Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 июля 2014 г. N 03-11-09/35501
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности автономной некоммерческой организацией, единственным учредителем которой является юридическое лицо, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Исходя из абзаца 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 10 Закона N 7-ФЗ имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Таким образом, из указанных положений Закона N 7-ФЗ следует, что имущество автономной некоммерческой организации не делится на доли и, следовательно, в отношении такой организации неприменимо понятие "доля участия других организаций".
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2004 года N 3114/04 указывается, что Закон N 7-ФЗ не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении автономной некоммерческой организации, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что к автономным некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо. Под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образование имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Таким образом, понятие "доля непосредственного участия" неприменимо для автономной некоммерческой организации.
При этом в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрен вопрос о возможности применения понятия "доля непосредственного участия" в отношении автономной некоммерческой организации в целях применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, согласно которому не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
В связи с тем, что ограничение, предусмотренное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса в отношении возможности применения упрощенной системы налогообложения аналогично ограничению, предусмотренному подпункту 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса, полагаем, что позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть применена и в отношении вопроса о возможности применения автономной некоммерческой организацией системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Учитывая изложенное, считаем, что на автономные некоммерческие организации ограничение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса, не распространяется.
Заместитель |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения о правомерности применения ЕНВД автономной некоммерческой организацией, единственным учредителем которой является юрлицо.
В силу НК РФ на ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других юрлиц составляет более 25%.
Как пояснил Минфин России, имущество автономной некоммерческой организации не делится на доли. Следовательно, в отношении нее неприменимо понятие "доля участия других организаций".
Указанное ограничение в отношении возможности применения ЕНВД аналогично ограничению, предусмотренному для УСН.
Ссылаясь на позицию Президиума ВАС РФ (постановление от 12 октября 2004 г. N 3114/04) по поводу правомерности применения УСН автономной некоммерческой организацией, Минфин России пояснил следующее.
На автономные некоммерческие организации ограничение в отношении возможности применения ЕНВД не распространяется (так же как и ограничение, предусмотренное для УСН).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18 июля 2014 г. N 03-11-09/35501
Текст письма официально опубликован не был