Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 05.05.2014 подписан Федеральный закон N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ).
Целью Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25.10.1980 (далее - Конвенция) является обеспечение незамедлительного возвращения домой детей, незаконно перемещенных в любую из стран - участниц Конвенции, а также обеспечение соблюдения прав опеки и доступа к ребенку.
Российская Федерация присоединилась к Конвенции 31.05.2011. В этой связи и в целях создания в России эффективного механизма розыска детей, похищенных одним из родителей, и их возвращения в государство постоянного места жительства Федеральным законом N 126-ФЗ были внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах), Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), а также в Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности".
Полномочия по розыску похищенных детей в рамках действия положений Конвенции возложены Федеральным законом N 126-ФЗ на Федеральную службу судебных приставов. Розыск детей будет осуществляться Службой как на досудебной стадии (когда решение по делу еще не вынесено либо компетентным органом рассматривается вопрос об организации возвращения похищенного ребенка), так и в рамках исполнения уже вступившего в законную силу судебного акта о возвращении ребенка или об осуществлении прав доступа к нему. Федеральный закон N 126-ФЗ дополняет Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации новой главой, определяющей процессуальные особенности рассмотрения дел по искам о возвращении ребенка или о праве доступа к нему. Кроме того, внесены изменения в ст. 120 ГПК РФ, предусматривающие обязанность судьи вынести определение о розыске ребенка или ответчика, с которым может находиться ребенок, при неизвестности места их пребывания.
Согласно изменениям, внесенным в Закон о судебных приставах, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по розыску ребенка на основании судебного акта, старший судебный пристав организует розыск ребенка на основании судебного акта.
Статья 12 Закона о судебных приставах дополнена положениями, предусматривающими обязанность судебного пристава-исполнителя объявить розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, а также о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществлять такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации. При производстве розыска ребенка на основании судебного акта судебный пристав-исполнитель имеет право совершать исполнительно-разыскные действия.
Также расширен перечень задач исполнительного производства, к которым, в частности, отнесено обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Введен новый вид исполнительного документа - запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерации или удерживаемого в Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1097 таким органом является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Кроме того, установлены требования, предъявляемые к указанному исполнительному документу, порядок предъявления его к исполнению, срок предъявления к исполнению исполнительных листов, содержащих требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, а также срок, в течение которого указанные исполнительные документы должны быть переданы судебному приставу-исполнителю для рассмотрения вопроса о возбуждении исполнительного производства.
Введено дополнительное основание для отказа в возбуждении исполнительного производства и для прекращения исполнительного производства. Это достижение ребенком возраста, при котором международный договор не подлежит применению в отношении ребенка, если исполнительный документ содержит требование, основанное на международном договоре Российской Федерации.
Также внесены изменения в ст. 65 Закона об исполнительном производстве, регламентирующие розыск ребенка на основании запроса центрального органа и исполнительного документа, содержащего требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.
Согласно внесенным изменениям, постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Копия постановления о розыске ребенка подлежит направлению в орган опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка, а также центральному органу не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
При обнаружении ребенка судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно должен проинформировать об этом орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, а также центральный орган. В случае если розыск ребенка осуществлялся на основании запроса центрального органа, исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве. Если розыск ребенка осуществлялся в рамках возбужденного исполнительного производства на основании исполнительного документа, выданного судом, судебный пристав-исполнитель принимает меры для дальнейшего исполнения требований судебного акта.
Глава 13 Закона об исполнительном производстве дополнена ст. 109.3, регламентирующей исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, а также о порядке общения с ребенком.
В соответствии с Федеральным законом N 126-ФЗ все копии постановлений, вынесенные в рамках исполнительного производства, подлежат обязательному направлению в Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем их вынесения.
В случае возбуждения исполнительного производства на основании запроса центрального органа о розыске ребенка взыскание исполнительского сбора не осуществляется.
Также Федеральным законом N 126-ФЗ внесены изменения в ст. 79 Семейного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают участие в необходимых случаях детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов при принудительном исполнении судебных решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу.
Согласно изменениям, внесенным в Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности", поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка или о его передаче, порядке общения с ребенком, а также о возвращении ребенка в государство его постоянного места жительства, может осуществляться частными детективами на договорной основе с взыскателем.
Федеральный закон N 126-ФЗ опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 06.05.2014 и вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, а именно 17.05.2014.
На основании изложенного руководителям территориальных органов ФССП России необходимо организовать изучение указанного Федерального закона в аппаратах управления и структурных подразделениях территориальных органов ФССП России, а также обеспечить неукоснительное соблюдение его положений.
Директор Федеральной службы |
А.О. Парфенчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы судебных приставов от 28 мая 2014 г. N 00074/14/30695-АП "О Федеральном законе от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ"
Текст письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2014 г., N 7