Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к заключению по итогам экспертизы
приказа Министерства транспорта РФ
от 12 августа 2011 г. N 211
"Об утверждении Порядка осуществления
временных ограничений или прекращения
движения транспортных средств по
автомобильным дорогам федерального
значения и частным автомобильным дорогам"
Обзор
международного опыта введения сезонных временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам
В настоящее время введение ограничений допустимой осевой нагрузки в период весеннего оттаивания грунта практикуют многие страны с относительно холодным климатом, в том числе скандинавские страны, Канада, США (северные штаты).
Весенние ограничения вводятся во избежание избыточного негативного воздействия на дорожное покрытие в период таяния земляного полотна и снижения его прочностных характеристик.
С точки зрения снижения прочности дорожного покрытия в процессе таяния несущего слоя наиболее критичным является начальный момент таяния. В этот момент снижение прочности может достигать 50%. Таким образом, выбор начального момента ввода ограничений является наиболее важным с точки зрения снижения негативного воздействия на дорожное покрытие.
В России период весенних ограничений устанавливается на основании исторических данных о температурных режимах. К сожалению, такой принцип введения ограничений имеет ряд серьезных недостатков, в том числе высока вероятность несовпадения начала таяния и момента введения ограничений.
В мировой практике нет единого подхода к порядку и срокам введения весенних ограничений. Например, в США и Канаде используют несколько методов для определения даты начала действия ограничений. Это, прежде всего, визуальный осмотр дорожного полотна в весенний период и аналитические методы (дефлектометр падающего груза (далее - ДПГ), оценка диэлектрической проницаемости грунта).
Сроки и продолжительность вводимых ограничений зависит от многих факторов. Однако введение/снятие ограничений на основании исключительно исторических данных о температурных режимах уже нигде не используется.
Таблица 1
Сравнительная таблица введения весенних ограничений в странах мира
Страна |
Дата начала |
Дата окончания |
Метод определения |
Франция |
Н.д. |
Н.д. |
измерения толщины промерзания грунта |
Финляндия |
Апрель |
Май |
ДПГ, исторические данные |
Исландия |
при величине оттаивания 30 см |
Н.д. |
измерения толщины промерзания грунта |
Швеция |
Апрель |
Май |
ДПГ, измерения толщины промерзания грунта |
Норвегия |
обоснованное опасение разрушения несущего слоя |
4-8 недель |
ДПГ, измерения толщины промерзания грунта |
Канада |
Февраль-май |
2-12 недель (в т.ч. в зависимости от скорости оттаивания) |
ДПГ, исторические данные, измерения толщины промерзания грунта |
Исследование*(1), проведенное в штате Монтана (США), показывает, что минимальная продолжительность таяния (снижения прочностной нагрузки) составляет 4 дня.
При этом в большинстве стран ограничения не носят тотальный характер, то есть на значительной части дорожной сети ограничения не вводятся. В Канаде во многих штатах весенние ограничения не распространяются на систему основных дорог-хайвеев*(2).
Следует отдельно обратить внимание на опыт Норвегии*(3). Эта страна в 1995 году приняла решение отменить обязательные ежегодные весенние ограничения и вводить их только в исключительных случаях, когда есть опасение серьезного разрушения дорожного покрытия. Наблюдения за состоянием дорог после отмены ограничений показали, что серьезного ухудшения состояния дорог из-за отмены не происходит.
В Финляндии процесс выбора дорог и сроков ограничений проходит через многоступенчатый фильтр, включающий в себя оценку важности дороги для экономики, оценку прогноза на весну, оценку степени рисков повреждения дорог, мониторинг состояния дорог в весенний период*(4).
______________________________
*(1) Performance of Montana Highway Pavements During Spring Thaw. FHWA/MT-02-006/8155.
*(2) Seasonal Load Restrictions in Canada and around the world. Canadian strategic highway research program. Sept. 2000.
*(3) Cost/Benefit Study of Spring Load Restrictions. MN-RC 2005-15. University of Minnesota. May, 2005.
*(4) Managing spring thaw weakening on low volume roads. ROADEX II Northern Periphery. April 2005.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.