Решение Верховного Суда РФ от 9 июня 2014 г. N АКПИ14-421
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N АПЛ14-425 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре Калугине Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Охапкина А.А. о признании частично не действующим перечня N 19:305 земельных участков, расположенных на территории Вологодской области в границах Грязовецкого района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2005 г. N 1456-р,
установил:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2005 г. N 1456-р (далее - Распоряжение) утвержден перечень N 19:305 земельных участков, расположенных на территории Вологодской области в границах Грязовецкого района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности (далее - Перечень). В указанный Перечень под номером 6 включен земельный участок с кадастровым номером ... площадью 0,0336 Га, находящийся в г. Грязовце, ... (далее - спорный земельный участок).
Охапкин А.А., собственник данного земельного участка и расположенного на нем павильона, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать незаконным названное Распоряжение в части установления права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, поскольку до разграничения государственной собственности на землю администрация муниципального образования предоставила этот земельный участок в собственность гражданина, который продал его заявителю. Охапкин А.А. полагает, что оспариваемое Распоряжение нарушает его права, закрепленные пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что при издании данного акта не была соблюдена процедура согласования перечней земельных участков, предусмотренная ранее действовавшими Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон) и Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 140 (далее - Правила N 140).
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что Распоряжение не противоречит действующему федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, процедура его принятия не была нарушена, поскольку оспариваемый перечень земельных участков был согласован.
Выслушав объяснения Охапкина А.А., представителя заявителя Музыкантова Ю.А., представителя Минэкономразвития России Дзарданова А.Ю., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ) до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иного. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю мог быть определен Правительством Российской Федерации.
Порядок разграничения государственной собственности на землю устанавливался статьей 6 Федерального закона и предусматривал, что специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 этого Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила N 140 устанавливали процедуру подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности по основаниям, установленным Федеральным законом (далее - перечни земельных участков).
Правилами N 140 предусматривалось, что Министерство имущественных отношений Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня получения от органов государственной власти Российской Федерации, государственных предприятий и учреждений, а также иных организаций, указанных в пунктах 7, 8, 9 Правил, сведений о земельных участках, подлежащих включению в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, подготавливает перечни этих земельных участков, а затем направляет эти перечни и документы, указанные в пункте 5 Правил, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления для согласования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления рассматривают перечни земельных участков и в 2-месячный срок со дня получения принимают решения об их согласовании либо об отказе в согласовании перечней или отдельных земельных участков, указанных в перечнях (пункты 7-9, 12-14).
Материалами дела установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Грязовец, ..., площадью 336 квадратных метров, фактически занятый павильоном "...", постановлением администрации г. Грязовца от 27 января 1993 г. предоставлен в бессрочное пользование предприятию общественного питания Грязовецкого районного союза потребительских обществ, преобразованному 15 декабря 1995 г. в общество с ограниченной ответственностью "Общепит".
Администрацией Грязовецкого муниципального района Вологодской области по состоянию на 14 января 2004 г. рассмотрен и согласован направленный Министерством имущественных отношений Российской Федерации перечень земельных участков, в том числе перечень N 19:305.
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 января 2004 г. N 45 в приложении N 18 согласован данный перечень земельных участков, включая спорный земельный участок, на которые у Российской Федерации возникает право собственности в границах Грязовецкого района (пункт 6).
После согласования данных перечней на основании постановления главы администрации Грязовецкого муниципального района от 12 мая 2004 г. N 531 собственник здания павильона реализовал право на выкуп спорного земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости. Согласно заключенному 28 мая 2004 г. договору купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка сумма платежа за земельный участок перечислена на счет органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
В связи с приобретением 31 мая 2005 г. указанных объектов недвижимости заявитель произвел государственную регистрацию перехода права собственности на эти объекты.
Таким образом, установленная законом процедура согласования Перечня была соблюдена, однако до распоряжения спорным земельным участком органом местного самоуправления право собственности на данный земельный участок у Российской Федерации не возникло, поскольку государственная регистрация права собственности в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона не была произведена.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
С учетом того, что право собственности Российской Федерации на земельный участок не возникло, а заявитель обладает зарегистрированным правом на указанные объекты недвижимости, ссылается на фактическое владение ими, оспариваемое Распоряжение не может расцениваться как нарушающее права и свободы заявителя, что в силу положений статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
При этом вопрос о праве собственности на земельный участок, который имеет площадь 0,0182 Га, а не 0,0336 Га, как указано в Распоряжении, может быть разрешен при рассмотрении соответствующего иска, основанного на вещно-правовом способе защиты права.
Таким образом, оспариваемое Распоряжение не препятствует осуществлению заявителем защиты своего права собственности способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, незавершенность процесса разграничения государственной собственности на землю не препятствовала распоряжению этими земельными участками. Приобретая в 2005 году земельный участок, ранее находившийся в неразграниченной государственной собственности, с расположенным на нем объектом недвижимости, заявитель мог и должен был узнать о проведенной процедуре согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и оспорить Распоряжение, которое было опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 2005 г., N 40, размещено в информационных системах "Консультант Плюс", "Гарант" и стало доступно для неопределенного круга лиц, в том числе заявителя. Никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем, у заявителя не имелось.
На основании изложенного доводы Охапкина А.А. о том, что о Распоряжении он узнал в связи с предъявлением к нему иска об истребовании имущества в декабре 2013 года не свидетельствуют о соблюдении установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока. Обратившись в Верховный Суд Российской Федерации 17 марта 2014 г., т.е. по истечении более 8 лет со дня официального опубликования оспариваемого Распоряжения, Охапкин А.А. пропустил без уважительных причин трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Охапкина А.А. о признании частично не действующим перечня N 19:305 земельных участков, расположенных на территории Вологодской области в границах Грязовецкого района, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2005 г. N 1456-р, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 июня 2014 г. N АКПИ14-421
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N АПЛ14-425 настоящее решение оставлено без изменения