Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 43.02.04 Прикладная эстетика
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. N 468)
27 ноября 2014 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 43.02.04 Прикладная эстетика для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.04 Прикладная эстетика имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 43.02.04 Прикладная эстетика базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения* |
среднее общее образование |
Технолог-эстетист |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев** |
______________________________
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: предоставление профессиональных эстетических услуг профилактического ухода за внешностью человека в разные возрастные периоды жизни.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
запросы потребителя на эстетические услуги по уходу за внешним обликом;
внешний облик человека;
средства оказания эстетических услуг (оборудование, материалы, инструменты);
технологии и технологические процессы эстетических услуг профилактического ухода за внешностью человека;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Технолог-эстетист готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Проведение эстетико-технологических процессов услуг маникюра и педикюра.
4.3.2. Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг.
4.3.3. Проведение эстетико-технологических процессов массажа и профилактической коррекции тела.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Технолог-эстетист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Технолог-эстетист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Проведение эстетико-технологических процессов услуг маникюра и педикюра.
ПК 1.1. Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при оказании услуг маникюра и педикюра.
ПК 1.2. Анализировать состояние кожи и ногтей.
ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор комплекса услуг маникюра, педикюра.
ПК 1.4. Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов услуг маникюра и педикюра.
ПК 1.5. Выполнять художественное оформление ногтей с использованием разных техник и материалов.
ПК 1.6. Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу за кожей кистей, стоп и ногтей.
5.2.2. Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг.
ПК 2.1. Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при оказании косметических услуг.
ПК 2.2. Анализировать состояние кожи лица и воротниковой зоны.
ПК 2.3. Определять и согласовывать выбор программы и комплекса косметических услуг.
ПК 2.4. Выполнять и контролировать все виды технологических процессов косметических услуг.
ПК 2.5. Выполнять комплекс сервисного макияжа.
ПК 2.6. Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу за кожей лица и воротниковой зоны.
5.2.3. Проведение эстетико-технологических процессов массажа и профилактической коррекции тела.
ПК 3.1. Проводить санитарно-эпидемиологическую обработку контактной зоны при оказании услуг массажа и профилактической коррекции тела.
ПК 3.2. Анализировать состояние кожи, подкожно-жировой клетчатки и тонуса мышц.
ПК 3.3. Определять и согласовывать выбор комплекса услуг массажа и профилактической коррекции тела.
ПК 3.4. Выполнять и контролировать все виды технологических процессов массажа и профилактической коррекции тела.
ПК 3.5. Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу за телом.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура", "Психология общения".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2014 г. N 1522 в таблицу 2 внесены изменения
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
3132 |
2088 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
714 |
476 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
2.6, |
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
166 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
332 |
166 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
136 |
90 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий; использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) для решения задач профессиональной деятельности; знать: правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств; возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития; назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ. |
|
|
ЕН.01. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
||
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2282 |
1522 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1032 |
688 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: правильно писать знаковую латинскую лексику; владеть лексическим минимумом в 500 единиц; читать по латыни; знать: основную медицинскую и фармацевтическую, косметологическую терминологию на латинском языке |
|
|
ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией |
||
уметь: применять знания основ микробиологии, вирусологии, иммунологии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; знать: классификацию микроорганизмов; основные методы стерилизации; влияние физических, химических, биологических факторов на микроорганизмы; понятие об инфекции, инфекционном процессе; виды иммунитета; основные виды бактериальных инфекций; классификацию вирусов; понятие о ВИЧ-инфекции; |
|
|
ОП.02. Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии |
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.6, 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 |
|
уметь: применять знания основ дерматологии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; обеспечивать инфекционную безопасность потребителя и персонала; анализировать состояние кожи; знать: классификацию болезней кожи, сальных и потовых желез; общие признаки кожных заболеваний; общее представление о новообразованиях кожи; особенности проявления гнойничковых, грибковых, вирусных заболеваний кожи; особенности аллергических реакций кожи; основы профилактики кожных заболеваний |
|
|
ОП.03. Основы дерматологии |
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.6, 2.1, 2.2, 2.4, 2.6, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 |
|
уметь: применять знания основ гигиены и экологии человека при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; консультировать потребителей по вопросам гигиены, сохранения и укрепления здоровья; проводить санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды; знать: основы гигиены; современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы; факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека; |
|
|
ОП.04. Основы гигиены и экологии человека |
||
уметь: работать с технической документацией, справочной литературой и другими информационными источниками; применять специальную аппаратуру и средства для дезинфекции и стерилизации; знать: виды сырья для косметических препаратов; формы косметической продукции; виды косметической продукции; виды оборудования, используемые при различных процедурах; устройство и правила технической эксплуатации оборудования и аппаратуры; технику безопасности при работе с оборудованием и инструментами при выполнении всех видов косметических, маникюрных и педикюрных работ |
|
|
ОП.05. Материаловедение и технологическое оборудование |
||
уметь: определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; определять возрастные особенности строения организма человека; применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; знать: строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной; основные закономерности роста и развития организма человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека; основы возрастной физиологии; регулирующие функции нервной и эндокринной систем; |
|
|
ОП.06. Анатомия и физиология человека |
||
уметь: работать со стандартами и другими нормативными документами, устанавливающими требования к качеству продукции, процессов (технологии) и услуг; знать: основные понятия в области стандартизации и подтверждения соответствия; задачи, объекты, субъекты, средства стандартизации и подтверждения соответствия; назначение, виды, средства, методы, нормативно-правовую базу проведения контроля качества продукции и эстетических услуг профилактического ухода за внешностью человека; критерии и составляющие качества услуг; понятие, виды, критерии, показатели и методы идентификации парфюмерно-косметической продукции; |
|
|
ОП.07. Стандартизация и подтверждение соответствия |
||
уметь: соблюдать в профессиональной деятельности правила обслуживания клиентов; определять критерии качества услуг в профессиональной деятельности; использовать различные средства делового общения; управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; знать: социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса; виды сервисной деятельности; сущность услуги как специфического продукта; понятие "контактной зоны" как сферы реализации сервисной деятельности; организацию обслуживания потребителей услуг; правила бытового обслуживания населения; способы и формы оказания услуг; нормы и правила профессионального поведения и этикета; этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями; культуру обслуживания потребителей; |
|
|
ОП.08. Сервисная деятельность |
||
уметь: анализировать внешние формы фигуры человека и особенности пластики деталей лица; знать: основные понятия и термины пластической анатомии; пластические особенности фигуры и лица человека, формирующие его внешний облик; пластическую анатомию опорно-двигательного аппарата человека; пластические особенности большой и малых форм (головы, лица, кистей, стоп, туловища) фигуры человека; основы учения о пропорциях большой и малых форм (головы, лица, кистей, стоп, туловища) фигуры человека; |
|
|
ОП.09. Основы пластической анатомии |
||
уметь: выполнять графические, живописные и декоративные зарисовки и эскизы: орнаментов, натюрмортов и портретов (с проработкой изображения макияжа) с натуры и по воображению; знать: основные законы, средства и приемы рисунка и живописи; понятие о композиции, основы живописной грамоты и декоративного решения композиций; |
|
|
ОП.10. Рисунок и живопись |
||
|
уметь: применять знания по эстетике при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; знать: историю эстетики; место эстетики в системе современного философского и научного знания; основные категории эстетики; сущность и эстетические основы художественной деятельности, основные этапы художественного творчества; понятие "прикладная эстетика", характеристику ее видов; эстетику внешнего образа человека; |
|
|
ОП. 11. Эстетика |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.12. Безопасность жизнедеятельности |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1250 |
834 |
|
|
ПМ.01 |
Проведение эстетико-технологических процессов услуг маникюра и педикюра В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения контроля безопасности и подготовки контактной зоны для оказания услуг маникюра, педикюра; определения состояния кожи кистей, стоп и ногтей потребителя и заполнения диагностических карт; формирования комплекса услуг и выполнения маникюра и педикюра в технологической последовательности; выполнения художественного оформления ногтей с использованием разных техник и материалов; проведения консультаций потребителей по домашнему профилактическому уходу за кожей кистей, стоп и за ногтями уметь: применять нормативные правовые акты и выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны, обработку рук технолога и текущую уборку контактной зоны, обеспечивать инфекционную безопасность потребителя и исполнителя при оказании услуг маникюра, педикюра; соблюдать требования техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами во время выполнения всех видов маникюрных и педикюрных работ; организовать рабочее место для выполнения маникюрных, педикюрных работ; проводить обследование поверхности кожных покровов на наличие противопоказаний для реализации услуг маникюра (педикюра); заполнять диагностические карты; предлагать потребителям спектр имеющихся услуг маникюра, педикюра; объяснять потребителям целесообразность рекомендуемого комплекса и программы услуг; выполнять все технологические процессы маникюра в целом и поэтапно: профилактический уход за кожей кистей и ногтями, классический маникюр (детский, мужской, все виды современного), массаж кистей, послепроцедурный уход; выполнять все технологические процессы педикюра в целом и поэтапно: профилактический уход за кожей стоп и ногтями, классический педикюр, массаж стоп, послепроцедурный уход; заполнять рабочие карточки технолога; выполнять эскизы композиций художественного оформления ногтей; художественно оформлять ногти с использованием разных техник и материалов; профессионально и доступно давать характеристику кожи и ногтей потребителей и рекомендации по домашнему профилактическому уходу; знать: требования к содержанию помещения и оборудования кабинетов маникюра, педикюра; требования к условиям труда и обслуживания в кабинетах маникюра, педикюра; требования к личной гигиене персонала; санитарно-эпидемиологические правила и нормы содержания, дезинфекции и стерилизации инструментов и зоны обслуживания (контактной зоны); основы дерматологии; возрастные особенности состояния кожи, ногтей стоп и кистей; принципы воздействия технологических процессов маникюра (педикюра) на кожу; основные виды косметических средств по уходу за кожей кистей, стоп и ногтями; состав и свойства вспомогательных материалов: салфеток косметических, тампонов целлюлозных, палочек; гигиенические и профилактические средства декоративной косметики для кожи кистей, стоп и ногтей; технологию проведения маникюра, педикюра поэтапно и в целом; основы художественного оформления ногтей; способы и средства профилактического ухода за кожей стоп, кистей и за ногтями. |
|
|
МДК.01.01. Технология маникюра
МДК.01.02. Технология педикюра |
|
ПМ.02 |
Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения контроля безопасности и подготовки контактной зоны для оказания косметических услуг; определения состояния кожи лица и воротниковой зоны и заполнения диагностических карт; формирования комплекса косметических услуг и выполнения технологических процессов косметических услуг поэтапно и в целом; выполнения сервисного визажа; проведения консультаций потребителей по домашнему профилактическому уходу за кожей лица и воротниковой зоны; уметь: применять нормативные правовые акты и выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны, обработку рук технолога и текущую уборку контактной зоны, обеспечивать инфекционную безопасность потребителя и исполнителя при оказании косметических услуг; соблюдать требования техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами во время выполнения всех видов косметических процедур; организовать рабочее место для выполнения косметических работ; проводить обследование поверхности кожных покровов на наличие противопоказаний для реализации косметических услуг; заполнять диагностические карты; предлагать потребителю спектр имеющихся косметических услуг; объяснять потребителю целесообразность рекомендуемого комплекса и программы услуг; выполнять все технологические процессы косметических услуг в целом и поэтапно: профилактический уход за кожей лица и воротниковой зоны, демакияж, поверхностный пилинг, косметический массаж, косметические маски, гигиеническая чистка лица, программный косметический уход, эстетические процедуры (окраска и коррекция бровей и ресниц, эпиляция избыточных волос); применять специальные технологии (депиляция волос, парафинотерапия); применять различные методы косметической коррекции недостатков кожи; проводить заключительные работы и послепроцедурный уход при оказании косметических услуг; заполнять рабочую карточку технолога; разрабатывать и выполнять разные виды сервисного визажа с учетом выполненных процедур; профессионально и доступно давать характеристику кожи потребителей и рекомендации по домашнему профилактическому уходу; знать: требования к содержанию помещения и оборудования кабинетов косметических услуг; требования к условиям труда и обслуживания в кабинетах косметических услуг; требования к личной гигиене персонала; санитарно-эпидемиологические правила и нормы содержания, дезинфекции и стерилизации инструментов и зоны обслуживания (контактной зоны); анатомию и физиологию кожи и организма в целом; влияние пищевых компонентов на состояние кожи; основы дерматологии; возрастные особенности состояния кожи; принципы воздействия технологических процессов косметических услуг на кожу; основные виды косметических средств ухода за кожей лица и воротниковой зоной; состав и свойства вспомогательных материалов: салфетки косметические, тампоны, спонжи, палочки косметические, шпатели; гигиенические и профилактические, косметические средства для кожи лица и воротниковой зоны; технологию оказания косметических услуг поэтапно и в целом; классификацию средств декоративной косметики; техники работы с декоративной косметикой; средства и способы профилактического ухода за кожей. |
|
|
МДК.02.01. Технология косметических услуг
МДК.02.02. Технология визажа |
|
ПМ.03 |
Проведение эстетико-технологических процессов массажа и профилактической коррекции тела В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения контроля безопасности и подготовки контактной зоны для оказания услуг массажа и профилактической коррекции тела; определения состояния кожи, подкожно-жировой клетчатки и тонуса мышц тела и заполнения диагностических карт; формирования комплекса услуг и выполнения технологических процессов массажа и профилактической коррекции тела поэтапно и в целом; проведения консультаций потребителей по домашнему профилактическому уходу за телом; уметь: применять нормативные правовые акты, выполнять дезинфекцию и стерилизацию инструментов и контактной зоны, обработку рук технолога и текущую уборку контактной зоны, обеспечивать инфекционную безопасность потребителя и исполнителя при оказании услуг массажа и профилактической коррекции тела; соблюдать требования техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами во время выполнения массажа и профилактической коррекции тела; организовать рабочее место при выполнении работ по массажу и профилактической коррекции тела; обеспечивать технику безопасности профессиональной деятельности; проводить обследование кожных покровов на наличие противопоказаний для реализации услуг массажа и профилактической коррекции тела; заполнять диагностические карты; предлагать спектр имеющихся услуг массажа и профилактической коррекции тела потребителю; объяснять потребителю целесообразность рекомендуемого комплекса и программы услуг; проводить подготовительные и заключительные работы по обслуживанию потребителей в кабинете массажа; выполнять все технологические процессы в целом и поэтапно (профилактический уход за кожей тела - очищение кожи, пилинг, массаж, косметические маски, программный косметический уход, специальные технологии (обёртывание), заключительные работы по обслуживанию (послепроцедурный уход)); заполнять рабочую карточку технолога; рекомендовать рацион питания, способствующий коррекции тела и состояния кожи; профессионально и доступно давать рекомендации по домашнему профилактическому уходу за телом; знать: требования к содержанию помещения и оборудованию кабинета массажа; требования к условиям труда и обслуживания в кабинете массажа и профилактической коррекции тела; требования к личной гигиене персонала; санитарно-эпидемиологические правила и нормы содержания, дезинфекции и стерилизации инструментов и зоны обслуживания (контактной зоны); анатомию и физиологию кожи и организма в целом; основы дерматологии; возрастные особенности состояния организма и кожи; принципы воздействия технологических процессов на кожу, подкожно-жировую клетчатку и тонус мышц; основные виды косметических средств ухода за телом и кожей тела; состав и свойства вспомогательных материалов: салфетки косметические, тампоны, спонжи, шпатели; технологию оказания косметических услуг по массажу и профилактической коррекции тела поэтапно и в целом; влияние пищевых компонентов на состояние кожи; особенности питания различных контингентов здорового населения; основные нормы диетического питания и характер питания при избыточном и недостаточном весе, очистительное питание; средства и способы профилактического ухода за телом. |
|
|
МДК.03.01. Диетология
МДК.03.02. Технология массажа |
|
ПМ.04 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1350 |
900 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
4482 |
2988 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
25 нед. |
900 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
83 нед. |
Учебная практика |
25 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
24 нед. |
Итого |
147 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2014 г. N 1522 в пункт 7.1 внесены изменения
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
|
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
|
промежуточная аттестация |
2 нед. |
|
каникулы |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено#, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
медико-билогических# дисциплин;
безопасности жизнедеятельности;
рисунка и живописи.
Лаборатории:
информатики и информационно-коммуникационных технологий;
медико-биологическая;
технологии маникюра и художественного оформления ногтей;
технологии педикюра;
технологии косметических услуг;
технологии массажа и профилактической коррекции тела.
Мастерские:
салон эстетических, косметических услуг.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам***.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
*** Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).