Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2014 г. N 86-КГПР14-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Гетман Е.С. и Киселева А.П.
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Александровского городского прокурора в интересах Ягодкиной А.Д. к администрации Александровского района, администрации Владимирской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением
по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 13 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 15 октября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., выслушав объяснения Ягодкиной А.Д., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., поддержавших доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор г. Александрова Владимирской области обратился в суд в интересах Ягодкиной А.Д. с исковым заявлением (с учетом уточненных требований) к администрации Александровского района, администрации Владимирской области об обеспечении Ягодкиной А.Д. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м в границах Александровского района за счет средств бюджета Владимирской области.
Решением Александровского городского суда Владимирской области от 13 августа 2013 г. в удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 15 октября 2013 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 г. представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, возражения на представление, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела такого характера нарушения судебными инстанциями были допущены.
Судом установлено, что Ягодкина А.Д., ... года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Ее родители Ягодкин Д.В. и Ягодкина М.И. лишены родительских прав 5 февраля 2010 г. и 17 ноября 2010 г. соответственно. На основании постановления главы муниципального образования город Донецк Ростовской области от 14 апреля 1999 г. N 306 над несовершеннолетней Ягодкиной А.Д. установлена опека, опекуном назначена Ягодкина М.И.
В 2011 году Ягодкина А.Д. достигла совершеннолетия, в июне 2013 года закончила обучение в ГБОУ СПО ВО "...", включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором по состоянию на 1 июля 2013 г. имела номер 26.
11 октября 2011 г. Ягодкина А.Д. в соответствии с постановлением главы г. Карабаново Александровского района Владимирской области, N 307, поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суды первой и второй инстанций исходили из того, что права Ягодкиной А.Д. на получение жилого помещения в порядке, установленном как законодательством Российской Федерации с 1 января 2013 г., так и законодательством Владимирской области, не нарушены; реализация права истца на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения будет осуществлена в порядке очередности предоставления жилья по сформированному сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные выводы судебных инстанций являются ошибочными и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, как установлено судом, формируемый на основании Закона Владимирской области от 3 декабря 2004 г. N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Владимирской области) Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах судам следовало, руководствуясь статьями 76 (часть 5) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, принять решение в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Однако этого сделано не было.
Ссылка суда на то, что удовлетворение заявления Александровского городского прокурора об обеспечении Ягодкиной А.Д. жилым помещением фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее Ягодкиной А.Д., не может быть принята во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Содержащийся в возражениях Департамента образования администрации Владимирской области довод о том, что согласно части 22 статьи 7 Закона Владимирской области при невозможности обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация платы за поднаем одного жилого помещения, также является несостоятельным.
Часть 22 статьи 7 Закона Владимирской области была введена Законом Владимирской области от 31 декабря 2013 г. N 163-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Владимирской области в сфере государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", то есть после рассмотрения возникшего спора судами обеих инстанций 13 августа и 15 октября 2013 г., вследствие чего вопрос возможного предоставления Ягодкиной А.Д. денежной компенсации не являлся предметом рассмотрения судебных инстанций.
Кроме того, наличие права на выплату ежемесячной денежной компенсации за поднаем одного жилого помещения, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, не исключает и не может исключать право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантированное федеральным законодательством.
В связи с этим вынесенные судебные постановления нельзя признать отвечающими требованиям законности (статья 195 Гражданского процессуальный кодекс Российской Федерации).
Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела, в связи с чем принятые судебные постановления подлежат отмене.
Поскольку по делу установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, но судом допущена ошибка в применении норм материального закона, Судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении искового заявления прокурора г. Александрова Владимирской области в интересах Ягодкиной А.Д. к администрации Александровского района, администрации Владимирской области о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Александровского городского суда Владимирской области от 13 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 15 октября 2013 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск Александровского городского прокурора в интересах Ягодкиной А.Д. о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением удовлетворить.
Обязать администрацию Александровского района Владимирской области предоставить Ягодкиной А.Д. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Председательствующий |
Горшков В.В. |
Судьи |
Гетман Е.С. |
|
Киселев А.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Относительно обеспечения жильем детей, оставшихся сиротами или без попечения родителей, СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.
Закон о соцподдержке указанной категории детей предусматривает, что таким лицам однократно предоставляются помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Условие - данные граждане не являются нанимателями (членами семьи подобного лица) или собственниками жилья либо относятся к таковым, но не могут проживать в ранее занимаемых помещениях.
Жилье предоставляется органом власти региона, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Порядок выделения таких помещений данным гражданам субъект Федерации устанавливает сам.
Региональный орган власти формирует список таких лиц.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилья упомянутым гражданам.
При этом закон не устанавливает очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилья по договору найма помещения соответствующей категории граждан.
Закон указывает на то, что список формируется в порядке, установленном регионом.
Однако такое указание само по себе не означает, что жилье должно выделяться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае утверждение регионом упомянутого порядка предполагает, что устанавливаются лишь процедурные правила по формированию списка (определяется перечень необходимых документов, орган, в который они должны быть представлены, и т. п.).
По своей сути формирование регионом списка означает, что уполномоченный орган констатирует наличие предусмотренных законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на получение жилья.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2014 г. N 86-КГПР14-7
Текст определения официально опубликован не был