Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Кауфман, Романов и партнеры" (далее - Заявитель) на действия Министерства финансов Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Министерства финансов Российской Федерации (номер извещения 0173100000114000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ России;
2. В приложении N 3 к техническому заданию отсутствует указания на модели АРМ на базе ноутбука, а также Заказчиком не представлены данные относительно ряда оборудования, которое используется при оказание услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
3. В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком указано условие об изменении объема оборудования не более чем на 10% без изменения цены контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.06.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 243 300 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 25.06.2014;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 27.06.2014.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 22 информационной карты Аукциона вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе:
- "Копию лицензии ФСБ России на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, выданной участнику закупки.
- Копию лицензии ФСБ России на осуществление предоставления услуг в области шифрования информации, выданной участнику закупки.
- Копию лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений не ниже "совершенно секретно", выданной участнику закупки.
- Копию лицензии ФСБ России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны, выданной участнику закупки".
Вместе с тем, документацией об Аукционе пунктом 5 Раздела 4 Техническое задание определен перечень оказываемых исполнителем услуг, в состав которых входит, часть услуг при выполнении которых, требуются указанные лицензии, а именно:
- "1.13.1 анализ состояния и функционирования средств защиты информации от НСД";
- "1.13.4 эксплуатация ленточных библиотек резервного копирования и восстановления информации";
- "1.13.7 подключение оборудования к ВЛВС с обязательным документированием указанных действий";
- "1.13.9 определение "узких" мест в работе информационной и телекоммуникационной структуры и выдача рекомендации по их устранению;
- "3.10 установка, настройка, конфигурирование и администрирование файловых ресурсов, в том числе на базе кластера Windows Server 2008";
- "3.10 формирование и администрирование общесистемных дисковых ресурсов";
- "4. администрирование СУБД";
- "11. сопровождение и обслуживание ПТС центра сертификации (аппаратное средство "Соболь", криптографическое средство "КриптоПро CSP", ПО "Microsoft Certification Authority")".
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требование лицензий ФСБ России обусловлено тем, что в состав оказания услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры включен, в том числе Физически обособленный сегмент локальной вычислительной сети Министерства специального назначения, обеспечивающий возможность работы и обмена в электронном виде информацией, содержащей государственную тайну (пункт 2 Таблицы N 1). При выполнении вышеуказанных работ исполнитель получает доступ в помещения к информационно-телекоммуникационным ресурсам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, так например в соответствии с Приложением N 4 к Техническому заданию общее количество программных и аппаратных средств защиты от НСД и средств криптографической защиты АРМ, подлежащих сопровождению равно 50 штукам, в тоже время общее количество АРМ, подлежащих сопровождению согласно Приложению N 3 к Техническому заданию составляет 2171 штук.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили и представили сведения, что наличие лицензии ФСБ России у участников закупки при оказании услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры не требуется.
Таким образом, действия Заказчика, объединившего в один объект закупки лицензируемый вид деятельности и не лицензируемые виды деятельности, влекут ограничение количества участников закупки и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с разделом 3.2.3 "Автоматизированные рабочие места Пользователей" документации об Аукционе "АРМ включают в себя программно-технические комплексы, предназначенные для автоматизации деятельности Пользователей.
Согласно Приложению N 3 к Техническому заданию Заказчиком, указаны используемые виды оборудования, так например:
- "АРМ на базе рабочей станции";
- "АРМ на базе терминала Sun Ray 2FS";
- "АРМ на базе ноутбука, в составе:
- Apple MacBook;
- Acer;
- HP Compaq nx9000" и т.д.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при определении моделей ноутбуков Заказчик использовал объективное описание оборудования и указал функциональные, количественные, эксплуатационные и иные характеристики, позволяющие определить соответствие закупаемых работ, установленным требованиям Заказчиком.
Вместе с тем, Заявителем не представлено на заседании Комиссии доказательств того, что отсутствие указания в документации об Аукционе на модели АРМ на базе ноутбука, а также не представление данных относительно ряда оборудования, которое используется при оказание услуг по комплексному обслуживанию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры препятствует Заявителю формированию предложения по оказанию услуг.
3. В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
В соответствии с пунктами 3.2.1 - 3.2.5 Технического задания, Заказчиком установлено право изменения без уменьшения или увеличения цены государственного контракта не более чем на 10% от указанного в Приложениях N 1-5 к Техническому заданию общего количества оборудования.
Данные требования, установленные в документации об Аукционе нарушают часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пункте 7.5 проекта контракта Документации об Аукционе Заказчиком установлено: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере _________ (_______________) рублей (размер штрафа определяется в порядке, установленном Постановлением)".
Из чего следует, что проект государственного контракта не содержит размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом и порядок его определения.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также порядок определения указанных штрафных санкций, нарушена часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 7.6 проекта контракта Документации об Аукционе Заказчиком установлено: "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа составляет _________ (_______________) рублей (размер штрафа определяется в порядке, установленном Постановлением)".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит размер штрафа в виде фиксированной суммы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и порядок его определения.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также порядок определения указанных штрафных санкций, нарушена часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Кауфман, Романов и партнеры" обоснованной в части объединения в один объект закупки лицензируемого вида деятельности и не лицензируемого вида деятельности, а также установления условия об изменении объема оборудования не более чем на 10 % без изменения цены контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, частей 5, 8 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.06.2014 N К-978/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июня 2014 г. N К-978/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был