Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
Методика проведения интервью
Задача проведения интервью - получение информации о профессиональных целях, организаторских способностях, ценностных ориентациях, коммуникативных и личностных качествах кандидат.
Интервью помогает прояснить:
- реальность целей (в т. ч. профессиональных), которые ставит перед собой кандидат на замещение вакантной должности гражданской службы;
- оценку кандидатом собственных достижений и неудач;
- ориентацию на профессиональный рост и продвижение по службе;
- круг общих интересов.
Этапы интервью
Этап N 1. Подготовительный
Выбор типа интервью, подготовка вопросов. Подготовка оценочных бланков для заполнения во время собеседования.
Этап N 2. Установка контакта
Приветствие претендента, представление его конкурсной комиссии. Благодарность за участие. Обеспечение доверия путем создания доброжелательной обстановки и расположения претендента к интервьюеру.
Этап N 3. Информационный
(на усмотрение конкурсной комиссии)
Уточнение сведений, содержащихся в представленных гражданином документах: семейное положение, место жительства и др. Возможны следующие вопросы:
- Специализация Вашего образования (тема дипломной или иной исследовательской работы, выполненной во время учебы).
- Какие дополнительные квалификации Вы имеете (курсы повышения квалификации, сертификаты, стажировки, семинары, гранты)?
- Ваши дальнейшие образовательные планы?
Этап N 4. Собственно интервью
Вопросы оценочного интервью можно разбить на тематические блоки:
Блок 1. "Понимание приоритетов государственной гражданской службы и государственного управления"
Качества претендентов на замещение вакантных должностей | |
Основной вопрос |
Дополнительные вопросы |
1. Чем гражданская служба отличается от других видов профессиональной деятельности? |
Какие особенности правового статуса гражданского служащего Вы можете отметить? |
Назовите запреты и ограничения на гражданской службе? Какие социальные гарантии есть у гражданского служащего? | |
Какие основные задачи решают гражданская служба и государственное управление на современном этапе? | |
Как Вы понимаете "сервисность" государственного управления? | |
2. Каковы основные функции гражданской службы как социально-правового института? |
Раскройте сущность понятия "Электронное правительство"? |
Как Вы оцениваете перспективы административной реформы? | |
Дайте оценку деятельности органов государственного управления (Ваше мнение) | |
Назовите причины коррупции в современном обществе и государстве, возможные методы осуществления антикоррупционной деятельности (для претендентов на замещение должностей, связанных с коррупционными рисками) | |
3. Иные вопросы, предложенные членами конкурсной комиссии |
|
Критерии оценки по блоку 1.
N п/п |
Критерий оценки |
Шкала |
Показатель |
1. |
Превышает требования |
3 |
Обладает глубоким пониманием целей и приоритетов государственной гражданской службы, имеет целостное представление о системе государственного управления и принципах ее функционирования. Отлично ориентируется в нормативно-правовой базе. |
2. |
Соответствует требованиям |
2 |
Имеет представление об основных приоритетах государственной службы Российской Федерации и системе государственного управления. Уровень владения знаниями нормативно-правовой базы удовлетворительный. |
3. |
Не соответствует требованиям |
1 |
Знания поверхностные, не системные. Отсутствует четкое понимание приоритетов и задач государственной гражданской службы, государственного управления. Знание законодательства неудовлетворительное. |
Блок 2. Профессиональные знания и умения
Качества претендентов на замещение вакантных должностей |
Основной вопрос |
Дополнительные вопросы |
1. Уровень теоретической подготовки |
Какими основными теоретическими (общими и специальными) знаниями Вы обладаете? |
Назовите основные положения Конституции Российской Федерации? |
Раскройте принципы организации органов государственной власти Российской Федерации. | ||
2. Ваши представления о функциях по искомой должности? |
Знакомы ли Вы с должностным регламентом по должности? Перечислите основные должностные обязанности по должности, на замещение которой Вы претендуете. Как Вы их понимаете? |
Опишите те функции, которые Вы считаете наиболее важными в новой должности? |
Что вызывает наибольший интерес в Ваших должностных обязанностях? | ||
3.Уровень профессиональной подготовки |
Какими основными профессиональными навыками Вы обладаете для исполнения будущих должностных обязанностей? |
Назовите перечень основных проблем в соответствующей сфере деятельности (в соответствии с направлениями будущей профессиональной деятельности)? |
Назовите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность подразделения? Есть ли у Вас практический опыт в данной сфере деятельности? | ||
Ваши возможные предложения по улучшению эффективности государственного управления в данной сфере? | ||
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития взаимоотношений государства и бизнеса? | ||
Знаете ли Вы отечественный и зарубежный опыт в данной сфере? | ||
4. Выявление профессиональных навыков |
Какими Вы обладаете способностями (склонностями) к выполнению следующих видов работ: ...? |
Умеете ли Вы подготовить письменное сообщение: написать отчет, подготовить инструкцию, вести деловую переписку? Приведите, пожалуйста, примеры из Вашей предыдущей деятельности. |
Какие профессиональные навыки являются вашим достоинством, а какие - недостатком? | ||
Оцените Вашу способность к публичным выступлениям и докладам. Приведите примеры. Укажите положительные и отрицательные стороны таких выступлений. | ||
Имеете ли Вы какие-либо дополнительные квалификационные навыки? | ||
5. Выявление уровня владения информационными технологиями |
Как Вы оцениваете свой уровень владения информационными технологиями? |
С какой оргтехникой Вы можете работать (факс, принтер, сканер, ксерокс и т.д.)? |
В каких компьютерных программах Вы можете работать (владеете ли Вы навыками работы с текстовыми редакторами, можете ли Вы подготовить презентацию, использовать графические объекты в электронных документах)? | ||
Можете ли Вы работать в Интернете, с электронной почтой и т.д.? | ||
Можете ли Вы работать с базами данных, если да, то перечислите, с какими? | ||
Обладаете ли Вы знаниями в области информационно-коммуникационных технологий в части аппаратного и программного обеспечения? | ||
Имеете ли Вы навыки программирования? | ||
6. Выявление навыков стратегического планирования и координирования управленческой деятельности |
Приходилось ли вам в вашей практической деятельности разрабатывать стратегические планы? |
Приведите конкретные примеры, в какой области Вы осуществляли планирование, на какие сроки? |
Умеете ли вы организовать эффективную деятельность подразделения, которым вы руководите? |
С какими трудностями Вы сталкивались при разработке стратегического плана? Принимали ли Вы участие в реализации этих планов? Расскажите, как Вы осуществляли контроль и координацию в процессе реализации стратегического плана? |
|
Как вы понимаете смысл понятия "координирование управленческой деятельности"? | ||
Имели ли Вы подобный опыт? | ||
Как Вы продумываете распределение рабочих заданий между сотрудниками? | ||
7. Выявление навыков принятия управленческих решений |
Как Вы справляетесь с делегированием полномочий своим подчиненным? |
Часто ли Вы вынуждены откладывать важную задачу, чтобы выполнить другие? |
Часто ли Вы выполняете за других работу, с которой вполне могли бы справиться и без Вашего участия? | ||
Знает ли Ваш коллега, подчиненный Ваши задачи в сфере деятельности достаточно хорошо, чтобы заменить Вас? | ||
8. Выявление навыков нормотворческой деятельности |
Имеете ли вы навыки нормотворческой деятельности? |
Имеется ли у вас практический опыт разработки нормативно-правовых документов, приведите конкретные примеры? |
9. Выявление навыков систематизации и подготовки информационных материалов |
Имеете ли вы представление о систематизации и подготовке информационных материалов? |
Что Вы понимаете под компиляцией информационных материалов? Есть ли у Вас практический опыт в данной сфере? |
Как Вы себе представляете механизм подготовки аналитического отчета? | ||
Имеете ли Вы опыт самостоятельной подготовки подобных информационных материалов? Расскажите об этом. | ||
10. Выявление наличия навыков разрешения конфликтов |
Владеете ли Вы навыками оценки и разрешения конфликтной ситуации в малой группе? |
Какие способы преодоления конфликтов внутри малой группы Вы знаете? |
Владеете ли Вы методиками определения психологического климата в группе? | ||
Можете ли Вы продиагностировать структуру межличностных отношений в группе? | ||
Представляете ли Вы, что такое "медиация"? |
Критерии оценки по блоку 2.
N п/п |
Критерий оценки |
Шкала |
Показатель |
1. |
Высокий уровень |
3 |
Отлично ориентируется в предмете будущей деятельности, обладает высоким уровнем развития профессиональных навыков. Имеет развитые способности к выполнению различных видов работ, необходимых в профессиональной деятельности. Уровень владения информационно-коммуникационными технологиями высокий. |
2. |
Средний уровень |
2 |
Ориентируется в предмете деятельности, обладает средним уровнем развития профессиональных навыков, имеет ряд способностей к выполнению отдельных видов работ. Уровень владения информационными технологиями средний. |
3. |
Низкий уровень |
1 |
Знание предмета будущей деятельности слабое, профессиональные навыки развиты недостаточно. Набор способностей к выполнению профессиональной деятельности недостаточный. Владение информационными технологиями низкое. |
Блок 3. Ориентированность на качество и результат
Качества претендентов на замещение вакантных должностей | |
Основной вопрос |
Дополнительные вопросы |
1. Вспомните ситуацию, когда Вам приходилось решать сложную проблему и расскажите об этом подробно. |
Как часто Вам приходится задерживаться на работе? С чем вы это связываете? |
2. Всегда ли Вам удается справляться с порученной работой за установленное время? |
Всегда ли Вам удается выполнять порученную работу без посторонней помощи? |
3. Как часто Вы допускаете ошибки при выполнении порученной работы? |
При возникновении непредвиденных сложных ситуаций способны ли Вы правильно сориентироваться и принять оптимальное решение? |
4. Оцените свою способность доводить начатое дело до конца? |
Критерии оценки по блоку 3.
N п/п |
Критерий оценки |
Шкала |
Показатель |
1. |
Высокий уровень |
3 |
Кандидат демонстрирует высокий уровень ориентированности на качество и результат, об этом свидетельствуют самостоятельность при выполнении порученной работы, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение доводить начатое дело до конца. |
2. |
Средний уровень |
2 |
Кандидат демонстрирует средний уровень ориентированности на качество и результат. При выполнении сложных заданий ему нужна посторонняя помощь. Иногда теряется, но способен принимать самостоятельные решения. Способен доводить начатое дело до конца, но нуждается в напоминании и контроле. |
3. |
Низкий уровень |
1 |
Кандидат демонстрирует низкий уровень ориентированности на качество и результат. Без посторонней помощи не знает, что предпринять. При возникновении сложной ситуации не способен самостоятельно принять решение. Требует постоянного напоминания и контроля со стороны руководства. |
Блок 4. Коммуникативные навыки
Качества претендентов на замещение вакантных должностей |
Основной вопрос |
Дополнительные вопросы |
1. Выявление способности к совместной работе |
Как Вы относитесь к работе в группе? |
Сотрудничаете ли Вы с коллегами при решении сложной задачи, если она поставлена только перед вами? |
Готовы ли Вы поделиться своими знаниями, умениями и навыками с другими сотрудниками? | ||
Оказываете ли Вы поддержку, консультируетесь ли Вы с другими коллегами? | ||
Вам работается лучше в коллективе или одному? | ||
Какова Ваша стратегия поведения в новом коллективе? | ||
2. Выявление способности к деловому общению |
Как вы оцениваете Вашу способность к деловому общению? |
Всегда ли вам удается четко высказать свои мысли при общении с коллегами? |
Умеете ли Вы выслушать и понять собеседника? | ||
Стремитесь ли Вы достичь полного взаимопонимания при общении с коллегами? | ||
В каких ситуациях Вы готовы пойти на компромисс? Были ли подобные ситуации в вашей практике? | ||
3. Умение работать с людьми |
Умение работать с людьми (для кандидатов, претендующих на руководящую должность) |
Расскажите, как Вы осуществляете руководство подчиненными (если приходилось быть руководителем). |
Расскажите, как Вы, давая поручение своим сотрудникам, убеждаетесь в том, что они правильно поняли смысл задания. Если возможно, то приведите пример. | ||
Были ли в Вашей практике случаи, когда подчиненные неверно понимали данное им задание? Какие шаги вы предпринимали? Можете ли Вы определить потенциальные возможности работника? Если да, то как вы это делаете? |
Критерии оценки по блоку 4.
N п/п |
Критерий оценки |
Шкала |
Показатель |
Показатель для руководителей |
1. |
Качества выражены сильно |
3 |
Проявляет четко выраженную склонность к работе в группе. Эффективно сотрудничает с другими, четко высказывает свои мысли, умеет выслушать собеседника, стремится достичь полного взаимопонимания в общении. |
Четко, доходчиво разъясняет задания, отлично ориентируется в возможностях работника. |
2. |
Качества выражены средне |
2 |
Имеет склонность к работе в группе, может сотрудничать с другими. Умеет высказывать свои мысли, стремится выслушать собеседника. |
Может разъяснить задание подчиненному, разбирается в потенциальных возможностях работника. |
3. |
Качества выражены слабо |
1 |
Одиночка, не любит работать в группе. Редко принимает и предлагает помощь, высказывания воспринимает с трудом. Не умеет слушать собеседника. Не стремится к взаимопониманию. |
Не в состоянии разъяснить доходчиво задание, в возможностях работника не разбирается. |
Блок 5. Мотивация для занятия искомой должности
Качества претендентов на замещение вакантных должностей | |
Основной вопрос |
Дополнительные вопросы |
1. Причины ухода с предыдущего места работы (должности)? |
Как Вы оказались на должности, которую занимали последнее время? |
Почему Вы уволились (собираетесь увольняться или переходить на другую должность)? | |
Что входило в Ваши обязанности? | |
2. Какие вы видите преимущества новой должности по сравнению с предыдущей? |
Что Вы ценили больше всего на прежнем месте работы? |
Что Вас больше всего раздражало на предыдущем месте работы? Какие обязанности Вы выполняли с наибольшим удовольствием? | |
Какие Ваши ожидания от новой должности? | |
Как Вы относитесь к переработкам? | |
3. Каковы Ваши представления о возможных негативных моментах или трудностях предполагаемой деятельности? |
Что может вызвать у Вас стресс на работе? |
Бывали ли такие ситуации, когда Вам приходилось рисковать или жертвовать ради работы временем, силами и т.д.? | |
Можете ли Вы сказать о будущей должности, что работа интересная и зарплата Вас устраивает? | |
Можете ли вы сказать, что на новой должности Вы можете раскрыть себя и свой потенциал? | |
4. Ваши представления о перспективах на новом месте работы? |
Как Вы считаете, есть ли у Вас перспективы карьерного роста в органе власти? |
Какие виды стимулирования для вас наиболее приемлемы? (премия, перспективы продвижения по службе, объявление благодарности, награждение грамотами и др.) |
Критерии оценки по блоку 5.
N п/п |
Критерий оценки |
Шкала |
Показатель |
1. |
Высокий уровень |
3 |
Отлично ориентируется в предмете своей будущей деятельности. Демонстрирует высокую заинтересованность замещения должности. Четко выделяет преимущества новой должности по сравнению с предыдущей. Мотивационный профиль имеет четкую направленность на раскрытие собственного потенциала для достижения целей органа власти. |
2. |
Средний уровень |
2 |
Знание предмета своей деятельности удовлетворительное. Демонстрирует заинтересованность замещения должности. Мотивационный профиль направлен как на раскрытие собственного потенциала, так и на удовлетворение материальных потребностей. Видит определенные трудности при исполнении должностных обязанностей. |
3. |
Низкий уровень |
1 |
Знание предмета своей деятельности слабое. Уровень заинтересованности замещения должности четко не определяется. Мотивационный профиль кандидата размыт. |
Итоговая таблица качеств оцениваемых кандидатов, определяемых членами конкурсной комиссии на интервью
Качества |
Понимание приоритетов гражданской службы |
Профессиональные знания и умения |
Ориентированность на качество и результат |
Коммуникативные навыки |
Мотивация для занятия искомой должности |
Итоговая оценка |
Ф.И.О. | ||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
Этап N 5. Завершение интервью
Короткое резюме, указание дальнейших действий кандидата, благодарность за беседу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.