Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июля 2014 г. N 53-АПГ-14-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Лапшиной В.Н. на решение Красноярского краевого суда от 31 марта 2014 года об отказе в удовлетворения заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части постановления Правительства Красноярского края от 7 ноября 2012 года N 577-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, определённые расчётным методом".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Лапшина В.Н. обратилась в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Красноярского края от 7 ноября 2012 года N 577-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, определённые расчётным методом" в части установления норматива для индивидуальных жилых домов постройки до 1999 года, этажностью в 2 этажа, считая необоснованным применение расчётного способа при расчётах оспариваемых нормативов, в частности, указав в заявлении на то, что заявитель имеет в собственности жилой дом, присоединённый к системе централизованного теплоснабжения через подключение к котельной МУП г. Минусинска "Минусинское городское хозяйство". Плата за отопление, начисляемая ей, рассчитывается согласно утверждённым оспариваемым постановлением тарифу и нормативу. При расчёте норматива используются два критерия, а именно возраст и этажность жилых домов. В то же время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 при определении нормативов потребления теплоэнергии должны учитываться такие параметры, как материал, из которого изготовлены стены, объём помещений, внутренний износ инженерных сетей.
Представители Правительства Красноярского края Шатрова Н.В. и Амосова Е.В. с заявлением Лапшиной В.Н. не согласились.
Решением Красноярского краевого суда от 31 марта 2014 года Лапшиной В.Н. отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Лапшина В.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Красноярского края и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам полагает решение подлежащим отмене в порядке, предусмотренном статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к выводу о том, что расчёты оспариваемых нормативов утверждены с соблюдением порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требований к их формированию, и указал, в частности в решении на то, что исходных данных для расчёта норматива потребления по отоплению для жилых домов до 1999 года постройки высотой 2 этажа, определяющих и подлежащих применению при использовании метода аналогов для расчёта нормативов, таких как конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов, Правительству Красноярского края не было представлено, в связи с чем для определения нормативов потребления по отоплению по городу Минусинску и был использован расчётный способ.
Выводы суда основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорное правоотношение.
В настоящее время порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление) и требования к их формированию утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
При определении нормативов потребления коммунальных услуг, а именно в отношении отопления, учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: а) в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая); в отношении электроснабжения - количество комнат в квартире, высота жилых помещений; в) в отношении газоснабжения (при расходе газа на нужды отопления) - материал стен, крыши, объём жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем; г) в отношении газоснабжения (при расходе газа для приготовления пищи и (или) подогрева воды) - износ внутридомовых инженерных систем; д) в отношении отопления - материал стен, крыши, объём жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем; е) в отношении водоотведения - износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (пункт 4 Правил).
Установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальных услуг определяются применением метода аналогов либо расчётного метода с использованием формул согласно приложению. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными правилами. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определённом для их установления. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода (пункты 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19 Правил).
Согласно пункту 21 Правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объёма (количества) потребления коммунальных услуг приборами учёта, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учёта, в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется в том случае, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Расчётный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).
Исходя из изложенного следует вывод, что использование расчётного метода при определении нормативов потребления коммунальных услуг носит исключительный характер, выбор этого метода не является произвольным и должен подтверждаться доказательствами невозможности использования аналогового метода.
Как видно из материалов дела, вопреки этому доказательств невозможности использования метода аналогов при утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск представителями Правительства Красноярского края в суд не представлено, несмотря на то, что такая обязанность возлагается на органы государственной власти и должностных лиц, которые приняли нормативный правовой акт.
В частности, данными о том, что техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем не соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемым Правительством Российской Федерации, что действительно влияло бы на невозможность использования аналогового метода, суд не располагает.
Нет в материалах дела и данных о том, что органами государственной власти Красноярского края предпринимались какие-либо меры по формированию объёма выборки многоквартирных домов, что запрашивались ли сведения с обоснованием запроса об объёме (количестве) потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры (материал стен, крыши, износ внутридомовых инженерных систем) и расположенных в аналогичных климатических условиях.
При таких обстоятельствах оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск не могут расцениваться как рассчитанные с соблюдением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Поскольку выводы суда Красноярского краевого суда о соответствии федеральному законодательству постановления Правительства Красноярского края от 7 ноября 2012 года N 577-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, определённые расчётным методом" в части установления норматива для индивидуальных жилых домов постройки до 1999 года этажностью в 2 этажа основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, регулирующего спорное правоотношение, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 251, 252, 253, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 31 марта 2014 года отменить, принять новое решение, которым заявление Лапшиной В.Н. удовлетворить, признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в силу настоящего решения постановление Правительства Красноярского края от 7 ноября 2012 года N 577-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях и на общедомовые нужды на территории муниципального образования Красноярского края город Минусинск, определённые расчётным методом" в части установления норматива для индивидуальных жилых домов постройки до 1999 года этажностью в 2 этажа.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июля 2014 г. N 53-АПГ-14-7
Текст определения официально опубликован не был