Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N 55-АПГ14-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.B. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации города Абакана о признании недействующим в части абзаца третьего, абзаца девятого подпункта "к" п. 2 ч. 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 14 февраля 2014 г. N 64 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия от 13 августа 2013 года N 453 "Об утверждении Методики расчёта нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования муниципальных дошкольных образовательных организаций" по апелляционной жалобе Правительства Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 апреля 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.B., объяснения представителя администрации города Абакана Миненковой Н.В., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
13 августа 2013 г. Правительством Республики Хакасия издано постановление N 453 "Об утверждении Методики расчёта нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования муниципальных дошкольных образовательных организаций".
14 февраля 2014 г. этим же органом государственной власти Республики Хакасия принято постановление N 64 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия от 13 августа 2013 года N 453 "Об утверждении Методики расчёта нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования муниципальных дошкольных образовательных организаций" (далее - Постановление).
Текст документа официально опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии", 2014 г., 27 февраля, N 14.
Подпунктом "к" п. 2 ч. 1 Постановления изменено содержание п. 7.1.3 первоначальной редакции акта, в соответствии с которым с 1 января 2014 г. норматив расходов по оплате труда учебно-вспомогательного персонала рассчитывается по формуле с применением коэффициента 0,25 и это означает, что 25 процентов указанных расходов осуществляется за счёт средств бюджета Республики Хакасия, остальная часть - органами местного самоуправления за счёт средств местных бюджетов.
Администрация города Абакана (далее - Администрация) обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Постановления в части абзаца третьего, абзаца девятого подпункта "к" п. 2 ч. 1, указывая, что в этой части акт противоречит п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 31, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает права органов местного самоуправления, незаконно возлагая на них обязанность по финансовому обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в объёме финансирования 75 процентов фонда оплаты труда учебно-вспомогательного персонала дошкольных организаций, а также влечёт необходимость предусматривать в бюджете города дополнительные расходы на указанные цели.
Верховным Судом Республики Хакасия постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований просит в апелляционной жалобе Правительство Республики Хакасия, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены судебного постановления.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что в оспариваемой части региональный нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Указанный вывод суда мотивирован, основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
На федеральном уровне отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регламентированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными федеральным законом. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам указанного федерального закона применяются нормы федерального закона (ст. 1 и 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 этого же закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Аналогичные нормативные положения установлены подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В ч. 2 ст. 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ указано, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 названного закона, определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В ч. 3 ст. 11 поименованного закона отражено, что федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, определяет требования к кадровым условиям реализации образовательных программ.
Пунктом 3.4.1 Стандарта установлено, что реализация образовательной программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольной образовательной организации. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объёме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, введёнными Минобрнауки России (письмо от 1 октября 2013 г. N 08-1408), отмечено, что за счёт бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда воспитателей, прочих педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала (младших воспитателей, помощников воспитателей и пр.), административно-управленческого и обслуживающего персонала.
Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда учебно-вспомогательного персонала, составляет предмет полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации (ст. 8), установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относятся к бюджетным полномочиям муниципальных образований (ст. 9). Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесённых к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (п. 5 ст. 86).
Сравнительный анализ Постановления с федеральными нормами показывает, что рассматриваемая методика не обеспечивает надлежащего объёма финансирования указанной выше деятельности, снижает уровень государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, нарушает бюджетные права местного самоуправления.
В связи с этим вывод суда о несоответствии оспариваемого акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, является правильным, а решение суда об удовлетворении заявления - законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При принятии решения судом не допущено нарушений норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных в качестве основания для отмены судебного акта, в том числе тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Правительства Республики Хакасия.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N 55-АПГ14-9
Текст определения официально опубликован не был