Решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2014 г. N АКПИ14-612
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре Калугине Н.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колесова А.А. о признании частично недействующим пункта 41 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 3, установил:
Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 3 (далее - Порядок), согласно содержанию его пункта 37, предусматривает, что победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых порядке, устанавливаемом Минобрнауки России (далее - олимпиады школьников), предоставляются следующие особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников:
а) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется организацией высшего образования;
б) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания.
В соответствии с пунктом 39 Порядка по решению организации высшего образования поступающим предоставляется преимущество посредством установления наивысшего результата (100 баллов) общеобразовательного вступительного испытания, соответствующего профилю олимпиады, или дополнительного вступительного испытания (испытаний), соответствующего профилю олимпиады определенным категориям поступающих.
Пункт 41 Порядка устанавливает, что победителям и призерам олимпиады школьников (за исключением творческих олимпиад и олимпиад в области физической культуры и спорта) необходимо наличие результатов ЕГЭ, не ниже количества баллов ЕГЭ, установленного организацией высшего образования:
для использования особого права, указанного в подпункте "а" пункта 37 Порядка, - по одному или нескольким общеобразовательным предметам, определенным организацией высшего образования из числа соответствующих профилю олимпиады;
для использования особого права, указанного в подпункте "б" пункта 37 Порядка, или преимущества, указанного в пункте 39 Порядка, - по общеобразовательному предмету, соответствующему вступительному испытанию.
Организация высшего образования устанавливает указанное количество баллов ЕГЭ в размере не менее 65 баллов по каждому из указанных общеобразовательных предметов.
Колесов А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 41 Порядка в той мере, в какой данная норма исключает возможность приема не имеющих предусмотренного ею результата ЕГЭ победителей и призеров олимпиад школьников, которым по решению организации предоставлено особое право - прием без вступительных испытаний. Заявитель полагает, что оспариваемое нормативное предписание в указанной части снижает уровень правовых гарантий, закрепленных пунктом 1 части 12 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), и нарушает его право на прием без вступительных испытаний.
В письменных возражениях на заявление Минобрнауки России, Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) указали, что реализация правовой нормы, закрепленной в части 12 статьи 71 Федерального закона осуществляется в порядке, установленном Минобрнауки России и проводится на основании результатов единого государственного экзамена, который не является вступительным испытанием. В связи с этим нормативное предписание в оспариваемой заявителем части не нарушает его право на прием без вступительных испытаний.
В судебное заседание Колесов А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, направив в Верховный Суд Российской Федерации заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей Минобрнауки России Свешниковой Н.А., Коломенской А.Л., Федоровой О.В., представителя Минюста России Юдина С.А., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Во исполнение части 8 статьи 55 Федерального закона и на основании пункта 5.2.30 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 утвержден оспариваемый в части Порядок. Оспариваемый нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31352, опубликован в "Российской газете" 2014 г., 25 февраля.
Порядок, согласно содержанию его пункта 1, регламентирует прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее вместе - поступающие) на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета (далее соответственно - программы бакалавриата, программы специалитета) в образовательные организации высшего образования (далее - организации высшего образования), на обучение по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры (далее - программы магистратуры) в организации высшего образования и научные организации (далее вместе - организации).
Федеральный закон закрепляет в качестве общего требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета правило о том, что прием на обучение по указанным программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено этим законом. Единый государственный экзамен является формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования; итоговая аттестация представляет собой определяемую количеством баллов форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы (части 1, 13 и 14 статьи 59, часть 1 статьи 70).
Согласно части 12 статьи 71 этого закона победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти:
1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;
2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные частями 7 и 8 статьи 70 Федерального закона.
Таким образом, прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю проводимой в установленном порядке олимпиады школьников, осуществляется на основании результатов единого государственного экзамена, учет которых для победителей и призеров этих олимпиад производится в особом порядке, определяемом Минобрнауки России и признается названными выше организациями в качестве результатов вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. При этом результат единого государственного экзамена определяется количеством баллов по соответствующим общеобразовательным предметам, значение которых, выраженное в числах, Минобрнауки России было вправе использовать в качестве показателя, определяющего порядок принятия этих результатов в целях реализации прав победителей и призеров олимпиады школьников на прием без вступительных испытаний.
Следовательно, оспариваемое нормативное предписание, которым закрепляется порядок принятия результатов ЕГЭ для использования особого права на прием без вступительных испытаний победителями и призерами олимпиады школьников (за исключением творческих олимпиад и олимпиад в области физической культуры и спорта) при наличии результатов ЕГЭ не ниже количества баллов ЕГЭ, установленного организацией высшего образования и которое не может быть менее 65 баллов по каждому из определенных организацией высшего образования предметов, полностью соответствует приведенному правовому регулированию. Федерального закона, устанавливающего иное минимальное значение указанного количественного показателя, являющегося основанием для зачисления победителей и призеров олимпиады школьников на обучение без вступительных испытаний, не имеется. При этом оспариваемая норма обеспечивает соблюдение предусмотренного частью 6 статьи 55 Федерального закона условия приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам, которое гарантирует зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности.
С учетом изложенного пункт 41 Порядка в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Колесова А.А. о признании частично недействующим пункта 41 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 3, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 июля 2014 г. N АКПИ14-612
Текст решения официально опубликован не был