Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПроектноСтроительная Компания Лидер" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВПО "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Реконструкция учебных городков N 1 (Санкт-Петербург, Васильевский остров, Косая линия, д. 15-а), N 2 (Заневский проспект, д. 5), N 3 (г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия, д.14), строительство Морского колледжа (г. Санкт-Петербург, Большой Смоленский пр., д. 36)" на объекте капитального строительства "Учебный городок N 2 ФГБОУ ВПО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" г. Санкт-Петербург, Заневский проспект, д. 5 (I этап)" (номер извещения 0372100022314000039) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.06.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 333 904 789 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": "_Каждым членом конкурсной комиссии Заказчика (Единой комиссии) экспертно оценивается степень детализации и проработанности организационно-технологических предложений, в т.ч. полнота учета технических требований, методологии и технологии выполнения работ, обоснованность необходимых для выполнения ресурсов. По усмотрению Участника закупки в составе организационно-технологической схемы может быть представлен график производства работ. График производства работ может быть разработан сетевым методом на каждый месяц работы на основании технологической схемы по усмотрению Участника закупки и дополнен пояснительной запиской (с учетом возможных перерывов в работе, учитывающих метеоусловия). Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии Заказчика (Единой комиссии), присуждаемых заявке (предложению) по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)". Для оценки заявки (предложения) по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" используется 100-балльная шкала оценки (от 0 до 100 баллов)_".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку не установлен предмет оценки заявки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 3 Конкурсной документации установлены образцы форм и документов для заполнения участниками закупки.
Комиссия, изучив представленные на заседании представителем Заказчика документы установила, что в соответствии с формой N 3 "Анкета участника закупки" части 3 Конкурсной документации участник закупки должен указать, в том числе КПП, ОКПО, ОКВЭД участника закупки, что не предусмотрено частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и является нарушением часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одним из обязательных требований к участникам закупок является соответствие таких участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Конкурсной документации установлены обязательные требования к участникам закупки, в том числе пунктом 5.1 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Участник закупки должен в свидетельстве о допуске к работам в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь допуск к работам: по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком). - наличие в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией предельной стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее начальной (максимальной) цены Контракта, установленной в пункте 3 ЧАСТИ II. Информационная карта конкурса".
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Приказом Ростехнадзора от 13.11.2010 N 1042, установлена единая форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с перечнем видов работ согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, в приложении к которой отражается предельная стоимость соответствующих работ, размер которых не может быть превышен в рамках заключения членом одной саморегулируемой организации одного договора.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Таким образом, указанная в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией предельная стоимость соответствующих работ по одному договору должна соответствовать предложению о цене контракта, указанном участником в заявке на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика выразившиеся в установлении требования о наличии в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией предельной стоимости соответствующих работ по одному договору, размер которой не менее начальной (максимальной) цены нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Утверждение Заказчиком Конкурсной документации не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ПроектноСтроительная Компания Лидер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы от 02.07.2014 по делу N К-998/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 июля 2014 г. N К-998/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был