В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935; N 32, ст. 4831, N 42, ст. 5925, 2013, N 11, ст. 1126, N 13, ст. 1555; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5811, ст. 5822), Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 45, ст. 4392; 2010, N 31, ст. 4270; 2011, N 8, ст. 1115; N 22, ст. 3185; 2012, N 45, ст. 6245), при рассмотрении заявления о разногласиях ООО "Гарантэнергосервис" (регистрационный номер ФСТ-3831-31 от 14.02.2014), связанных с установлением тарифов на электрическую энергию, между ООО "Гарантэнергосервис" (далее - Заявитель) и Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет), а также представленных сторонами материалов, установлено следующее.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 23 декабря 2013 года N 912 ООО "Гарантэнергосервис" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ОАО "МРСК Северо-Запада" на территории Новгородской области с 1 января 2014 года.
Сбытовые надбавки гарантирующего поставщика в 2014 г., установленные постановлением Комитета от 27 декабря 2013 г. N 80/1 "О сбытовой надбавке гарантирующего поставщика электрической энергии ООО "Гарантэнергосервис", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Новгородской области, на 2014 год" регулируются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон). В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) пунктом 18 Основ ценообразования установлен перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, пунктом 19 Основ ценообразования - перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату труда и страховые взносы.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Поскольку численность работников Заявителя учтена Комитетом на уровне, превышающем среднюю фактическую численность работников предыдущего гарантирующего поставщика за 2013 г. (в пределах одной и той же зоны деятельности), то требования Заявителя в части численности работников не подлежат удовлетворению.
Поскольку размер средней заработной платы работников Заявителя, рассчитанный с учетом требований Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы, не превосходит размер средней заработной платы, учтенный Комитетом, требования Заявителя в части размера средней заработной платы не подлежат удовлетворению.
Размер отчислений на социальные нужды рассчитан исходя из результата рассмотрения разногласий по статье "Расходы на оплату труда" и ставки отчислений на социальные нужды, установленной для Заявителя, по которой разногласия между сторонами отсутствуют.
По статье "Аренда основных средств" ввиду отсутствия заключенного договора лизинга заявленные требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
По статье "Основные средства стоимостью менее 40 тыс. руб." расходы Заявителя рассчитаны исходя из номенклатуры, предложенной Заявителем, количества малоценных основных средств с учетом корректировки в сторону снижения, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и их стоимости, исходя из коммерческих предложений в соответствии с наименьшей ценой.
Согласно подпункту а) пункта 11 методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 г. N 703-э (далее - Методические указания), в составе экономически обоснованных расходов при расчете сбытовых надбавок в отношении населения учитываются расходы на осуществление деятельности ГП и обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей) электрической энергии, в том числе расходы на создание центровочного и заочного обслуживания потребителей, ведение баз данных потребителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
По статье "Услуга "Бесплатный вызов" расходы рассчитаны исходя из представленного Заявителем договора, заключенного на 2014 г.
Расходы по статье "Программное обеспечение" рассчитаны исходя из стоимости программных продуктов согласно представленным договорам и прайс-листам с учетом корректировки предложенного Заявителем количества программных продуктов.
По статье "Расходы на страхование автотранспорта КАСКО" требования Заявителя признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду того, что данные расходы не являются обязательными для осуществления регулируемого вида деятельности.
Согласно подпункту 7 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на обучение персонала.
По статье "Расходы на подготовку кадров" расходы приняты исходя из представленного Заявителем расчета с учетом его корректировки (сокращены затраты на программы обучения по каждому сотруднику).
По статье "Командировочные расходы" расходы приняты исходя из представленного Заявителем расчета с учетом его корректировки (купейные места в поезде изменены на плацкартные места, снижена цена проживания во время командировки, а также уменьшено предложенное Заявителем количество дней командировок).
Согласно подпункту е(1) п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, на Заявителя возложена обязанность по снятию показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета), не реже 1 раза в 6 месяцев.
По статье "Снятие показаний приборов учета" расходы рассчитаны исходя из стоимости 1 снятия показаний приборов учета согласно представленному заключенному договору, количества счетов физических лиц и периодичности снятия показаний (1 раз в 6 месяцев).
По статье "Почтово-телеграфные расходы" расходы на доставку документов юридическим лицам рассчитаны исходя из требований пункта 21 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в соответствии с которым при присвоении статуса Гарантирующий поставщик обязан направить потребителям - юридическим лицам предложение о заключении договора, а также исходя из обязательности выставления и отправки ежемесячных счетов, счетов-фактур и актов потребителям в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" с учетом отправки 2 экземпляров как ежемесячных документов, так и договоров каждому юридическому лицу.
По статье "Расходы на бумагу для отправления документов" требования Заявителя признаны необоснованными ввиду того, что на момент установления тарифов на 2014 г., а также на момент рассмотрения разногласий в ФСТ России Заявителем не представлены материалы, подтверждающие обоснованность предложенных Заявителем расходов.
По статье "Комиссия ЗАО "ЦФР", плата НП "Совет рынка", не оплачиваемая потребителями по ставкам инфраструктурных организаций" требования Заявителя признаны необоснованными ввиду того, что рассчитанный размер платы Заявителя в НП "Совет рынка" совпадает с учтенным Комитетом.
По статье "Обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала" расходы рассчитаны исходя из объёмов поставки электрической энергии, утвержденного тарифа, ставки рефинансирования 12,25% и валовой выручки организации.
По статье "Обслуживание заемных средств, необходимых для организации принятия ГП на обслуживание потребителей с применением особого порядка и совершения иных действий, подлежащих исполнению в соответствии с Основными положениями" требования Заявителя признаны необоснованными ввиду того, что расходы по оплате задолженности кредиторам в счет уступки прав требований по оплате суммы задолженности, указанной в реестре кредиторов для получения статуса Гарантирующего поставщика по Новгородской области не могут быть признаны обоснованными расходами и учтены при установлении сбытовых надбавок ГП, поскольку они являются предпринимательским риском Заявителя.
В соответствии с пунктом 22 Методических указаний при расчете необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков расходы на формирование резерва по сомнительным долгам учитываются в размере не более 1,5 процента от валовой выручки на базовый период регулирования.
По статье "Расходы на социальные нужды" требования Заявителя признаны необоснованными ввиду того, что данная статья не заявлялась Заявителем при подаче тарифной заявки на 2014 г.
По статье "Капитальные вложения" требования Заявителя признаны необоснованными ввиду отсутствия у Заявителя на момент принятия оспариваемого тарифного решения утвержденной инвестиционной программы.
По статье "Прибыль на прочие цели" требования Заявителя признаны необоснованными ввиду того, что расходы, понесенные Заявителем в счет уступки прав требований по оплате суммы задолженности, указанной в реестре кредиторов для получения статуса Гарантирующего поставщика по Новгородской области, не могут быть признаны обоснованными расходами и учтены при установлении сбытовых надбавок ГП, кроме того, данные расходы не могут относиться к регулируемому виду деятельности, т.к. осуществление сбытовой деятельности Заявитель начал с 1 января 2014 года.
Требования Заявителя в части расходов на уплату налога на прибыль признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу того, что данная статья разногласий является производной от статей "Капитальные вложения", "Прибыль на прочие цели" и "Расходы на социальные нужды", по которым в удовлетворении требований Заявителя отказано (разногласия в части размера ставки налога на прибыль у сторон отсутствуют).
На основании вышеизложенного приказываю:
1. Возобновить рассмотрение разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО "Гарантэнергосервис" и Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области (N ФСТ-3831-31 от 14.02.2014).
2. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении сбытовой надбавки для потребителей ООО "Гарантэнергосервис", на 2014 г. по статьям затрат:
- "Основные средства стоимостью менее 40 тыс. руб." - 20 828 тыс. руб.;
- "Программное обеспечение" - 7 561 тыс. руб.;
- "Расходы на подготовку кадров" - 1 428,60 тыс. руб.;
- "Командировочные расходы" - 1 189,16 тыс. руб.;
- "Услуга "Бесплатный звонок" - 4 200 тыс. руб.;
- "Снятие показаний" - 13 205,534 тыс. руб.;
- "Почтово-телеграфные расходы" - 12 760 тыс. руб.;
- "Обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей)" - 51 800 тыс. руб.
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований ООО "Гарантэнергосервис".
3. Органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике установить сбытовую надбавку для ООО "Гарантэнергосервис" на 2014 год, предусмотрев средства на формирование резерва по сомнительным долгам, определив его размер в соответствии с Методическими указаниями.
4. Органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:
- установить тарифы на электрическую энергию для ООО "Гарантэнергосервис" на 2014-2015 гг. с учетом пункта 2 (дополнительному учету подлежат расходы в размере 84 056 тыс. руб., в том числе по статьям затрат: "Основные средства стоимостью менее 40 тыс. руб." - 11 169 тыс. руб., "Программное обеспечение" - 5 169 тыс. руб., "Расходы на подготовку кадров" - 1 368 тыс. руб., "Командировочные расходы" - 931 тыс. руб., "Услуга "Бесплатный звонок" - 3 812 тыс. руб., "Снятие показаний" - 13 206 тыс. руб., "Почтово-телеграфные расходы" - 10 128 тыс. руб., "Обслуживание кредитов необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей)" - 38 274 тыс. руб.) и пункта 3 настоящего приказа;
- проинформировать ФСТ России об исполнении настоящего приказа в части установления сбытовой надбавки для ООО "Гарантэнергосервис" на 2014 год, в течение одного месяца с даты принятия настоящего приказа, в части установления сбытовой надбавки на 2015 г. - в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения органом исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, представив информацию и документы согласно Приложению к настоящему приказу.
И.о. Руководителя Федеральной |
С. Шибнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 1 августа 2014 г. N 192-э/2 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО "Гарантэнергосервис" и Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 22 августа 2014 г. N 30