Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" (собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6523) и пункта 1.30.22 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383, N 50, ст. 5958, 2009, N 10, ст. 1244, N 33, ст. 4102, 2010, N 16, ст. 1961, N 32, ст. 4354, N 47, ст. 6205, N 49, ст. 6523, 2011, N 15, ст. 2141, N 17, ст. 2511, N 22, ст. 3173, N 25, ст. 3644, 2012, N 2, ст. 327, N 17, ст. 2056, N 19, ст. 2479, N 27, ст. 3743, N 42, ст. 5777, N 49, ст. 6910, 2013, N 10, ст. 1053, N 13, ст. 1596, N 16, ст. 2018, N 22, ст. 2838, N 24, ст. 3006, N 29, ст. 3986, N 36, ст. 4578, N 41, ст. 5210) приказываю:
утвердить прилагаемые методологические и организационные положения по проведению выборочного наблюдения труда мигрантов.
Руководитель |
А.Е. Суринов |
Методологические и организационные положения по проведению выборочного наблюдения труда мигрантов
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 7 июля 2014 г. N 471)
1. Цели и задачи наблюдения
Выборочное федеральное статистическое наблюдение труда мигрантов проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" и пункта 1.30.22. Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р.
Трудовая миграция оказывает существенное влияние на процессы формирования рынка труда, изменение количественных и качественных показателей трудовых ресурсов.
Выборочное федеральное статистическое наблюдение труда мигрантов (далее наблюдение) организуется в целях получения официальной статистической информации, характеризующей:
- распространенность явления трудовой миграции в России, в том числе внешней, в разрезе субъектов Российской Федерации;
- распределение численности трудовых мигрантов по видам выполняемых работ;
- распределение численности внешних трудовых мигрантов по странам их гражданства;
- наем трудовых мигрантов домохозяйствами и предпринимателями.
Сведения о трудовых мигрантах собираются независимо от правового статуса их нахождения в Российской Федерации.
Результаты статистических наблюдений о численности трудовых мигрантов в дальнейшем позволят проводить анализ тенденций и динамики трудовой миграции в Российской Федерации
2. Методологические положения
проведения наблюдения
2.1. Порядок и сроки проведения опросов населения
Выборочное наблюдение труда мигрантов проводится одновременно с выборочным обследованием населения по проблемам занятости путем опроса населения во всех субъектах Российской Федерации и по тем же адресам домашних хозяйств и в те же сроки опроса, что и выборочное обследование населения по проблемам занятости.
Месячный объем выборочного массива при проведении обследований населения по проблемам занятости составляет около 69 тысяч респондентов в возрасте 15-72 лет (приблизительно 29 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,06% численности населения данного возраста.
Для опроса домохозяйств приказом Росстата от 11.06.2014 N 429 утверждена форма N 1-ТМ "Анкета выборочного обследования населения об использовании труда мигрантов" (далее - анкета о труде мигрантов) с перечнем вопросов, характеризующих трудовую миграцию, и указаниями по ее заполнению. Опрос по данной анкете проводится последовательно после опроса по анкете выборочного обследования населения по проблемам занятости, утвержденной приказом Росстата от 29.08.2013 N 349 (далее - анкета по проблемам занятости).
Опрос домохозяйств о труде мигрантов проводится интервьюерами, привлекаемыми на основе договора гражданско-правового характера (договора подряда). Опрос в домохозяйствах проводится одним интервьюером по двум анкетам:
- выборочного обследования населения по проблемам занятости (форма N 1-З);
- выборочного наблюдения труда мигрантов (форма N 1-ТМ).
Сначала респонденты в возрасте от 15 до 72 лет опрашиваются по анкете по проблемам занятости, а затем проводится опрос по анкете о труде мигрантов.
В 2014 году наблюдение проводится в июле, августе, сентябре. Опрос населения интервьюерами в 2014 году выполняется с 14 по 20 июля, с 18 по 24 августа, с 15 по 21 сентября.
По результатам наблюдения формируется официальная статистическая информация о трудовой миграции по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, видам экономической деятельности, категориям работодателей.
2.2. Единицы наблюдения
Единицами наблюдения труда мигрантов являются - частные домашние хозяйства (в дальнейшем - домохозяйства)*, в которых проживают респонденты в возрасте 15-72 лет.
Домохозяйство** представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношением родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
2.3. Обследуемый период, за который собираются сведения
Обследуемым периодом при заполнении сведений в анкете о труде мигрантов в 2014 году являются двенадцать месяцев, предшествующих опросу.
При опросе в июле обследуемым периодом является период с июля предыдущего года по июнь 2014 года, в августе - август 2013 года - июль 2014 года, в сентябре - сентябрь 2013 года - август 2014 года.
Таким образом, период, за который собираются сведения, при заполнении анкеты о трудовой миграции отличается от обследуемого периода анкеты по проблемам занятости, в которой таким периодом является неделя.
2.4. Информация, собираемая от респондентов
Анкета выборочного наблюдения труда мигрантов состоит из двух разделов:
- наем трудовых мигрантов для работы в домохозяйстве;
- наем трудовых мигрантов предпринимателями.
Вопросы первого раздела о работе трудовых мигрантов в домохозяйствах заполняются на каждое домохозяйство, попавшее в выборку. Отвечает на них один из членов семьи (наиболее информированный), опрошенных по анкете по проблемам занятости.
В первом разделе опрашиваемым лицам задаются вопросы о привлечении лиц, приехавших из других субъектов Российской Федерации или других стран, для выполнения работы в домохозяйстве (квартира, дом, дача, приусадебный участок и др.) за плату (вознаграждение в денежной или натуральной форме). Данные о трудовых мигрантах, выполнявших работу бесплатно, не отражаются.
По домохозяйствам, которые привлекали трудовых мигрантов, заполняются данные о численности трудовых мигрантов, в том числе иностранных, по выделенным в анкете видам выполненных работ и услуг.
В первом разделе анкеты собирается также информация о численности привлеченных иностранных трудовых мигрантов по странам, гражданами которых они являются.
Во втором разделе отражаются данные о численности трудовых мигрантов, работавших за плату (вознаграждение в денежной или натуральной форме) у членов домохозяйства, являющихся предпринимателями.
Круг предпринимателей, подлежащих наблюдению труда мигрантов, определяется по респондентам, которые при заполнении анкеты по проблемам занятости, на вопросы об основной работе ответили следующее:
- работал(а) в качестве владельца (совладельца) собственного предприятия или собственного дела;
- работал(а) в качестве индивидуального предпринимателя по договору гражданско-правового характера с организацией - юридическим лицом (или с обособленным подразделением организации);
- основная работа была на индивидуальной основе.
Данные о численности привлеченных лиц заполняются по странам их гражданства.
На вопросы второго раздела (в случае отсутствия самого респондента) может ответить также информированный член семьи.
2.5. Определения и разрабатываемые показатели
Для целей данного наблюдения трудовые мигранты - лица, независимо от возраста, нанимаемые домохозяйствами и предпринимателями - членами домохозяйства, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и выполнявшие оплачиваемую домохозяйством работу в Российской Федерации, являющиеся гражданами других государств (иностранными гражданами) или российскими гражданами, постоянно (обычно) проживающими в других субъектах Российской Федерации.
Разработка сводных итогов по форме N 1-ТМ осуществляется по следующим показателям:
- число домохозяйств, привлекавших на оплачиваемую работу трудовых мигрантов, по субъектам Российской Федерации;
- число предпринимателей - членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность, привлекавших на оплачиваемую работу трудовых мигрантов, по категориям предпринимателей в разрезе субъектов Российской Федерации;
- численность трудовых мигрантов, выполнявших работу в домохозяйствах, и их структурах по видам выполненных работ и по субъектам Российской Федерации;
- численность иностранных и российских трудовых мигрантов, выполнявших работу в домохозяйствах, и их структурах по видам выполненных работ и по субъектам Российской Федерации;
- численность иностранных трудовых мигрантов, выполнявших работу в домохозяйствах, и их структурах по странам, гражданами которых они являются, в разрезе субъектов Российской Федерации;
- численность трудовых мигрантов, выполнявших работу в домохозяйствах, и их структурах по размеру домохозяйств, в разрезе выполненных работ и в разрезе субъектов Российской Федерации;
- численность и структура трудовых мигрантов по группам предпринимателей - членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
- численность и структура трудовых мигрантов, выполнявших работу у предпринимателей - членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по видам экономической деятельности и по субъектам Российской Федерации;
- численность и структура иностранных трудовых мигрантов, выполнявших работу у предпринимателей - членов домохозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по странам, гражданами которых они являются.
Для распределения численности трудовых мигрантов по странам, гражданами которых они являются, используется перечень стран с кодами по Общероссийскому классификатору стран мира.
2.6. Применение выборочного метода
2.6.1. Статистическое наблюдение труда мигрантов проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность домохозяйств на федеральном уровне.
Опрос домохозяйств о труде мигрантов проводится на той же выборочной сети домохозяйств, что и опрос домохозяйств по проблемам занятости.
2.6.2. Распространение данных о найме трудовых мигрантов домохозяйствами (I раздел анкеты) осуществляется на все домохозяйства, в которых проживает население в возрасте 15-72 лет, с помощью индивидуального веса каждого домохозяйства.
Индивидуальный вес определяется методом взвешивания выборочной совокупности домохозяйств, распределенной по типу (городские, сельские) в общем числе домохозяйств (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), распределенной также по типу (городские, сельские).
2.6.3. Получение распространенных итогов о найме трудовых мигрантов предпринимателями - членами домохозяйства, осуществляющими предпринимательскую деятельность, (II раздел анкеты) производится с помощью индивидуального веса опрашиваемого лица, который имеется в базе данных наблюдения по проблемам занятости.
Идентификация предпринимателей производится на основании номера опрашиваемого лица из вопроса 1 анкеты по проблемам занятости.
2.6.4. Получение представительных итогов в целом по Российской Федерации обеспечивает месячный размер выборки. По субъектам Российской Федерации представительные итоги обеспечивает совокупность трех последовательных месячных выборок.
3. Организационные положения
проведения наблюдения
3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ
3.1.1. На федеральном уровне при подготовке, проведении и формировании итогов наблюдения Росстатом выполняются следующие функции:
1) разработка основных методологических и организационных положений выборочного наблюдения труда мигрантов;
2) разработка статистического инструментария (анкета, указания по заполнению анкеты, разъяснительные письма) для проведения наблюдения;
3) определение потребностей в кадровых ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на региональном уровне;
4) организация и проведение семинара по обучению специалистов регионального уровня, ответственных за подготовку и проведение выборочного наблюдения труда мигрантов;
5) организация и проведение совещания со специалистами регионального уровня по вопросам проведения федерального статистического наблюдения использования труда мигрантов;
6) финансовое обеспечение работ по подготовке и проведению наблюдения;
7) обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне на условиях срочного трудового договора;
8) подготовка экономического описания по вводу и контролю первичных данных, расчету индивидуальных весов, формированию базы первичных данных, базы данных сводных итогов и регламентных и публикационных таблиц;
9) разработка технологии и программного обеспечения для автоматизированной обработки данных и получения итогов обследования;
10) подготовка инструктивных материалов по эксплуатации программного обеспечения, направление в территориальные органы Росстата программ ввода и контроля первичных данных;
11) мониторинг подготовки и проведения автоматизированной обработки данных;
12) создание базы данных сводных итогов, формирование итоговых (регламентных) таблиц в необходимых разрезах, направление результатов наблюдения в территориальные органы Росстата;
13) размещение результатов наблюдения на официальном сайте Росстата в сети "Интернет".
3.1.2. На региональном уровне территориальными органами Росстата выполняются следующие функции:
1) организация и координация работ по подготовке и проведению наблюдения в субъекте Российской Федерации;
2) осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам проведения наблюдения (по мере необходимости);
3) подбор кандидатур и заключение договоров с временными работниками, привлекаемыми к выполнению работ, обеспечение деятельности временных работников;
4) проведение обучения временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровнях;
5) тиражирование статистического инструментария для проведения наблюдения и доведение его до полевого уровня;
6) приемка материалов от работников полевого уровня, их контроль;
7) выполнение работ по кодированию, вводу и контролю первичных статистических данных, содержащихся в анкете о труде мигрантов;
8) мониторинг подготовки и проведения автоматизированной обработки;
9) формирование предусмотренной экономическим описанием базы первичных данных;
10) приемка результатов работы и выплата вознаграждения временным работникам в соответствии с условиями заключенных договоров;
11) обеспечение мер, направленных на обеспечение конфиденциальности полученных данных.
3.1.3. На полевом уровне интервьюерами выполняются следующие функции:
1) проведение опроса домохозяйств и заполнение 2-х бланков анкет: по проблемам занятости и о труде мигрантов;
2) контроль полноты заполненных анкет, представление и сдача их на региональный уровень в установленном порядке.
3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
3.2.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе выполняются следующие работы:
1. Разработка Календарного плана подготовки и проведения выборочного наблюдения труда мигрантов в 2014 году и утверждение его приказом Росстата;
2. Определение потребности в кадровом и финансовом обеспечении на региональном и полевом уровнях.
3. Тиражирование на региональном уровне статистического инструментария и доведение его до полевого уровня.
4. Подбор кандидатур и оформление договорных отношений с временными работниками, привлекаемыми для выполнения работ на региональном и полевом уровнях.
Продолжительность работы временных работников в 2014 году составляет:
руководитель группы - 180 дней;
инструктор - 180 дней;
интервьюер - 9 дней в месяц.
На региональном уровне в 2014 году предусмотрен наем временных работников:
- на условиях срочного трудового договора: руководителей групп и инструкторов, имеющих высшее или среднее специальное образование, либо имеющих опыт практической работы в органах управления;
- на условиях гражданско-правового договора (договора подряда) - интервьюеров.
5. Обучение временных работников регионального и полевого уровня, привлекаемых к проведению наблюдения.
6. Обеспечение временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на региональном и полевом уровнях, статистическим инструментарием.
3.2.2. Организация наблюдения
Нормативы, используемые при заключении договоров на выполнение работ для выборочного федерального статистического наблюдения труда мигрантов в 2014 году
Наименование стороны договора |
Базовый размер цены договора в расчете на календарный месяц, рублей |
Период выполнения работы |
Норма нагрузки на период работы |
Руководидель группы |
14140 |
с 5 мая по 31 октября |
1 человек в ТОГСе на предусмотренный объем работ (Петростат с учетом Ленинградской области - 2 человека) |
Инструктор |
12990 |
с 5 мая по 31 октября |
1-4 человека в ТОГСе на предусмотренный объем работ в зависимости от объема выборки (Петростат с учетом Ленинградской области - 6 человек) |
Интервьюер |
8400* |
11 июля, с 14 по 21 июля; 15 августа, с 18 по 25 августа; 12 сентября, с 15 по 22 сентября |
36 респондентов в расчете на период опроса. В Чеченской Республике, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях норма нагрузки 24 респондента в расчете на период обследования |
______________________________
* Включая опрос по анкете выборочного обследования населения по проблемам занятости в связи с отсутствием финансирования на проведение этого обследования.
Выполняемые функции временных работников
Руководитель группы:
- подготовка материалов для осуществления взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам проведения наблюдения (по мере необходимости);
- организация тиражирования статистического инструментария для проведения выборочного наблюдения труда мигрантов;
- организация рассылки статистического инструментария на полевой уровень;
- подбор кандидатур интервьюеров, привлекаемых к выполнению работ, подготовка проектов договоров гражданско-правового характера (договоров подряда);
- проведение обучения инструкторов и интервьюеров;
- приемка заполненных анкет о труде мигрантов от инструкторов;
- проверка полноты и правильности заполнения анкет о труде мигрантов;
- передача после проверки инструкторам анкет о труде мигрантов для осуществления ими ввода данных;
- контроль и подготовка введенных первичных данных для отправки на федеральный уровень;
- организация проверки информационного массива первичных данных по запросам федерального уровня;
- проведение контрольных мероприятий на полевом уровне.
Инструктор:
- тиражирование статистического инструментария для проведения выборочного наблюдения труда мигрантов;
- доведение статистического инструментария до полевого уровня;
- прохождение обучения;
- координация работы интервьюеров;
- прием заполненных анкет о труде мигрантов от интервьюеров;
- проверка полноты и правильности заполнения анкет о труде мигрантов на основе предварительного логического контроля;
- сдача руководителю группы заполненных анкет о труде мигрантов;
- кодирование и ввод данных анкет о труде мигрантов (после проверки руководителем группы);
- формирование информационного массива данных и сдача его руководителю группы;
- проверка и внесение изменений в информационный массив первичных данных по запросам федерального уровня.
Интервьюер:
- прохождение обучения;
- опрос населения и заполнение двух анкет: по проблемам занятости населения и о труде мигрантов;
- сдача инструктору заполненных анкет о труде мигрантов.
Обучение интервьюеров осуществляется штатными сотрудниками территориальных органов Росстата и работниками внештатной службы по выборочному наблюдению труда мигрантов в 2014 году при территориальных органах.
3.2.3. Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне
Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации проводятся мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения анкет о труде мигрантов.
Проверки осуществляются руководителями групп в период и (или) после проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения для сверки адресов фактически посещенных интервьюером домохозяйств и адресов домохозяйств, участвующих в наблюдении; наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в домохозяйствах, в которых проводится опрос); проведение контрольных опросов (выборочно в домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации); выяснение по телефону факта участия в наблюдении (выборочно, в домохозяйствах, в которых завершен опрос) в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели.
4. Автоматизированная обработка данных наблюдения
Для автоматизированной обработки материалов выборочного наблюдения труда мигрантов Росстатом создается программный комплекс.
Функции автоматизации наблюдения осуществляются в два этапа и распределены на региональном и федеральном уровнях.
I этап.
На региональном уровне осуществляется ввод на сервер Центра обработки данных федерального уровня (ЦОДФУ) первичных данных из анкет, формальный и логический контроль первичных данных с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения, мониторинг проведения автоматизированной обработки данных.
Работы по обработке данных на региональном уровне выполняются временными работниками, нанимаемыми на условиях срочного трудового договора:
руководителями групп;
инструкторами.
II этап. На федеральном уровне производится:
1) мониторинг хода автоматизированной обработки;
2) проведение повторного формального и логического контроля;
3) внесение, при необходимости, уточнений в первичные данные, повторно представленные территориальными органами Росстата;
4) формирование базы первичных данных (БПД) наблюдения, включая расчет весовых коэффициентов домохозяйств, производных показателей, ошибок выборки;
5) ведение нормативно-справочной информации;
6) загрузка базы первичных данных обследования труда мигрантов в программном комплексе IBM SPSS Statistics для слияния с базой данных выборочного обследования населения по проблемам занятости;
7) формирование базы данных сводных итогов (БДСИ), дополнительный контроль полученной информации;
8) формирование итоговых (регламентных) и публикационных таблиц;
9) подготовка статистических таблиц для публикации на официальном сайте Росстата в сети "Интернет".
Автоматизированная обработка данных проводится в соответствии с экономическим описанием и эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных наблюдения.
Срок хранения заполненных анкет на бумажных носителях 1 год с момента официального опубликования итогов Выборочного федерального статистического наблюдения труда мигрантов на официальном сайте Росстата в сети "Интернет".
______________________________
* За исключением коллективных домашних хозяйств, лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях.
** Определение приведено в целях проведения выборочного наблюдения труда мигрантов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 7 июля 2014 г. N 471 "Об утверждении методологических и организационных положений по проведению выборочного наблюдения труда мигрантов"
Текст приказа официально опубликован не был