Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июля 2014 г. N 7-АПГ14-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ивановской области о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утверждённой постановлением Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 г. N 574-п, по апелляционной жалобе Правительства Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 3 апреля 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Ивановской области от 30 декабря 2013 г. N 574-п, опубликованным 31 декабря 2013 г. на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Программа).
Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Программы, а именно:
раздела VI в части установления средних нормативов объёма медицинской помощи:
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2014 год - 0,077 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,076 посещения на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,076 посещения на 1 застрахованное лицо;
- для медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,182 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2015 год - 0,181 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, на 2016 год - 0,180 случая госпитализации на 1 застрахованное лицо, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация";
- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2014 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя, на 2015 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя, на 2016 год - 0,051 койко-дня на 1 жителя;
раздела VII в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи:
- на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств областного бюджета в 2014 году - 276,6 руб., в 2015 году - 235,0 руб., в 2016 году - 234,3 руб.;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств областного бюджета в 2014 году - 198,8 руб., в 2015 году - 175,3 руб., в 2016 году - 171,3 руб., за счёт средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы - 662,9 руб. на 2015 год и 988,9 руб. на 2016 год;
пункта 7.2 в части установления средних подушевых нормативов финансирования, предусмотренных Программой (без учёта расходов федерального бюджета), в 2014 году - 8853,2 руб., в 2015 году - 9862,8 руб., в 2016 году - 10360,2 руб.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора ссылался на то, что средние нормативы объёма медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, предусмотренные Программой, ниже установленных в федеральной программе, в связи с чем права жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации, нарушены.
Решением Ивановского областного суда от 3 апреля 2014 г. заявление заместителя прокурора Ивановской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Ивановской области просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещёны надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Правительства Ивановской области не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) (пункт 3 статьи 1 поименованного закона).
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 названного федерального закона относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусматривает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающим в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, и предписывает в части 1 утвердить названную программу в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждается Правительством Российской Федерации.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 932 и включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (статья 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальная программа обязательного медицинского страхования также формируется в соответствии с требованиями и показателями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Содержание приведённых норм федерального законодательства в системном единстве с положениями пункта 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", согласно которым субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объёмы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усреднённых показателей, утверждённых стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что программа должна соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, что предусмотренные федеральной программой нормативы рассчитаны как средние показатели и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Программы с нормами федеральной программы, сделал правильный вывод об установлении Правительством Ивановской области перечисленных нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам находит обоснованным заключение суда первой инстанции о противоречии оспариваемых норм Программы федеральному законодательству.
Утверждение о возможности субъекта Российской Федерации корректировать нормативы с учётом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации является несостоятельным, так как действующим законодательством субъекты Российской Федерации правом снижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи не наделены.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену правильного решения суда.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ивановского областного суда от 3 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 июля 2014 г. N 7-АПГ14-7
Текст определения официально опубликован не был