Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Некоммерческой организации "Ассоциация "Предприятия дорожной отрасли Урала" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги А-114 Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 "Кола", км 331+025 - км 349+000, Ленинградская область (номер извещения 0372100041514000054) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовал в соответствии с положениями Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 25.06.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 024 766 270 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.07.2014.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации в редакции от 01.07.2014 установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Квалификация участников закупки (показатель: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема) - Значимость критерия: 10%;
3) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 30%.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком величины значимости показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" для оценки заявок на участие в Конкурсе в размере 10% противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил документы, подтверждающие, что Заказчиком 04.07.2014 внесены изменения в Конкурсную документацию и изменена значимость критериев оценки заявок участников закупки на участие в Конкурсе.
Таким образом, Конкурсная документация действующей редакции содержит следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Квалификация участников закупки (показатель: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема) - Значимость критерия: 20%;
3) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 20%.
На заседании Комиссии установлено, что по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ":
N п/п |
Показатели |
Предельные величины значимости |
|
Строительный генеральный план |
от 0 до 10 баллов |
|
Календарный план производства работ по объекту |
от 0 до 10 баллов |
|
График поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования |
от 0 до 10 баллов |
|
График движения рабочих кадров по объекту |
от 0 до 5 баллов |
|
График движения основных строительных машин по объекту |
от 0 до 5 баллов |
|
Технологические карты на выполнение видов работ |
от 0 до 40 баллов |
|
Пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, а также иные сведения, предлагаемые участником открытого конкурса |
от 0 до 20 баллов |
|
|
|
|
ИТОГО по показателю "Качество работ": |
от 0 до 100 баллов |
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Конкурсная документация не раскрывает содержание оценки заявок на участие в Конкурсе по указанным показателям.
Кроме того, по критерию "Квалификация участников закупки" установлен показатель: "Опыт выполнения за последние 3 года данного вида работ сопоставимого объема в качестве генерального подрядчика:
1) При отсутствии объектов или информации по данному критерию либо при суммарной стоимости объектов менее 30% от начальной максимальной цены контракта по настоящему конкурсу - 0 баллов;
2) От 30% до 50% - 25 баллов;
3) От 51% до 80% - 50 баллов;
4) От 81% до 100 - 75 баллов;
5) Более 100% - 100 баллов".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку порядок оценки заявок по указанному показателю не предусматривает присвоение баллов пропорционально опыту выполнения работ сопоставимого характера и объема.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Открытом конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Некоммерческой организации "Ассоциация "Предприятия дорожной отрасли Урала" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.07.2014 N К-1036/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июля 2014 г. N К-1036/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был