Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2014 г. N 21-АПГ14-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Султановой А.Т. об отмене постановления Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва от 13 июля 2014 г. N 82/5-5 "Об исключении кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва из списка кандидатов, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "ЯБЛОКО" для заверения" в части исключения её из списка кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва по апелляционной жалобе Султановой А.Т. на решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Султановой А.Т., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу представителя Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва по доверенности Хамокова З.Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2014 г. N 1985-П-П выборы депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва назначены на 14 сентября 2014 г.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2008 г. N 56-РЗ "О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики" депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики избираются по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
Постановлением Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 13 июля 2014 г. N 82/5-5 "Об исключении кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва из списка кандидатов, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "ЯБЛОКО" для заверения" (далее - Постановление Избирательной комиссии N 82/5-5) Султанова А.Т. на основании пункта 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) исключена из списка кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "ЯБЛОКО" для заверения, в связи с отсутствием документов кандидата, предусмотренных пунктами 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Султанова А.Т. обратилась в суд с заявлением об отмене Постановления Избирательной комиссии N 82/5-5 в части исключения её из списка.
В обоснование требований заявитель ссылалась на то, что она, являясь членом политической партии "Яблоко" и заместителем председателя Кабардино-Балкарского регионального отделения партии, решением конференции регионального отделения партии от 5 июля 2014 г. внесена в список кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва под номером два. Все документы, предусмотренные пунктами 2, 3, 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, передала председателю регионального отделения партии и уполномоченному представителю избирательного объединения, в том числе и документы, содержащие сведения о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем ей на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и сведения об отсутствии у её несовершеннолетней дочери недвижимого имущества за пределами территории Российской Федерации.
Заявитель полагает, что действия Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики по исключению её из списка кандидатов в депутаты незаконны, так как Избирательная комиссия в нарушение требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ не известила её лично о неполном пакете представленных в отношении её документов.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 2014 г. заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Султанова А.Т. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы Избирательной комиссией Кабардино-Балкарской Республики поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу о законности Постановления Избирательной комиссии N 82/5-5, поскольку в судебном заседании установлен факт непредставления в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики до рассмотрения вопроса о заверении списка кандидатов документов кандидата Султановой А.Т., предусмотренных пунктами 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, что является основанием для исключения кандидата из списка на стадии его заверения.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно пункту 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 поименованного закона, а отсутствие документов кандидата, предусмотренных названными пунктами, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Приведённой норме федерального законодательства корреспондируют положения статьи 29 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2008 г. N 56-РЗ "О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики", согласно которой отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, является основанием для исключения Избирательной комиссией Кабардино-Балкарской Республики этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
В соответствии о статьёй 33 приведённого федерального закона, содержащей условия выдвижения кандидатов в том числе и при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата из списка кандидатов, а также об имуществе, принадлежащем каждому кандидату из списка кандидатов на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону N 67-ФЗ, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом (пункт 3), а также сведения, составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, и сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка (подпункты "а" и "б" пункта 3.1).
Из материалов дела усматривается, что 11 июля 2014 г. Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики приняла документы для заверения списка кандидатов от Кабардино-Балкарского регионального отделения партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" и назначила рассмотрение вопроса о заверении данного списка на 13 июля 2014 г. в 18 часов, о чём 11 июля 2014 г. в соответствии с требованиями избирательного законодательства письменно уведомила уполномоченного представителя избирательного объединения.
Суд первой инстанции, установив, что до назначенного времени недостающие документы в отношении Султановой А.Т., предусмотренные пунктом 3 (сведения о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем заявителю на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону N 67-Ф), а также пунктом 3.1 (сведения о принадлежащем несовершеннолетней дочери недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено названное имущество) статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, не были представлены в Избирательную комиссию, сделал верное заключение о правомерности исключения её из списка кандидатов.
Утверждение Султановой А.Т. о нарушении Избирательной комиссией Кабардино-Балкарской Республики предписаний пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в силу того, что она лично не была извещена о выявленных недостатках в представленных в отношении её документах, правомерно судом первой инстанции признано несостоятельным, как основанное на неверном толковании материального права.
Действительно, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ содержит обязанность извещения соответствующей избирательной комиссией кандидата, избирательное объединение при выявлении неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
Между тем при рассмотрении настоящего гражданского дела нельзя не учитывать, что в силу статьи 8 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2008 г. N 56-РЗ "О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики" депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики избираются по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
Пунктом 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, регламентирующим порядок выдвижения избирательным объединением списка кандидатов в едином избирательном округе, предусмотрена обязанность избирательного объединения представить в избирательную комиссию, организующую выборы, то есть в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики, список кандидатов вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 названного федерального закона, который избирательная комиссия в течение трёх дней со дня приёма документов заверяет, а в случае отсутствия документов кандидата, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 приведённой статьи, - исключает этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Частью 1 статьи 29 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2008 г. N 56-РЗ установлено, что список кандидатов представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Судебная коллегия по административным делам не находит оснований не согласиться с заключением суда первой инстанции о том, что из совокупного анализа приведённых предписаний федерального и регионального законодательства следует, что на стадии выдвижения списка кандидатов такой список и документы лиц, включённых в него, в избирательную комиссию представляет избирательное объединение единым пакетом, в связи с чем избирательная комиссия о выявленных в документах недостатках должна известить соответствующее избирательное объединение с указанием времени для их устранения, поскольку именно на избирательном объединении, уполномоченном представить список кандидатов по единому избирательному округу для заверения, лежит обязанность выполнить правовые предписания об условиях выдвижения списка кандидатов.
Таким образом, Постановление Избирательной комиссии N 82/5-5 в части исключения Султановой А.Т. из списка кандидатов, представленного Кабардино-Балкарским региональным отделением партии "Яблоко" для заверения, правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного судебного постановления.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции Султановой А.Т. в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, выводов суда не опровергают, следовательно, удовлетворению не подлежит.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Султановой А.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2014 г. N 21-АПГ14-3
Текст определения официально опубликован не был