Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел G - Эксплуатационные ограничения и информация
23.1501. Общие положения
(a) Должны быть установлены эксплуатационные ограничения, рассмотренные в параграфах 23.1505-23.1527, и другие ограничения и информация, необходимые для безопасной эксплуатации самолета.
(b) Эксплуатационные ограничения и информация, необходимые для безопасной эксплуатации, должны быть доведены до сведения членов экипажа, как предусмотрено в параграфах 23.1541-23.1589.
23.1505. Ограничения скорости
(a) Максимальная, никогда не превышаемая эксплуатационная скорость должна быть установлена так, чтобы она была:
(1) Не менее чем 0,9 минимального значения допускаемого 23.335, и
(2) Не более меньшей из двух величин:
(i) 0,9 , установленной в 23.335, или
(ii) 0,9 максимальной скорости, продемонстрированной в соответствии с 23.251.
(b) Максимальная скорость крейсерского полета по конструкции должна быть установлена такой, чтобы она была:
(1) Не менее минимальной величины , допускаемой 23.335, и
(2) Не более меньшей из двух величин.
(i) , установленной в 23.335, или
(ii) 0,89 , установленной по пункту (а) данного параграфа.
(c) Пункты (а) и (b) данного параграфа не относятся к самолетам с газотурбинными двигателями или самолетам, для которых расчетная предельная скорость установлена в соответствии с 23.335(b)(4). Для этих самолетов максимальная эксплуатационная скорость - скорость или число Маха (в зависимости от того, какая из этих величин является критической на данной высоте) должна быть установлена как скорость, которую не разрешается преднамеренно превышать на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет, снижение), за исключением случаев, когда разрешается более высокая скорость для летных испытаний или во время тренировочных полетов должна устанавливаться такой, чтобы она была не больше расчетной крейсерской скорости и чтобы она имела достаточный запас от и максимальной скорости, предусмотренной согласно 23.251, для того, чтобы сделать весьма невероятным непреднамеренное превышение в эксплуатации скоростей, указанных последними. Запас между и или максимальной скоростью, продемонстрированной согласно п. 23.251, должен быть не менее чем запас скорости, установленный между и согласно 23.335(b), или запас скорости, заложенный как необходимый по результатам летных испытаний согласно 23.253.
23.1507. Маневренная скорость
Максимальная маневренная скорость должна быть установлена в качестве эксплуатационного ограничения, при этом выбранная скорость не должна быть больше чем , которая определяется согласно 23.335(c).
23.1511. Максимальная скорость, при которой разрешается полет с отклоненными закрылками и/или предкрылками
(а) Максимальная скорость, при которой разрешается полет с отклоненными закрылками и/или предкрылками , должна устанавливаться такой, чтобы она была:
(1) Не менее минимальной величины , допускаемой п. 23.345(b), и
(2) Не более , установленной согласно п. 23.345(a), (с) и (d)
(b) Могут быть установлены дополнительные комбинации положения закрылков и/или предкрылков, воздушной скорости и режима работы двигателя(ей), если прочность конструкции доказана для соответствующих расчетных случаев.
23.1513. Минимальная эволютивная скорость
Минимальная эволютивная скорость , определяемая согласно 23.149, должна быть установлена в качестве эксплуатационного ограничения.
23.1519. Вес и центр тяжести
Ограничения веса и центра тяжести, определяемые согласно 23.23, должны быть установлены в качестве эксплуатационных ограничений.
23.1521. Ограничения по силовой установке
(a) Общие положения. Ограничения по силовой установке, требуемые настоящим параграфом, должны быть установлены таким образом, чтобы они не превышали ограничений, в пределах которых получены сертификаты типа двигателей или воздушных винтов. Дополнительно должны быть установлены другие ограничения по силовой установке при установлении соответствия настоящим Нормам.
(b) Взлетный режим. Взлетный режим силовой установки должен быть ограничен:
(1) Максимальной частотой вращения вала двигателя (об/мин).
(2) Максимально допустимым давлением наддува (для поршневых двигателей).
(3) Максимально допустимой температурой газов в турбине (для газотурбинных двигателей).
(4) Предельной продолжительностью использования мощности или тяги, соответствующей ограничениям, установленным в пунктах от (b)(1) и до (b)(3) данного параграфа.
(5) Максимально допустимыми температурами головок цилиндров (для поршневых двигателей), охлаждающей жидкости и масла.
(c) Максимальный продолжительный режим. Максимальный продолжительный режим должен быть ограничен:
(1) Максимальной частотой вращения вала двигателя (об/мин).
(2) Максимально допустимым давлением наддува (для поршневых двигателей).
(3) Максимально допустимой температурой газов в турбине (для газотурбинных двигателей), и
(4) Максимально допустимыми температурами головок цилиндров, масла и охлаждающей жидкости.
(d) Сорт топлива. Минимальные приемлемые сорта топлива (бензина для поршневых двигателей и керосина для газотурбинных двигателей) должны быть установлены таким образом, чтобы их качество было не хуже требуемого для эксплуатации двигателей с ограничениями, указанными в пунктах (b) и (с) данного параграфа, включая условия применения присадок.
(e) Температура наружного воздуха. Для газотурбинных двигателей в качестве ограничений по температуре наружного воздуха (включая ограничения для установок, предназначенных для эксплуатации в зимних условиях) должна приниматься максимальная температура окружающей атмосферы, при которой доказано соответствие охлаждения двигателя требованиям параграфов 23.1041-23.1047.
23.1522. Ограничение по вспомогательной силовой установке
Если на самолете устанавливается ВСУ, то ограничения, установленные для нее, должны быть включены в эксплуатационные ограничения для самолета.
23.1523. Минимальный состав летного экипажа
Должен быть установлен минимальный состав летного экипажа, достаточный для безопасной эксплуатации с учетом:
(a) Рабочей нагрузки каждого члена экипажа. Для самолетов переходной категории нагрузка каждого члена экипажа должна определяться с учетом:
(1) Управления траекторией полета.
(2) Предупреждения столкновений.
(3) Навигации.
(4) Связи.
(5) Использования и контроля работы всех жизненно важных систем самолета.
(6) Принятия решения.
(7) Доступности и легкости использования необходимых органов управления соответствующими членами экипажа, находящимися на своих рабочих местах при нормальной эксплуатации и при возникновении особых ситуаций.
(b) Доступности органов управления для соответствующих членов экипажа и легкости управления ими.
(c) Видов эксплуатации, установленных в соответствии с 23.1525.
(A) Для самолетов переходной категории с числом посадочных мест, исключая места пилотов, более 10 и самолетов, предназначенных для захода на посадку по категории II, в составе летного экипажа должны быть как минимум два пилота.
(B) Для выполнения полетов по правилам ППП одним пилотом на самолете с количеством посадочных мест не более 9, не считая места пилота, должны быть установлены:
(1) Автопилот, обеспечивающий стабилизацию самолета по трем осям. При этом должно быть доказано, что управление самолетом с помощью автопилота безопасно и соответствует требованиям настоящих Норм.
(2) Комплект оборудования, перечень которого указан в 8.2.2.5. Дополнения 23F настоящих Норм.
23.1524. Максимальное число пассажирских мест
Должно быть установлено максимальное число пассажирских мест.
23.1525. Виды эксплуатации
Утвержденные виды эксплуатации (например, по правилам визуального полета, по правилам полета по приборам, днем, ночью и др.) и метеоусловия (например, обледенение), при которых эксплуатация самолета ограничивается или запрещается, должны соответствовать установленному на самолете оборудованию.
23.1527. Максимальная эксплуатационная высота
(a) Должна быть установлена максимальная эксплуатационная высота, вплоть до которой разрешается эксплуатация самолета, исходя из ограничений, накладываемых летными характеристиками, характеристиками устойчивости и управляемости, прочностными характеристиками, характеристиками силовой установки и оборудования.
(b) Должно быть установлено ограничение максимальной эксплуатационной высоты не более 7600 м для самолетов с гермокабиной, если не показано соответствие 23.775(e).
23.1529. Инструкции по поддержанию летной годности
Заявитель должен подготовить приемлемые инструкции по поддержанию летной годности в соответствии с Приложением G к настоящим Нормам.
Обозначения и трафареты
23.1541. Общие положения
(a) На самолете должны быть:
(1) Необходимые обозначения и трафареты, указанные в параграфах 23.1545-23.1567.
(2) Любая другая дополнительная информация, обозначения на приборах и трафареты, требуемые для безопасной эксплуатации самолета необычной конструкции или с необычными эксплуатационными и пилотажными характеристиками.
(b) Все обозначения и трафареты, предписанные в пункте (а) настоящего параграфа:
(1) Должны располагаться на видных местах.
(2) Не должны легко стираться, искажаться или становиться неясными.
(А) В сочетании с конструктивным исполнением составных частей самолета (в первую очередь, штуцеров трубопроводов, электрокоммуникаций и их разъемов) должны сводить к минимуму вероятность неправильного демонтажа, монтажа и/или регулировки указанных элементов конструкции при их техническом обслуживании и ремонте.
(c) Если самолет сертифицирован более чем по одной категории:
(1) Заявитель должен выбрать одну категорию, в соответствии с которой должны быть даны трафареты и обозначения.
(2) Информация в виде трафаретов и обозначений для всех категорий, по которым сертифицирован самолет, должна быть внесена в Руководство по летной эксплуатации.
23.1543. Обозначения на приборах
На всех приборах:
(a) Если обозначения наносятся на защитное стекло прибора, то должны быть предусмотрены средства сохранения правильного положения стекла относительно шкалы.
(b) Все дуги и линии должны быть достаточно широкими и должны располагаться так, чтобы пилот мог их ясно видеть.
(c) Все приборы должны быть протарированы в соответствующих единицах.
23.1545. Указатель скорости
(a) Каждый указатель скорости должен быть размечен, как указано в пункте (b) данного параграфа, и отметки должны находиться около соответствующих приборных скоростей.
(b) Должны быть соблюдены следующие обозначения:
(1) Для непревышаемой скорости - радиальная красная линия.
(2) Для критического диапазона - желтая дуга от красной линии, предусмотренной пунктом (b)(1) данного параграфа, до верхней границы зеленой дуги, предусмотренной пунктом (b)(3) данного параграфа.
(3) Для нормального рабочего диапазона - зеленая дуга от нижней границы при максимальном весе и убранном шасси и закрылках до верхней границы максимальной для данного самолета крейсерской скорости , установленной согласно 23.1505 (b).
(4) Для диапазона эксплуатации с отклоненными закрылками - белая дуга с нижней границей на при максимальном весе и верхней границей на максимально допустимой скорости полета с отклоненными закрылками и/или предкрылками , установленной согласно 23.1511.
(5) Для многодвигательных поршневых самолетов с максимальным весом 2720 кгс и менее - голубая радиальная линия, для скорости, для которой было показано соответствие 23.69(b) относительно скороподъемности при максимальном весе на уровне моря.
(6) Для многодвигательных поршневых самолетов с максимальным весом 2720 кг и менее - красная радиальная линия, для минимальной эволютивной скорости (при одном неработающем двигателе), определенной в 23.149(b).
(c) Если или изменяются с высотой, должны быть предусмотрены средства указания пилоту соответствующих ограничений во всем диапазоне эксплуатационных высот.
(d) Пункты (b)(1)-(b)(3) и пункт (с) данного параграфа не относятся к самолетам, для которых установлена максимальная эксплуатационная скорость в соответствии с 23.1505(c). Для этих самолетов требуется или индикация максимальной эксплуатационной скорости, показывающая изменение пo высоте, или ограничения по сжимаемости (если таковые имеются), или должна быть нанесена радиальная красная линия, отмечающая наименьшее значение , установленное для любой высоты до максимальной эксплуатационной высоты самолета.
23.1547. Указатель магнитного курса
(a) На указателе магнитного курса или вблизи него должен быть трафарет, удовлетворяющий требованиям настоящего параграфа.
(b) Трафарет должен показывать остаточную девиацию прибора в горизонтальном полете с работающими двигателями.
(c) Трафарет должен указывать, проводилось ли списание девиации с включенными или выключенными радиоприемниками.
(d) График девиации должен быть составлен с интервалом не более чем через 30° магнитного курса.
(e) Если магнитный нестабилизированный указатель курса может иметь остаточную девиацию более 10° в результате работы электрического оборудования, то на трафарете должно быть указано, включение каких электрических нагрузок вызывает девиацию более 10°.
23.1549. Приборы контроля силовой установки и ВСУ
Для каждого требующегося прибора силовой установки и ВСУ в зависимости от его типа должны выполняться следующие требования:
(a) Каждый максимальный и, если необходимо, минимальный предел должен обозначаться красной радиальной линией или просто красной линией.
(b) Все диапазоны нормальной работы должны обозначаться зеленой дугой или зеленой линией, не выходящей за пределы максимального и минимального ограничений безопасной эксплуатации.
(c) Все диапазоны взлетных и критических режимов должны обозначаться желтой дугой или линией.
(d) Все диапазоны работы двигателя, ВСУ и воздушного винта, которые ограничиваются из-за возникновения сильных вибрационных напряжений, должны обозначаться красными дугами или красными линиями.
23.1551. Масломер
Градуировка всех масломеров должна наноситься через интервалы, обеспечивающие четкое и точное показание количества масла.
23.1553. Топливомер
На топливомере должна быть нанесена красная радиальная линия для зафиксированного при тарировке нулевого деления, как определено в 23.1337(b)(1).
23.1555 Обозначения органов управления
(a) Все органы управления в кабине экипажа за исключением основных рычагов управления самолетом и простых пусковых включателей кнопочного типа, должны быть четко обозначены с указанием их назначения и способов пользования ими.
(b) Все вспомогательные органы управления должны быть обозначены соответствующим образом.
(c) К органам управления топливной системой силовой установки предъявляются следующие требования:
(1) Каждый орган управления краном переключения топливных баков должен иметь обозначения, показывающие положения, соответствующие каждому баку и каждому имеющемуся положению системы кольцевания.
(2) Если безопасность эксплуатации требует расхода топлива из баков в определенной последовательности, то порядок выработки этих баков должен обозначаться непосредственно на кране переключения этих баков или рядом с ним.
(3) Условия, при которых полное количество вырабатываемого топлива в каждом топливном баке ограниченного использования может безопасно использоваться, должны быть указаны на трафарете рядом с краном переключения этого бака.
(4) Каждый орган управления краном каждого двигателя многодвигательного самолета должен иметь обозначение, показывающее, какой из двигателей управляется данным краном.
(d) Используемый объем каждого бака должен обозначаться следующим образом:
(1) Для топливных систем, не имеющих органов переключения, используемый объем системы должен быть указан на топливомере.
(2) Для топливных систем, имеющих органы переключения, используемый объем, соответствующий каждому положению крана переключения, должен быть указан рядом с краном переключения.
(e) К органам управления вспомогательными агрегатами, вспомогательным и аварийным оборудованием предъявляются следующие требования:
(1) На самолетах с убирающимся шасси индикатор, требуемый в 23.729, должен обозначаться таким образом, чтобы пилот в любое время мог убедиться, что шасси зафиксировано в одном из своих крайних положений.
(2) Все органы управления аварийным оборудованием должны быть красного цвета и должны иметь обозначения, показывающие принцип их действия. Никакие другие органы управления, отличные от органов аварийного управления и органов управления, которые выполняют аварийные функции в дополнение к своим непосредственным функциям, не должны быть окрашены в красный цвет.
23.1557. Различные обозначения и надписи
(a) Багажные и грузовые отсеки и места размещения балласта. Каждый багажный и грузовой отсек и каждое место размещения балласта должны иметь трафарет, указывающий все ограничения по их содержимому, включая ограничения по весу, которые необходимы для удовлетворения требований по загрузке самолета.
(b) Кресла. Если максимально допустимый вес, на который рассчитано кресло, меньше 77 кгс, то к конструкции кресла должен быть постоянно прикреплен трафарет, указывающий этот вес.
(c) Крышки заправочных горловин топливной, масляной и системы охлаждения.
(1) На крышках заправочной горловины топливной системы или рядом с ней должны быть нанесены следующие обозначения:
(i) Для самолетов с поршневыми двигателями:
(A) Надпись "БЕНЗИН".
(B) Минимальное допустимое октановое число.
(ii) Для самолетов с газотурбинными двигателями:
(A) Надпись "КЕРОСИН".
(B) Обозначение допустимых марок топлива, указанных в РЛЭ.
(iii) Для систем заправки топлива под давлением - максимально допустимое давление подачи топлива при заправке и максимально допустимое давление слива топлива.
(2) На крышке заправочной горловины маслосистемы или рядом с ней должны быть надпись "МАСЛО" и указаны допустимые сорта масла, указанные в РЛЭ.
(3) На крышке заправочной горловины системы охлаждения или рядом с ней должна быть надпись "ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ".
(d) Трафареты аварийных выходов. Все трафареты и ручки открытия каждого аварийного выхода должны быть красного цвета. Около каждой ручки открытия аварийного выхода должен быть трафарет, четко указывающий месторасположения этого выхода и способ его открытия.
(e) Трафареты напряжения. Напряжение цепи каждой установки постоянного тока должно быть четко указано рядом с розеткой подключения питания.
23.1559. Трафарет эксплуатационных ограничений
(a) В поле зрения пилота должен быть трафарет, гласящий, что:
(1) Самолет должен эксплуатироваться в соответствии с РЛЭ; и
(2) Трафарет относится к данной категории, на которую сертифицирован самолет.
(b) Для самолетов, сертифицированных по более чем одной категории, в поле зрения пилота должен быть трафарет, гласящий, что другие эксплуатационные ограничения содержатся в РЛЭ.
(c) В поле зрения пилота должен быть трафарет, указывающий условия эксплуатации, которые разрешены для эксплуатации самолета или которые ему запрещены, исходя из 23.1525.
23.1561. Спасательное оборудование
(a) Спасательное оборудование должно иметь четкую маркировку с указанием способа его применения.
(b) Места размещения требуемого спасательного оборудования должны иметь маркировку, способствующую их обнаружению.
23.1563. Трафареты скоростей
В поле зрения пилота и как можно ближе к указателю скорости должен быть трафарет скоростей с указанием:
(a) Расчетной маневренной скорости .
(b) Максимальной скорости при выпуске-уборке шасси .
(c) Для многодвигательных поршневых самолетов с максимальным весом 2720 кгс и более, а также самолетов с ГТД - максимальная величина минимальной эволютивной скорости (при одном неработающем двигателе), определенной согласно 23.149(b).
23.1567. Трафарет фигур пилотажа
(а) На самолетах нормальной категории перед пилотом и в поле его зрения должен быть трафарет, гласящий: "Не разрешаются фигуры высшего пилотажа, включая штопор".
(b) На самолетах многоцелевой категории должны быть:
(1) Трафарет в поле зрения пилота, гласящий: "Разрешены только следующие фигуры высшего пилотажа _______ (перечислить утвержденные фигуры и рекомендуемые скорости входа в каждую из них).
(2) На самолетах, не удовлетворяющих требованиям к штопору, установленным для самолетов акробатической категории, дополнительный трафарет, гласящий: "ШТОПОР ЗАПРЕЩЕН".
(c) На самолетах акробатической категории в поле зрения пилота должен быть трафарет с перечнем утвержденных фигур высшего пилотажа и рекомендуемых воздушных скоростей ввода для каждой фигуры. Если обратные фигуры пилотажа не разрешены, то на трафарете должна быть соответствующая надпись.
(d) Для самолетов акробатической и многоцелевой категорий, для которых штопор одобрен как фигура высшего пилотажа, в поле зрения пилота должен быть трафарет со следующей информацией:
(1) Действия пилота для выхода из режима штопора; и
(2) Указания, что выход из штопора должен начинаться при появлении спирального вращения, или после не более 6 витков, или любого большего числа витков, на которое этот самолет сертифицирован.
Руководство по летной эксплуатации самолета и одобренные инструкции
23.1581. Общие положения
(a) Представление информации. С каждым самолетом должно представляться Руководство по летной эксплуатации самолета, которое должно содержать:
(1) Информацию, требуемую параграфами 23.1583-23.1589.
(2) Другую информацию, необходимую для безопасной эксплуатации, касающуюся особенностей конструкции, эксплуатационных и пилотажных характеристик.
(3) Дополнительную информацию, обусловленную соответствующими правилами эксплуатации.
(b) Одобренная информация.
(1) За исключением указанного в пункте (b)(2) настоящего параграфа, каждая часть Руководства по летной эксплуатации самолета, содержащая информацию, предписанную в параграфах 23.1583-23.1589, должна быть одобрена, выделена, обозначена и должна четко отличаться от всех не подлежащих одобрению частей Руководства по летной эксплуатации самолета.
(2) Требования пункта (b)(1) настоящего параграфа не применяются к самолетам с поршневыми двигателями и весом 2720 кг и менее, если удовлетворяется следующее:
(i) Часть Руководства по летной эксплуатации самолета, содержащая информацию, предписанную в 23.1583, должна быть ограничена только этой информацией, одобрена, обозначена и должна четко отличаться от всех других частей РЛЭ.
(ii) Информация, предписанная в параграфах 23.1585-23.1589, должна быть определена в соответствии с применимыми требованиями настоящих Норм и представлена в РЛЭ полностью в виде, принимаемом Авиационным регистром.
(3) Каждая страница Руководства по летной эксплуатации самолета, содержащая информацию, предписанную настоящим параграфом, должна быть выполнена таким образом, чтобы она не могла стираться, портиться и перепутываться и чтобы можно было вкладывать ее в Руководство, представляемое Заявителем, или в папку, или в любой другой прочный переплет.
(c) Единицы измерения, применяемые в РЛЭ, должны соответствовать маркировке на приборах и трафаретах.
(d) Все эксплуатационные скорости, если не предписано другое, должны быть представлены в РЛЭ в виде приборных скоростей.
(e) Хранение. Руководство по летной эксплуатации самолета должно находиться в соответствующем зафиксированном контейнере, легко доступном пилоту.
(f) Изменения и поправки. Каждое Руководство по летной эксплуатации самолета должно содержать запись о всех поправках и изменениях.
23.1583. Эксплуатационные ограничения
РЛЭ должно содержать все эксплуатационные ограничения, установленные в АП-23, включая следующие:
(a) Ограничения скорости. Должна быть представлена следующая информация:
(1) Информация, необходимая для маркировки ограничений скорости на указателе согласно 23.1545, а также разъяснение каждого из этих ограничений и применяемое на указателе цветовое обозначение.
(2) Скорости , , , , если они установлены, и их значения.
(3) Ограничения воздушной скорости или и (что применяется).
(4) Дополнительно для самолетов переходной категории с газотурбинными двигателями:
(i) Максимальная эксплуатационная скорость вместе с указанием, что эта скорость не должна преднамеренно превышаться на любом режиме полета (набор высоты, крейсерский полет или снижение) за исключением случаев, когда для проведения летных испытаний или для тренировки пилотов разрешается большая скорость.
(ii) Если ограничение скорости основывается на явлениях сжимаемости воздуха, в РЛЭ включается указание, касающееся объяснения этого явления, вместе с информацией о признаках проявления сжимаемости, вероятном поведении самолета и рекомендуемых действиях для восстановления нормального режима полета.
(b) Ограничения по силовой установке. Должна быть представлена следующая информация:
(1) Ограничения, требуемые 23.1521.
(2) Разъяснение ограничений, если это необходимо.
(3) Информация, необходимая для маркировки приборов, требуемая параграфами 23.1549-23.1553.
(c) Вес (масса). Руководство по летной эксплуатации самолета должно включать:
(1) Максимальный вес; и
(2) Максимальный посадочный вес, если расчетный посадочный вес, выбранный Заявителем, меньше максимального веса.
(3) Для самолетов нормальной, многоцелевой, акробатической категорий с поршневыми двигателями с весом более 2720 кг и для самолетов с ГТД эксплуатационные ограничения должны содержать:
(i) Максимальный взлетный вес для каждой высоты аэродрома, температуры наружного воздуха в пределах, выбранных Заявителем, в зависимости от градиента набора высоты, определенного в соответствии с 23.63(c)(1).
(ii) Максимальный посадочный вес для каждой высоты, температуры наружного воздуха в пределах, выбранных Заявителем, в зависимости от градиента набора высоты, определенного в соответствии с п. 23.63(c)(2).
(4) Для самолетов переходной категории в РЛЭ должен быть включен максимальный взлетный вес для каждой высоты аэродрома, температуры наружного воздуха, в пределах, выбранных Заявителем в зависимости от:
(i) Градиента набора высоты, определенного в соответствии с 23.63(d)(1).
(ii) Дистанции прерванного взлета, определенной в соответствии с 23.55, которая должна быть не более чем располагаемая ВПП плюс длина концевой полосы торможения (КПТ).
(iii) Взлетной дистанции, определенной в соответствии с 23.59(a), которая должна быть не более располагаемой длины ВПП; или
(iv) Взлетной дистанции, определенной в соответствии с 23.59(a), которая должна быть не более располагаемой длины ВПП плюс длина свободной зоны, и дистанции разбега, определенной в соответствии с 23.59(b), которая должна быть не более располагаемой длины ВПП (по выбору Заявителя).
(5) Для самолетов переходной категории в РЛЭ должен быть включен максимальный посадочный вес для каждой высоты аэродрома, в пределах, выбранных Заявителем, в зависимости от:
(i) Градиента набора высоты, определенного в соответствии с 23.63(d)(2) для любой температуры наружного воздуха, в пределах, выбранных Заявителем.
(ii) Посадочной дистанции, определенной в соответствии с 23.75, для стандартной температуры наружного воздуха, которая должна быть не более располагаемой длины ВПП.
(6) Максимальный вес при отсутствии топлива в крыле, установленный в соответствии с 23.343.
(d) Центр тяжести. Должны быть представлены установленные ограничения по центровке самолета.
(e) Маневры. Должны быть указаны следующие одобренные маневры, соответствующие ограничения скорости и неразрешенные маневры, предписанные в данном параграфе:
(1) Для самолетов нормальной категории должно быть указано, что не разрешается выполнять фигуры высшего пилотажа, включая штопор.
(2) Для самолетов многоцелевой категории должны быть указаны разрешенные фигуры пилотажа, продемонстрированные в процессе летных испытаний типа, рекомендуемые скорости ввода, а также другие необходимые ограничения. Выполнение других фигур не разрешено.
(3) Для самолетов акробатической категории должны быть включены утвержденные фигуры пилотажа, продемонстрированные в процессе летных испытаний типа, рекомендуемые скорости ввода, а также другие необходимые ограничения.
(4) Для самолетов акробатической категории и самолетов многоцелевой категории, на которых разрешено выполнение штопора, должны быть включены рекомендации по выполнению штопора, продемонстрированные в соответствии с 23.221(c).
(5) Для самолетов переходной категории должны быть указаны ограничения и маневры, исключающие любой инцидент, который случается в нормальном полете, при сваливании (кроме "колокола"), при вираже с углом крена до 60°.
(f) Маневренная перегрузка. Должна быть указана максимальная положительная перегрузка в единицах "g". Дополнительно для самолетов акробатической категории указывается минимальная отрицательная перегрузка.
(g) Минимальный летный экипаж. Число и функции членов минимального летного экипажа должны быть указаны в соответствии с 23.1523.
(h) Виды эксплуатации. Должны быть указаны: перечень видов эксплуатации, которые являются ограничениями для самолета или которые запрещены в соответствии с 23.1525, и перечень установленного оборудования, которое влияет на эксплуатационные ограничения, а также оценка соответствия оборудования и его состояния видам эксплуатации, для которых получено одобрение.
(i) Максимальная эксплуатационная высота. Должна быть указана максимальная эксплуатационная высота полета, установленная в соответствии с 23.1527.
(j) Максимальное число пассажирских мест. Должно быть указано максимальное число пассажирских мест.
(k) Допустимое боковое несимметричное распределение топлива. Максимально допустимое боковое несимметричное распределение топлива должно быть занесено в РЛЭ, если оно меньше максимально возможного.
(l) Багаж и груз. Для каждого отсека и зоны самолета должна быть представлена следующая информация:
(1) Максимальная допустимая загрузка; и
(2) Допустимое распределение нагрузки.
(m) Системы. Должны быть представлены любые ограничения на использование систем и оборудования самолета.
(n) Температура окружающего воздуха. Если это необходимо, должны быть указаны разрешенные в эксплуатации максимальная и минимальная температуры окружающего воздуха.
(o) Курение. Должны быть указаны любые ограничения по курению в самолете.
(р) Типы и состояние поверхности ВПП. Должны быть указаны типы и состояние поверхности ВПП, на которых возможна эксплуатация самолета [см. 23.45(g) и 23.1587(a)(4), (c)(2) и (d)(4)], а также допустимые величины бокового ветра.
23.1585. Эксплуатационные процедуры
(a) Для всех самолетов должна быть представлена информация об эксплуатационных процедурах (действиях) в нормальных, сложных и аварийных условиях, а также другая информация, необходимая для их безопасной эксплуатации. Представленная информация должна включать в себя:
(1) Объяснение особенностей управляемости самолетом в воздухе и на земле.
(2 Информацию, относящуюся к эксплуатации с боковым ветром, в том числе и при различном состоянии ВПП.
(3) Рекомендованную скорость полета в условиях турбулентной атмосферы. Эта скорость должна быть выбрана таким образом, чтобы защитить от последствий порыва (повреждения конструкции самолета или потери управляемости, например, сваливание).
(4) Процедуру запуска любого газотурбинного двигателя в полете, включая влияние высоты.
(5) Процедуры, скорости и конфигурации для выполнения нормального захода на посадку и посадки в соответствии с 23.73 и 23.75 и переход к условиям ухода на второй круг.
(6) Для гидросамолетов и самолетов-амфибий - процедуры управления на воде и предельную высоту волны.
(b) В дополнение к пункту (а) настоящего параграфа для однодвигательных самолетов должны быть представлены рекомендации по выбору скорости и конфигурации при планировании самолета с отказавшим двигателем в соответствии с 23.71 и выполнению вынужденной посадки.
(c) В дополнение к пункту (а) настоящего параграфа для многодвигательных самолетов информация должна включать:
(1) Скорости, конфигурации и процедуру выполнения захода на посадку и посадки с одним неработающим двигателем.
(2) Процедуры, условия, скорости и конфигурации для безопасного выполнения ухода на второй круг с одним неработающим двигателем или запрещение попытки уйти на второй круг.
(3) Скорость , указанную в 23.149; и
(4) Процедуры запуска двигателя в полете, включая влияние высоты.
(d) В дополнение к пунктам (а) и (b) или (с) данного параграфа (что применимо) для всех самолетов нормальной, многоцелевой и акробатической категорий должна быть представлена следующая информация:
(1) Процедуры, скорости и конфигурации для выполнения нормального взлета в соответствии с 23.51(a), (b) и 23.53(a), (b) и последующего набора высоты в соответствии с 23.65, 23.69(a);
(2) Процедуры для прекращения взлета из-за отказа двигателя или других причин.
(e) В дополнение к пунктам (а), (с) и (d) данного параграфа для всех многодвигательных самолетов нормальной, многоцелевой и акробатической категорий должна быть представлена следующая информация:
(1) Процедуры и скорости выполнения продолженного взлета при отказе двигателя и условия, при которых можно безопасно продолжить взлет или предупреждение против попытки продолжить взлет.
(2) Процедуры, скорости и конфигурации для продолжения набора высоты при отказе двигателя после взлета в соответствии с 23.67 или на маршруте в соответствии с 23.69(b).
(f) В дополнение к пунктам (а) и (с) данного параграфа для самолетов переходной категории должна быть представлена следующая информация:
(1) Процедуры, скорости и конфигурации для выполнения нормального взлета.
(2) Процедуры и скорости прекращения взлета из-за отказа двигателя в соответствии с 23.55.
(3) Процедуры и скорости для выполнения продолженного взлета в случае отказа двигателя в соответствии с 23.59(a)(1) и траектории продолженного взлета в соответствии с 23.57 и 23.61(a).
(g) Для многодвигательных самолетов должна быть представлена информация, определяющая каждое рабочее состояние топливной системы, для которого, исходя из условий безопасности, необходимо обеспечить независимость топливной системы согласно требованиям 23.953, а также представить инструкции по переводу топливной системы в такие конфигурации, для которых доказывается соответствие требованиям этого параграфа.
(h) Для каждого самолета, в соответствии с 23.1353(g)(2) или (g)(3), должны быть представлены эксплуатационные процедуры отключения аккумуляторов от источника зарядки.
(i) Должна быть представлена информация о полном количестве вырабатываемого топлива для каждого топливного бака и количестве вырабатываемого топлива в случае отказа любого насоса.
(j) Должны быть представлены безопасные эксплуатационные процедуры работы самолетных систем и оборудования как при их нормальной работе, так и в случае их неисправности.
23.1587. Информация о характеристиках
Если не предписано другое, характеристики должны быть представлены для всех диапазонов температур и высот, требуемых 23.45(b).
(а) Для всех самолетов должна быть представлена следующая информация:
(1) Скорости сваливания и с закрылками в посадочном положении и с убранными закрылками, при максимальном весе, соответствующем требованиям 23.49, и влияние на эти скорости углов крена до 60°.
(2) Установившаяся вертикальная скорость и градиент набора высоты со всеми работающими двигателями, определенные в соответствии с 23.69(a).
(3) Посадочная дистанция, определенная в соответствии с 23.75 для каждой высоты аэродрома при стандартной температуре и для всех состояний поверхности ВПП, для которых запрашивается сертификат.
(4) Влияние на посадочную дистанцию, определенную в соответствии с требованиями 23.45(g) состояния ВПП отличного от сухой твердой и гладкой поверхности, и
(5) Влияние на посадочную дистанцию уклона ВПП и ветра. При этом встречная составляющая ветра принимается равной 50%, а попутная составляющая ветра - 150%.
(b) В дополнение к пункту (а) данного параграфа для всех самолетов нормальной, многоцелевой и акробатической категорий с поршневыми двигателями и взлетным весом 2720 кг и менее должен быть указан постоянный угол набора/снижения определенный в соответствии с требованиями 23.77(a), и
(c) В дополнение к пунктам (а) и (b) данного параграфа, что применимо, для самолетов нормальной, многоцелевой и акробатической категорий должна быть представлена следующая информация:
(1) Взлетная дистанция, определенная в соответствии с 23.53, при соответствующем типе и состоянии полосы.
(2) Для многодвигательных самолетов с поршневыми двигателями с весом более 2720 кг и для многодвигательных самолетов с ГТД должно быть представлено значение взлетного градиента набора/снижения с одним неработающим двигателем определенного в соответствии с 23.66.
(3) Для многодвигательных самолетов должно быть представлено значение крейсерских скоростей и градиента набора/снижения с одним неработающим двигателем, определенных в соответствии с 23.69(b).
(4) Для однодвигательных самолетов должна быть представлена информация о характеристиках снижения, определенных в соответствии с 23.71.
(d) В дополнение к пункту (а) данного параграфа для самолетов переходной категории должна быть представлена следующая информация:
(1) Дистанция прерванного взлета, определенная в соответствии с 23.55.
(2) Взлетная дистанция, определенная в соответствии с 23.59(a).
(3) Значение дистанции разбега выбранной Заявителем, в соответствии с 23.59(b).
(4) Влияние на дистанцию прерванного взлета взлетную дистанцию и на дистанцию разбега, состояния поверхности ВПП, отличной от сухой твердой и гладкой поверхности в соответствии с 23.45(g).
(5) Влияние на дистанцию прерванного взлета, взлетную дистанцию и на дистанцию разбега уклона ВПП и скорости ветра. При этом встречная составляющая ветра принимается равной 50%, а попутная составляющая ветра - 150%.
(6) Сетку взлетных характеристик в соответствии с 23.61(b).
(7) Значение крейсерского градиента набора/снижения с одним неработающим двигателем, определенного в соответствии с 23.69(b).
(8) Влияние ветра на взлетные характеристики и на характеристики крейсерского набора/снижения на маршруте при полете с одним неработающим двигателем, при этом встречная составляющая ветра принимается равной 50%, а попутная составляющая ветра - 150%.
(9) Информацию о посадочных характеристиках при весе, превышающем максимальный посадочный (определенный экстраполяцией и вычисленный для диапазона весов между максимальным посадочным и максимальным взлетным весами или в летных испытаниях), при следующих условиях:
(i) При максимальном взлетном весе для каждой высоты аэродрома и температурах окружающего воздуха в соответствии с 23.63(d)(2), и
(ii) Посадочная дистанция, определенная в соответствии с 23.75 для каждой высоты аэродрома и при стандартной температуре окружающего воздуха.
(10) Соотношение между индикаторной и приборной скоростью, определенной в соответствии с 23.1323(b) и (с).
(е) Указатель высоты должен быть оттарирован в соответствии с 23.1325(e).
23.1589. Информация о загрузке
Должна представляться следующая информация о загрузке:
(a) Вес и расположение каждой единицы оборудования, которое может быть легко убрано, перемещено или заменено и которое было установлено при взвешивании самолета в соответствии с требованиями 23.25.
(b) Соответствующие указания по загрузке для каждого возможного случая загрузки в диапазоне от максимального до минимального веса, установленных в соответствии с 23.25, для того чтобы центр тяжести самолета оставался внутри пределов, установленных в соответствии с 23.23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.