел своего подтверждения.
4. На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предметом Открытого конкурса является оказание услуг по системному сопровождению единой системы сбора и обработки статистической информации информационно-вычислительной системы Росстата в части электронного сбора данных.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что включение услуг по системному сопровождению единой системы сбора и обработки статистической информации информационно-вычислительной системы Росстата в части электронного сбора данных, доработки и развитию указанной системы ограничивает число участников закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что в рамках контракта на оказание услуг по системному сопровождению единой системы сбора и обработки статистической информации информационно-вычислительной системы Росстата в части электронного сбора данных, исполнителю необходимо создать новую информационную систему, включая стадии проектирования, разработки, апробации и опытной эксплуатации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ИБС Экспертиза" обоснованной в части не установления в Конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Открытом конкурсе и отсутствия инструкции по заполнению заявки на участие в Открытом конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
4. Передать материалы от 18.06.2014 по делу N К-944/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 июня 2014 г. N К-944/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был