Изменение N 1 ГОСТ Р 54618-2011
"Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, стойкости к климатическим и механическим воздействиям"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 апреля 2014 г. N 395-ст)
Дата введения - 1 сентября 2014 г.
Настоящее изменение фактически прекратило действие
Приказом Росстандарта от 15 декабря 2016 г. N 2036-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 декабря 2017 г. в связи введением в действие с 1 января 2017 г. ГОСТ 33466-2015 "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, стойкости к климатическим и механическим воздействиям"
Наименование стандарта: Заменить слова: "автомобильной системы" на "автомобильной системы/устройства", "in-vehicle emergency call system" на "in-vehicle emergency call system/device".
Предисловие. Первый абзац. Заменить ссылку: ГОСТ Р 1.0-2004 на ГОСТ Р 1.0-2012;
пункт 1 дополнить словами: "и Некоммерческим партнерством "Содействие развитию и использованию навигационных технологий".
Содержание. Для пунктов 5 - 7 и приложения А заменить слова: "автомобильной системы" на "автомобильной системы/устройства".
Введение изложить в новой редакции:
"Введение
Система экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" предназначена для снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и при иных чрезвычайных ситуациях на дорогах Российской Федерации посредством уменьшения времени реагирования экстренных оперативных служб.
Автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб - ключевые структурные элементы системы "ЭРА-ГЛОНАСС", предназначенные для формирования и передачи минимально необходимого набора данных о транспортном средстве при дорожно-транспортном происшествии и обеспечения двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях".
Основные положения настоящего стандарта взаимоувязаны со следующими стандартами вышеуказанного комплекса стандартов:
ГОСТ Р 55530-2013 "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы функционального тестирования автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб и протоколов передачи данных";
ГОСТ Р 55532-2013 "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии".
Настоящий стандарт наряду с вышеуказанными стандартами комплекса стандартов по системе экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" разработаны с целью создания доказательной базы для выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" в части оснащения транспортных средств устройствами и системами вызова экстренных оперативных служб".
Раздел 1 изложить в новой редакции:
"1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные системы/устройства вызова экстренных оперативных служб, функционирующие на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС) и являющиеся структурными элементами системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний автомобильных систем/устройств вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, стойкости к климатическим и механическим воздействиям, установленным в ГОСТ Р 54620, для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технического регламента [3]".
Раздел 2 дополнить ссылками:
"ГОСТ Р 55530-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы функционального тестирования автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб и протоколов передачи данных
ГОСТ Р 55532-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии
ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования".
Пункты 3.1.1, 3.1.4 изложить в новой редакции:
"3.1.1 автомобильная система/устройство вызова экстренных оперативных служб; (АС): Система или устройство, устанавливаемые на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенные для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства при помощи сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом (система) или ручном (устройство) режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.
Примечания
1 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категории М1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [4], [5], и N 1, входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [5].
2 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб предназначено для оснащения транспортных средств категории М1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [4], [5], и N 1, не входящих в область применения Правил ЕЭК ООН [5], а также транспортных средств категорий М2, М3, N2 и N3.
3 Сроки оснащения транспортных средств системами/устройствами вызова экстренных оперативных служб устанавливаются в [3].
4 Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.
5 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб может осуществлять передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в автоматическом режиме. Типы аварий транспортного средства, определяемых автоматически, и сроки реализации устройством функции автоматической передачи сообщения о транспортном средстве устанавливаются в [3].
3.1.4 система экстренного реагирования при авариях; система "ЭРА-ГЛОНАСС": Федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и при иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах Российской Федерации, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.
Примечание - Аналогом системы "ЭРА-ГЛОНАСС" является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой система "ЭРА-ГЛОНАСС" гармонизирована по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.)".
Пункт 3.2. Второй абзац. Заменить слово: "система" на "система/устройство";
дополнить абзацами (после второго):
"АУ - автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб;
ДТП - дорожно-транспортное происшествие;
МИД - минимальный набор данных;";
дополнить абзацем (после шестого):
"ТС - транспортное средство".
Пункт 4.5.2. Восьмой абзац изложить в новой редакции:
"- возможность формирования файла (массива) данных, содержащих результаты тестирования, для передачи этих данных по сетям подвижной радиотелефонной связи в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54620 (пункты 7.6.13 и 7.6.14)";
дополнить абзацем:
"- обязательное наличие процедуры тестирования, предусматривающей нажатие кнопки "Экстренный вызов" при проверке срабатывания АС в ручном режиме, как для устройств, так и для систем вызова экстренных оперативных служб".
Раздел 5. Наименование. Заменить слова: "автомобильной системы" на "автомобильной системы/устройства".
Пункт 5.1.1 изложить в новой редакции (кроме таблицы 1):
"5.1.1 Перечень и последовательность испытаний (проверок) АС на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, установленным в [3], [4] и ГОСТ Р 54620 (подраздел 13.4), указаны в таблице 1".
Подпункт 5.2.3.1 дополнить абзацем:
"- убедиться в успешном исходе процедуры самодиагностики АС в соответствии с ГОСТ Р 54620 (пункт 6.17)".
Подпункт 5.2.3.2 дополнить примечанием:
"Примечание - Тест проверки срабатывания АС в ручном режиме для инициации экстренного вызова должен предусматривать нажатие кнопки "Экстренный вызов"".
Раздел 6. Наименование. Заменить слова: "автомобильной системы" на "автомобильной системы/устройства".
Пункт 6.1.2 изложить в новой редакции (кроме таблицы 3):
"6.1.2 Перечень и последовательность испытаний АС на соответствие требованиям по стойкости к климатическим воздействиям, установленным в [3 (приложение 10, пункт 118)] и ГОСТ Р 54620 (подраздел 13.2), указаны в таблице 3".
Подраздел 6.2 дополнить подпунктом - 6.2.2.2а:
"6.2.2.2а При обеспечении питания АС от резервной батареи испытания АС по 6.2.2.1 и 6.2.2.2 следует проводить при пониженной рабочей температуре окружающей среды минус 20°С, а также зафиксировать минимальную рабочую температуру окружающей среды, при которой обеспечивается работоспособность АС согласно методике проверки, приведенной в 5.2.3".
Раздел 7. Наименование. Заменить слова: "автомобильной системы" на "автомобильной системы/устройства".
Пункт 7.1.2. Первый абзац изложить в новой редакции:
"Перечень и последовательность испытаний автомобильной системы/устройства вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по стойкости к механическим воздействиям, установленным в [3 (приложение 10, пункт 118)] и ГОСТ Р 54620 (пункт 13.3.1), указаны в таблице 5";
таблица 5. Заменить наименование проверки: "Проверка устойчивости АС к воздействию одиночных механических ударов с ускорением 75g" на "Проверка устойчивости автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб к воздействию одиночных механических ударов*";
таблицу 5 дополнить наименованием проверки и сноской *:
Наименование проверок |
Номер подраздела, рисунка |
Проверка стойкости автомобильного устройства вызова экстренных оперативных служб к воздействию перегрузок, возникающих при лобовом столкновении транспортного средства |
7.2.8 |
* Испытания проводятся для автомобильных систем вызова экстренных оперативных служб, исполненных в конфигурации дополнительного оборудования. |
Пункт 7.1.4. Таблица 6. Для наименования "Ударная установка многократного действия" заменить значение: "от 49 м/с (5 g) до 250 м/с (25 g)" на "от 49 (5 g) до 250 (25 g)";
таблицу 6 дополнить примечанием:
"Примечание - Состав и технические характеристики испытательного оборудования для проведения испытаний по проверке стойкости автомобильного устройства вызова экстренных оперативных служб к воздействию перегрузок, возникающих при лобовом столкновении транспортного средства (см. 7.2.8) - в соответствии с ГОСТ Р 55530 (пункт 5.4.2) и Правилами ЕЭК ООН [5 (раздел 6)]".
Пункт 7.1.5 изложить в новой редакции:
"7.1.5 Установка испытуемых образцов АС на платформе ударной установки (вибростенда) должна осуществляться в соответствии с указаниями, приведенными в документации на вибростенд и в руководстве по монтажу и настройке АС, с учетом требований ГОСТ 30630.0.0 (раздел 5).
Крепление АС на платформе ударной установки (вибростенда) должно осуществляться, как правило, с использованием входящих в комплект поставки АС механизмов крепления. При этом способы крепления АС на платформе указанного испытательного оборудования не должны приводить к усилению крепления по сравнению с установкой АС на транспортном средстве.
Примечание - При наличии технической возможности для крепления АС на платформе ударной установки (вибростенда) рекомендуется использовать монтажную плату по ГОСТ Р 55532 (пункт 3.1.7 и таблица 3)".
Подпункт 7.2.2.3. Четвертый абзац. Заменить обозначение: "м/с - 39,2 (4 g)" на " - 39,2 (4 g)".
Подпункт 7.2.3.4. Третий абзац. Заменить обозначение: "м/с - 49 (4 g)" на " - 39,2 (4 g)".
Подраздел 7.2 дополнить пунктом - 7.2.8:
"7.2.8 Проверка стойкости автомобильного устройства вызова экстренных оперативных служб к воздействию перегрузок, возникающих при столкновении транспортного средства
7.2.8.1 Испытания проводят с целью проверки соответствия АУ требованиям, установленным в техническом регламенте [3 (приложение 10, пункт 118)] и ГОСТ Р 54620 (пункт 13.3.2а), по сохранению работоспособности устройства и его крепления на транспортном средстве при перегрузках, возникающих при столкновении транспортного средства и определяемых в соответствии с Правилами ЕЭК ООН [5].
В ходе указанных испытаний осуществляются также проверки соответствия транспортного средства в отношении установки АУ требованиям [3 (приложение 3, пункт 16)] и требованиям [3 (приложение 10, пункт 118)] в части требований, связанных с функционированием устройства после ДТП.
7.2.8.2 Испытания АУ проводят в порядке, изложенном в Правилах ЕЭК ООН [5 (раздел 6)] при следующих условиях:
а) метод испытаний - стендовые испытания с имитацией ударного воздействия, возникающего при столкновении транспортного средства в соответствии с [5 (приложение 7, пункт 1)];
б) характеристики ударного воздействия:
1) направление воздействия - горизонтальное продольное;
2) профиль ускорений - в соответствии с [5 (добавление к приложению 9)];
в) средства испытаний - испытательная тележка с закрепленным на ней в соответствии с требованиями [5 (приложение 7, пункт 1)] кузовом ТС.
Примечание - Испытательная тележка в соответствии с Правилами ЕЭК ООН [6 (пункт 2.16)] представляет собой испытательное оборудование, которое изготавливают и используют для воспроизведения динамики ДТП в случае лобового столкновения;
г) средства измерений характеристик ударного воздействия - в соответствии с требованиями [5 (приложение 7, пункт 1)];
д) должно быть обеспечено наличие электропитания на кузове ТС, соответствующего номинальному значению напряжения ТС, для оснащения которого предназначено АУ;
е) срабатывание АУ после ударного воздействия должно инициироваться посредством нажатия кнопки "Экстренный вызов".
7.2.8.3 Перед проведением стендовых испытаний по 7.2.8.4 - 7.2.8.15 должны быть успешно проведены процедуры проверок по 5.2.1 и 5.2.2.
7.2.8.4 Провести внешний осмотр и закрепить АУ на кузове ТС (см. 7.2.8.2, перечисление в) с учетом требований 7.1.5.
7.2.8.5 Собрать схему испытаний АУ, используя схему соединений составных частей АУ, приведенную в ГОСТ Р 55530 (приложение А).
7.2.8.6 После подачи питания и "включения зажигания" убедиться в успешном исходе процедуры самодиагностики АУ в соответствии с ГОСТ Р 54620 (пункт 6.17).
Примечание - Требования и объем процедуры самодиагностики АУ установлены в ГОСТ Р 54620 (подраздел 7.6).
7.2.8.7 Перевести АУ в режим тестирования в соответствии с указаниями, приведенными в эксплуатационных документах на испытуемое устройство, и осуществить проверку работоспособности АУ в соответствии с ГОСТ Р 55530 (подраздел 6.9).
7.2.8.8 В соответствии с указаниями, приведенными в эксплуатационных документах на АУ, убедиться, что после завершения процедуры проверки работоспособности испытуемое устройство находится в режиме "ЭРА" (см. ГОСТ Р 54620 (раздел 7)).
7.2.8.9 Включить и настроить на воспроизведение звуковой программы имитатор аудиосистемы ТС, входящей в состав стенда, описание которого приведено в ГОСТ Р 55530 (приложение А).
Примечание - В зависимости от имеющейся технической возможности воспроизведение звуковой программы может быть осуществлено при помощи радио или с оптического носителя информации для хранения аудиозаписей в цифровом виде.
7.2.8.10 Проверить, что на стороне эмулятора системы "ЭРА-ГЛОНАСС" настроен интерфейс для просмотра результатов принимаемых данных о ДТП.
7.2.8.11 С использованием испытательной тележки подвергнуть АУ, закрепленное на кузове ТС, воздействию одного механического удара с параметрами согласно 7.2.8.2, перечисление б).
Примечание - При испытаниях АУ должно находиться во включенном состоянии.
7.2.8.12 Провести внешний осмотр всех установленных на кузове ТС составных частей АУ и устройств их крепления на предмет наличия механических повреждений, нарушения (ослабления) креплений.
Результаты проверки отразить в протоколе испытаний.
7.2.8.13 Инициировать экстренный вызов нажатием кнопки "Экстренный вызов" и используя методики, приведенные в ГОСТ Р 55530 (пункты 6.19 и 6.20), провести проверку работоспособности АУ после ДТП в части оценки возможности передачи МНД и обеспечения двусторонней голосовой связи.
7.2.8.14 При проведении проверок в соответствии с 7.2.8.13 удостовериться в следующем:
а) при совершении экстренного вызова штатно установленные в ТС звуковоспроизводящие устройства отключаются;
б) при осуществлении передачи МНД в режиме "Экстренный вызов" АУ произвело оповещение, предназначенное для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, о передаче МНД посредством использования оптического индикатора состояния АС и воспроизведения соответствующего звукового сигнала или голосовой подсказки согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.6);
в) после передачи МНД перед подключением голосового канала АУ произвело оповещение, предназначенное для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, об осуществлении подключения голосового канала посредством воспроизведения соответствующего звукового сигнала или голосовой подсказки согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.7);
г) после осуществления подключения голосового канала АУ произвело оповещение, предназначенное для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, о подключении голосового канала посредством использования оптического индикатора состояния АС согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.8);
д) при осуществлении дозвона, инициированного с использованием интерфейса пользователя эмулятора системы "ЭРА-ГЛОНАСС" (в рамках соединения, установленного при ручном срабатывании испытуемого устройства), АУ произвело оповещение, предназначенное для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, об осуществлении дозвона посредством использования оптического индикатора состояния АУ и воспроизведения соответствующего звукового сигнала или голосовой подсказки согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.5).
7.2.8.15 После получения подтверждения согласно 7.2.8.14, перечисление г), одному из испытателей занять место в салоне ТС и осуществить двустороннюю голосовую связь с другим испытателем, находящимся у эмулятора системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и имитирующим действия оператора экстренной оперативной службы, в целях проверки соответствия ТС (в отношении установки АУ) и АУ требованиям технического регламента [3 (приложение 3, пункт 16 и приложение 10, пункт 118)].
7.2.8.16 Зафиксировать результаты испытаний по 7.2.8.4 - 7.2.8.15 в протоколе испытаний.
7.2.8.17 Автомобильное устройство вызова экстренных оперативных служб считается выдержавшим испытания на стойкость к воздействию перегрузок, возникающих при столкновении транспортного средства, если после проведения проверки не обнаружено механических повреждений АУ, ослабления (разрушения) крепления составных частей АУ к кузову ТС и все тесты по проверке работоспособности завершены успешно.
7.2.8.18 Испытания АУ на соответствие требованиям, указанным в 7.2.8.1, рекомендуется совмещать с испытаниями ТС на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН [5] при проведении одобрения типа соответствующей категории ТС, на которое предназначена установка АУ, согласно [3].
Примечание - Решение по возможности совмещения испытаний должно быть согласовано с производителем ТС и органом по сертификации, проводящим работы по одобрению типа ТС.
7.2.8.19 В случае совмещения испытаний, как это указано в 7.2.8.18, и при условии, что изготовителем ТС в соответствии с [5 (пункт 6.3.5)] будет принято решение о проведении испытаний ТС на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН [5] методом натурных испытаний (столкновение всего транспортного средства в снаряженном состоянии с неподвижным препятствием), изложенным в [5 (приложение 7, пункт 2)], соответствие АУ требованиям, приведенным в 7.8.2.1, может быть подтверждено в ходе указанных натурных испытаний ТС.
7.2.8.20 Процедуры проверок при проведении натурных испытаний, указанных в 7.2.8.19, осуществляются в соответствии с 7.2.8.4 - 7.2.8.15.
7.2.8.21 Метод испытаний АУ (стендовые испытания, натурные испытания) отражается в протоколе испытаний".
Приложение А. Наименование. Заменить слова: "автомобильной системы" на "автомобильной системы/устройства";
рисунок А.1. Заменить слово: "система" на "система/устройство".
Элемент "Библиография" дополнить позициями - [3] - [8]:
Библиографические данные. Заменить слова: "автомобильная система" на "автомобильная система/устройство".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменение N 1 ГОСТ Р 54618-2011 "Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, стойкости к климатическим и механическим воздействиям" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 апреля 2014 г. N 395-ст)
Дата введения - 1 сентября 2014 г.
Текст изменений опубликован в ИУС "Национальные стандарты", 2014 г., N 8
Настоящее изменение фактически прекратило действие
Приказом Росстандарта от 15 декабря 2016 г. N 2036-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2020 г. в связи введением в действие с 1 января 2017 г. ГОСТ 33466-2015