См. ответ, приведенный в письме Банка России от 1 сентября 2014 г. N 12-1-5/2150
Обращаемся к Вам по просьбе банков - членов АРБ, в практической деятельности которых возникают проблемы, связанные с толкованием норм Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Так, между двумя резидентами Российской Федерации, являющимися клиентом уполномоченного банка - юридическим лицом и брокерской организацией, заключен договор на брокерское обслуживание. В соответствии с условиями этого договора брокерская организация обязалась от своего имени, но по поручению и за счет юридического лица совершать сделки по покупке и продаже иностранной валюты за российские рубли на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ). Кроме того, предметом этого договора является совершение брокером сделок с ценными бумагами от имени и за счет резидента или от своего имени и за счет резидента.
С целью исполнения этого договора и совершения сделок купли-продажи иностранной валюты клиент банка - юридическое лицо перечислило брокерской организации денежные средства в российских рублях. Брокерская организация купила на ММВБ иностранную валюту. По результатам совершенных сделок брокерская организация перечислила своему клиенту иностранную валюту, указав в графе "Назначение платежа" платежного поручения: "Исполнение обязательств по итогу клиринга - вывод средств в иностранной валюте с ММВБ". Из отчета брокерской организации усматривается, что кроме операций по получению рублей от клиента банка и поставке ему валюты брокер никаких других операций не осуществляет.
По мнению уполномоченного банка, с использованием описанного выше механизма стороны обходят нормы статьи 11 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Вместе с тем, в Законе N 173-ФЗ имеется формальное дозволение на совершение резидентами валютных операций по результатам клиринга.
Так, из пунктов 20 и 21 части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ следует, что резиденты вправе производить валютные операции:
- связанные с расчетами по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности";
- между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности".
В связи с неоднозначностью толкования статьи 11 и части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ применительно к описанной выше ситуации просим Вас высказать официальную позицию Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России о корректном применении указанных норм.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 8 августа 2014 г. N А-02/5-487 "О порядке применения пунктов 20 и 21 части 1 статьи 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Текст письма официально опубликован не был