Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда и
социальной защиты РФ
от 30 июня 2014 г. N 428
Методические рекомендации
по приему экзамена на знание законодательства Российской Федерации у граждан Российской Федерации из числа сотрудников государственных органов, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, замещавших должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, назначенных (назначаемых) на должности федеральной государственной гражданской службы в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, создаваемые на территориях этих субъектов Российской Федерации
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по приему экзамена на знание законодательства Российской Федерации у граждан Российской Федерации из числа сотрудников государственных органов, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, замещавших должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, назначенных (назначаемых) на должности федеральной государственной гражданской службы в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, создаваемые на территориях этих субъектов Российской Федерации (далее соответственно - экзамен, сотрудники, Методические рекомендации), определяют порядок подготовки и проведения экзамена.
2. Экзамен проводится с целью определения уровня знаний сотрудниками основных положений законодательства Российской Федерации в области государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
3. Прием экзамена у сотрудников организовывается:
1) федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - Академия) после окончания обучения сотрудников по программе дополнительного профессионального образования "Основы государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации" (далее - программа) в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 133-рп при принятии решения федерального органа исполнительной власти, создающего территориальные органы на территориях Республики Крым и города Севастополя (далее - федеральный орган исполнительной власти), о проведении экзамена Академией;
2) подразделением по вопросам государственной службы и кадров федерального органа исполнительной власти.
II. Рекомендации по приему экзамена, организуемого Академией
4. Прием экзамена, организуемого Академией после окончания обучения по программе, в процессе которого сотрудники получают знания общих положений законодательства Российской Федерации в области государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации, рекомендуется проводить в соответствии с перечнем вопросов на знание общих положений законодательства Российской Федерации в области государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации, предусмотренным приложением N 1 к Методическим рекомендациям. Указанные знания должны соответствовать базовому уровню знаний законодательства Российской Федерации, необходимых сотрудникам для исполнения должностных обязанностей, и проверяются в процессе приема экзамена.
5. Требования к базовому уровню знаний законодательства Российской Федерации соответствуют базовым квалификационным требованиям к правовым знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, содержащимся в методическом инструментарии по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы.
6. В целях проведения экзамена Академией рекомендуется создавать итоговую аттестационную комиссию (далее - Комиссия), формируемую из представителей Академии, федеральных органов исполнительной власти и (или) их территориальных органов и при необходимости представителей общественных советов, созданных при федеральных органах исполнительной власти, общественных организаций ветеранов, профсоюзных организаций, научных организаций и образовательных организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.
Состав Комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.
В состав Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии и члены Комиссии, включая секретаря Комиссии.
Комиссия возглавляется председателем, который организует и контролирует деятельность Комиссии, а также обеспечивает единство требований в оценке знаний сотрудников.
В случае отсутствия председателя Комиссии на экзамене, его функции и обязанности выполняет заместитель председателя Комиссии.
Кандидатуры председателя, заместителя председателя и секретаря, а также остальных членов Комиссии утверждаются Академией.
Секретарь Комиссии отвечает за техническое, организационное и документационное обеспечение проведения экзамена и осуществляет свою деятельность под руководством председателя или в случае отсутствия председателя - заместителем председателя комиссии.
Основной функцией Комиссии является комплексная оценка уровня освоения сотрудниками учебного и практического материала программы.
7. График проведения экзамена составляется Комиссией и утверждается ее председателем.
8. Экзамен рекомендуется проводить в виде компьютерного тестирования, которое предусматривает использование образовательного портала Высшей школы государственного управления Академии (далее - образовательный портал).
9. В случае если проведение компьютерного тестирования не представляется возможным ввиду отсутствия компьютерной техники, экзамен может быть проведен в виде тестирования в письменном виде на бумажных носителях.
10. При проведении экзамена используются тестовые задания, формируемые из банка тестовых заданий, соответствующих программе и содержащихся на образовательном портале.
11. К экзамену допускаются сотрудники, успешно завершившие в полном объеме освоение программы.
12. Секретарем Комиссии формируются списки сотрудников, указанных в пункте 11 Методических рекомендаций, по группам из расчета не более пятидесяти человек в группе.
13. Дата, время и место проведения экзамена отражается в расписании учебных занятий по программе.
14. О дате, времени и месте проведения экзамена сотрудники извещаются не позднее чем за 14 дней до дня проведения экзамена.
15. Количество аудиторий для проведения экзамена рекомендуется определять исходя из общей численности сотрудников, указанных в пункте 11, территориальной доступности и вместимости аудиторий. Количество аудиторий рекомендуется формировать с учетом создания комфортных условий для сдачи экзамена (не более пятнадцати человек в аудитории) и оптимальной схемы организованного прибытия сотрудников (время в пути, транспортная доступность).
16. Для проведения экзамена рекомендуется:
1) обеспечить наличие часов, находящихся в поле зрения сотрудников;
2) осмотреть аудиторию на предмет отсутствия в ней материалов со справочно-познавательной информацией по содержанию программы;
3) подготовить места для сотрудников;
4) предусмотреть места для личных вещей сотрудников;
5) создать условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей сотрудников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в случае их участия в экзамене;
6) организовать места для хранения тестовых заданий с ограниченным для сотрудников доступом при проведении экзамена с использованием тестовых заданий на бумажных носителях в случае, указанном в пункте 9 Методических рекомендаций.
17. Допуск к экзамену сотрудников осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих их личность.
18. Секретарь Комиссии проверяет документы, удостоверяющие личность сотрудников, устанавливает соответствие их личности представленным документам.
19. Каждый сотрудник обеспечивается отдельным местом, оборудованным компьютерной техникой, позволяющей формировать и доводить до каждого сотрудника индивидуальный набор тестов в режиме реального времени.
20. На время проведения экзамена рекомендуется обеспечить соблюдение сотрудниками следующих правил:
1) не иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, а также не выносить из аудиторий материалы, содержащие информацию, полученную в ходе прохождения тестовых заданий на бумажном или электронном носителях. Указанные средства хранения и передачи информации хранятся в местах, указанных в подпункте 4 пункта 17 Методических рекомендаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 4 пункта 16 Методических рекомендаций
2) не разговаривать;
3) не вести какие-либо записи на бумажном или ином носителе информации, за исключением носителей информации, предусмотренных для прохождения экзамена;
4) не обмениваться любыми материалами и предметами между собой;
5) не выходить из аудитории без сопровождающего и не перемещаться по ней.
21. Членам Комиссии следует воздерживаться от оказания содействия сотрудникам, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
22. Перед началом проведения экзамена сотрудников инструктируют о порядке доступа к образовательному порталу и работе с электронными сервисами, дают разъяснения по критериям оценки знаний, полученных сотрудниками после окончания обучения по программе, предусмотренным приложением N 2 к Методическим рекомендациям, а также напоминают о запретах при проведении экзамена, указанных в пункте 21 Методических рекомендаций, и последствиях нарушения данных запретов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо пункта 21 Методических рекомендаций имеется в виду пункт 20 Методических рекомендаций
23. В аудиториях для проведения экзамена присутствуют только сотрудники, члены Комиссии, специалисты, осуществляющие техническое обслуживание компьютерной техники.
24. Сотрудники получают доступ к индивидуальному набору тестовых заданий по персональному логину и паролю, который им выдает секретарь Комиссии перед началом экзамена.
25. Индивидуальный набор тестовых заданий содержит 30 тестовых заданий.
26. Время, отведенное на проведение экзамена для одного сотрудника, составляет 90 минут.
27. Сотрудник получает доступ к каждому следующему вопросу индивидуального набора тестов после ответа на предыдущий вопрос.
28. Доступ сотрудника к тестированию прекращается автоматически после ответа на последний вопрос индивидуального набора тестов или по истечении времени, указанного в пункте 27 Методических рекомендаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 26 Методических рекомендаций
29. В случае если при проведении экзамена произошел технический сбой в работе компьютерной техники (в частности, поломка компьютера, сбой программных средств, отключение снабжения электрической энергией) или возникли иные обстоятельства (в частности, угроза террористического акта, задымление, пожар), Комиссия обеспечивает возможность завершения прохождения тестирования сотрудником (сотрудниками).
30. В случае нарушения сотрудником запретов на время проведения экзамена, указанных в пункте 21 Методических рекомендаций, секретарем Комиссии может быть составлен акт об удалении сотрудника с экзамена по форме согласно приложению N 3 к Методическим рекомендациям. Для удаленного с экзамена сотрудника назначается время проведения повторного экзамена (не позднее двух недель со дня экзамена).
31. Если сотрудник по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение тестовых заданий, то он имеет право досрочно покинуть аудиторию. В таком случае секретарем Комиссии составляется акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. Для указанного сотрудника назначается время проведения повторного экзамена (не позднее двух недель со дня проведения экзамена).
32. В случае неявки сотрудника на экзамен в связи с временной нетрудоспособностью, подтвержденной в установленном порядке, или по иным объективным причинам для указанного сотрудника назначается время проведения повторного экзамена (не позднее двух недель со дня экзамена или в течение трех дней после окончания периода временной нетрудоспособности).
33. Результаты экзамена рекомендуется оформлять протоколом заседания Комиссии, содержащим полученные сотрудниками оценки, составленным по форме, предусмотренной приложением N 4 к Методическим рекомендациям.
34. При оценке результатов экзамена рекомендуется использовать критерии оценки уровня знаний общих положений законодательства Российской Федерации в области государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации, предусмотренные приложением N 2 к Методическим рекомендациям.
35. Результаты экзамена объявляются сотруднику после сдачи экзамена. По итогам проведения экзамена сотрудникам, успешно сдавшим экзамен, не позднее семи рабочих дней со дня проведения экзамена выдается справка Академии, содержащая информацию о результатах экзамена.
36. Сотрудники, получившие оценку "удовлетворительно", "хорошо" и "отлично", считаются успешно сдавшими экзамен.
37. В случае получения оценки "неудовлетворительно" Комиссией назначается повторный экзамен (не позднее двух недель со дня проведения экзамена).
38. В случае получения оценки "неудовлетворительно" на повторном экзамене уровень знаний сотрудника признается не соответствующим требованиям, предъявляемым к знанию законодательства Российской Федерации.
39. Сотрудник имеет право подать апелляцию в течение одного рабочего дня после получения результатов экзамена.
40. Комиссия рассматривает апелляцию, принимает решение, а также объявляет результат ее рассмотрения в течение пяти рабочих дней со дня получения апелляции.
41. Справку Академии, содержащую информацию о результатах экзамена, рекомендуется приобщить к личному делу сотрудника.
42. Информация о результатах сдачи экзамена передается Академией федеральному органу исполнительной власти.
IV. Рекомендации по формированию базы тестовых заданий и тестовых заданий для проведения экзамена
63. База тестовых заданий для проведения экзамена формируется Академией по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и загружается на образовательный портал и портал государственной службы.
64. Ответственность за сбор, загрузку и хранение на образовательном портале тестовых заданий несет ответственное лицо Академии, которое обеспечивает их централизованное и конфиденциальное хранение.
65. База тестовых заданий содержит тестовые задания, количество и содержание которых формируется в соответствии с перечнем вопросов на знание общих положений законодательства Российской Федерации в области государственного и муниципального управления и антикоррупционного законодательства Российской Федерации, предусмотренным приложением N 1 к Методическим рекомендациям, учебным планом программы. Для темы/дисциплины, на изучение которой отводится два академических часа, рекомендуется не менее 5 тестовых заданий.
66. База тестовых заданий формируется с учетом количества часов, отведенных на изучение темы, а также в соответствии с требованиями к тестовым заданиям, указанным в пунктах 73-83 раздела IV Методических рекомендаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктах 69-79 раздела IV Методических рекомендаций"
67. База тестовых заданий актуализируется с целью отражения изменений, вносимых в законодательстве Российской Федерации.
68. Актуализация базы тестовых заданий до 1 января 2015 года осуществляется Академией. После 1 января 2015 года актуализация базы тестовых заданий организуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
69. Тестовые задания имеют следующую структуру: декларативная часть (текст задания), процедурная часть (указания на способ получения правильного ответа), варианты ответов.
70. Каждое тестовое задание рекомендуется формировать так, чтобы оно:
1) имело обособленное содержание, независимое от содержания других заданий, и не имело ссылок на другие тестовые задания;
2) содержало редко встречающиеся слова, сложные конструкции;
3) было сформулировано в утвердительной форме.
71. Не рекомендуется включать в ответы на тестовые задания словосочетания из текста учебного материала, если это формирует непроизвольную подсказку.
72. В тестовых заданиях не рекомендуется употребление обобщающих слов: "все", "всегда", "никто", "никогда" и т.д., а также использование неопределенных по смыслу слов, типа: "иногда", "часто", "обыкновенно".
73. Варианты правильных ответов на тестовые задания должны быть обязательно выделены сотрудником, например, подчеркиванием, цветом, или знаком "+".
В тестовые задания целесообразно включить вопросы следующих типов:
тип 1 - один из многих (тестовое задание, предполагающее выбор одного правильного варианта ответа из предложенного списка ответов);
тип 2 - многие из многих (выбор нескольких вариантов ответов из предложенного списка);
тип 3 - поле ввода (предлагается поле, в которое следует ввести ответ);
тип 4 - соответствие (установление соответствия между парами значений);
тип 5 - ранжирование (предлагается расположить элементы предложенного списка в правильной последовательности).
74. Вопросы типа 1 - "один из многих" с вариантами ответов "Да" или "Нет" рекомендуется не использовать.
75. В целях снижения вероятности случайного угадывания правильного ответа предлагается формировать:
1) не менее трех вариантов ответов для вопросов типа 1 - "один из многих" и типа 5 "ранжирование";
2) не менее четырех вариантов ответов для вопросов типа 2 - "многие из многих" и типа 4 - "соответствие".
76. Тестовое задание рекомендуется формировать в виде свернутого кратного суждения, сформулированного ясным, четким языком, и исключать неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового задания согласно примерам оформления тестовых заданий, предусмотренным приложением N 5 к Методическим рекомендациям.
77. Содержание тестовых заданий рекомендуется выражать предельно простой синтаксической конструкцией без повторов и двойных отрицаний.
78. В тестовые задания не рекомендуется включать вопросы, которые не относятся к законодательству Российской Федерации, а также в случае проведения экзамена Академией - к содержанию программы.
79. Тестовые задания рекомендуется оформлять в едином стиле.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.