Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Синергус Групп" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по аккредитации (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту офисных помещений Росаккредитации по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 7 (номер извещения 0195100000114000022) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в не установлении в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, а именно: не установлены требования к требуемому значению параметров, например: "не хуже", "должно быть не <".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 23.06.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 26 291 188,46 рублей;
3) срок окончания рассмотрения первых частей заявок - 14.07.2014;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) на основании части 8 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии установлено, что установленная Заказчиком в документации об Аукционе "Инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме" не позволяет корректно заполнить заявку на участие в Аукционе и определить, какие сведения необходимо указать участнику закупки при формировании первой части заявки на участие в Аукционе.
Так, например, в соответствии с пунктом 1 приложения 1 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к используемым при проведении работ "Труба гофрированная"; "температура монтажа, С не хуже - от -25°С до +50°С"; "лампы люминесцентные": "частота 50/60"; "плитки керамические": "твердость глазури по Моосу, не менее - не нормируется или 5"; "блок розеток": "максимальная допустимая нагрузка А - не более 10/16"; "резервный источник питания": "напряжение сети - (150_250) В"; "модуль пожаротушения газовый" - "пусковой ток для ЗПУ модуля с ПУО-2, А 0,7 ч 5,0".
Таким образом, "Инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме" не позволяет определить, какие характеристики участникам закупки в заявке на участие в Аукционе необходимо указывать в диапазоне, какие характеристики необходимо указывать конкретным значением.
Отсутствие в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что по ряду товаров в Техническом задании документации об Аукционе, используемых при проведении работ, Заказчиком не установлены показатели, позволяющие определить соответствие требуемых товаров установленным Заказчиком требованиям.
Так, например, в соответствии с пунктом 1 приложения 1 технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к используемым при проведении работ "Труба гофрированная": "вид климатического исполнения - не хуже УХЛ-2"; "температура монтажа, С не хуже - от -25°С до +50°С".
Таким образом, Заказчиком не определены показатели, позволяющие определить соответствие товаров используемых при проведении работ, а также не установлено значение показателей, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системы.
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что в документации об Аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, а также ввиду того, что по ряду товаров в техническом задании документации об Аукционе, используемых при проведении работ по Аукциону, Заказчиком не установлены показатели, позволяющие определить соответствие требуемых товаров установленным Заказчиком требованиям, Комиссия приходит к выводу, что участники закупки, в том числе Заявитель, не имели возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом указанные действия Заказчика нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Участником закупки был направлен Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе следующего содержания: "В одном случае в вашей заявке указано ";" в другом "," в третьем случае "*" и с различной вариацией столбцов указания данных символов. Что означает данное указание. Например: П 5. Кабель с низким показателем дымо-газовыделения с однопроволочными медными жилами, где в столбце "требования к заполнению": не хуже * от 10 до 50. Что означает наличие "*" и "до" и "от" - включают ли конечные значения?".
Заказчиком на Официальном сайте опубликовано разъяснение положений документации об Аукционе от 04.07.2014 N 4 следующего содержания: "символы ";" (точка с запятой) и "/" (косая черта) следует читать как "или"; символ "," (запятая) следует читать как "и"; символ "" следует читать как "больше либо равно"; символ "" следует читать как "меньше либо равно. В случае отсутствия характеристики (ее значений) для того или иного товара необходимо это отметить, указав "характеристики отсутствуют" или "не нормируется". Знак "~" означает "примерно". Предлоги "от", "до", а также используемые совместно "от ...до..." означают "включительно". П 5. Знак "*" означает наличие сноски, находящейся в конце таблицы или пункта. В случае отсутствия сноски, знак "*" следует читать как "значение"".
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, Заказчиком на основании поступившего запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе не внесены изменения в документацию об Аукционе.
Таким образом, опубликованное Заказчиком 04.07.2014 на Официальном сайте разъяснение положений документации об Аукционе изменяет суть документации об Аукционе, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Вместе с тем, проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит конкретного размера штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Синергус Групп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.07.2014 N К-1051/14 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июля 2014 г. N К-1051/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был