Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2014 г. N 74-АПГ14-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.B. и Калининой Л.A.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими абз. второго п. 1, п. 6 Правил предоставления грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, утверждённых постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2013 г. N 421 "О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в Республике Саха (Якутия)" по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2014 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
9 декабря 2013 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 421 "О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в Республике Саха (Якутия)" (далее - Постановление).
В преамбуле акта отражено, что он принят в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Пунктом 1.11 Постановления утверждены Правила предоставления грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, согласно приложению N 11 (далее - Правила).
В абз. втором п. 1 Правил отражено, что под грантом в целях применения данного акта понимаются средства государственной поддержки, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе органу местного самоуправления сельского поселения на реализацию общественно значимого проекта с участием граждан, проживающих в сельской местности.
В п. 6 Правил указано, что размер гранта составляет не более 60 процентов от сметной стоимости и не должен превышать 2 млн. рублей.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими приведённых норм Правил по основанию их противоречия положениям упомянутой федеральной программы.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, и о принятии нового судебного акта просит в апелляционной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что в оспариваемой части региональный нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Этот вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства, и оснований для признания его неправильным не имеется.
В силу п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации подп. 9 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" отнесено решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере развития сельского хозяйства, является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Названным Законом в качестве одного из направлений государственной аграрной политики определена государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включающая в себя предоставление бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" утверждена указанная программа (далее - Федеральная программа). При этом предписано Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Федеральную программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению за счёт средств федерального бюджета. Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, учитывать положения Федеральной программы.
Из содержания раздела III Федеральной программы усматривается, что данный документ предусматривает грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, определены в приложении N 9.
Под грантом в целях применения федерального акта понимаются средства государственной поддержки, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления сельского поселения на реализацию общественно значимого проекта с участием граждан, проживающих в сельском поселении (п. 2 приложения N 9 к Федеральной программе).
В силу п. 5 этого же приложения размер гранта не может превышать 60 процентов общей стоимости проекта. Финансовое обеспечение оставшейся части проекта осуществляется за счёт местного бюджета, а также обязательного вклада граждан и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в реализацию проекта в различных формах (денежные средства, трудовое участие, предоставление помещений, технических средств и др.).
Сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами подтверждает вывод суда о том, что абз. второй п. 1 Правил сужает понятие гранта на поддержку местных инициатив по сравнению с определением, содержащимся в Федеральной программе и предполагающим возможность предоставления государственной поддержки не только органу местного самоуправления, но и органу территориального общественного самоуправления сельского поселения.
Установленное п. 6 Правил определение размера гранта не согласуется с положениями п. 6 приложения N 9 к Федеральной программе о том, что размер гранта рассчитывается в процентном отношении к общей стоимости проекта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 6 приложения N 9 к Федеральной программе" имеется в виду "п. 5 приложения N 9 к Федеральной программе"
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Республики Саха (Якутия) не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2014 г. N 74-АПГ14-6
Текст определения официально опубликован не был