В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
29 августа 2014 г. N 875
Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 августа 2014 г. N 875)
I. Общие положения
1. Настоящие требования разработаны в целях установления обязательного для выполнения комплекса организационных, инженерно-технических, правовых и иных мер антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - объекты (территории), их категорирования с учетом степени угрозы совершения на них террористических актов и возможных последствий их совершения, а также в целях определения порядка разработки, содержания и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения и сооружения, правообладателем которых являются Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, ее территориальные органы и подведомственные организации (далее - органы и (или) организации, эксплуатирующие объекты (территории) или которые относятся к сфере их деятельности.
3. Настоящие требования не распространяются на объекты (территории), подлежащие обязательной охране полицией.
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения
4. В целях установления дифференцированных требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Объекты (территории), располагающиеся на одной или нескольких территориально связанных площадках, правообладателем которых является один орган или организация, эксплуатирующие объекты (территории), подлежат категорированию как один объект (территория).
Объекты (территории), располагающиеся на территориально удаленных и (или) технологически и технически не связанных между собой площадках, правообладателем которых является один орган или организация, эксплуатирующие объекты (территории), подлежат категорированию как отдельные объекты (территории).
5. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
потенциально опасные объекты (территории);
иные объекты (территории), не отнесенные к категории потенциально опасных объектов (территорий).
6. Категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), а также возможных последствий его совершения.
Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве работников органа или организации, эксплуатирующих объект (территорию), и количестве населения, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории).
7. К категории потенциально опасных объектов (территорий) относятся объекты (территории), на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
8. На каждом объекте (территории) независимо от его категории выделяются потенциально опасные участки и (или) критические (наиболее значимые) элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на объекте (территории).
9. Категорирование объекта (территории) организуется руководителем органа и (или) организации, эксплуатирующих объекты (территории).
10. Руководителем органа и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), назначается комиссия по категорированию объекта (территории) (далее - комиссия). В состав комиссии включаются работники органа и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), представители территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации. К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
Председателем комиссии назначается руководитель органа и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), или его заместитель, курирующий вопросы антитеррористической деятельности.
11. Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования объекта (территории). Акт категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах. Один экземпляр акта категорирования объекта (территории) хранится в органе и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), второй экземпляр передается в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю.
12. Категорирование объектов (территорий) проводится раз в 5 лет.
13. Учет потенциально опасных и иных объектов (территорий) осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
III. Меры, применяемые для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)
14. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов и (или) организаций, эксплуатирующих объекты (территории).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается осуществлением комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на территорию объектов (территорий);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористических актов;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористических актов на объектах (территориях);
д) на проведение дополнительных мер, необходимых для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) (организационных, инженерно-технических, правовых и иных мер по созданию защиты объектов от совершения на них террористического акта), в том числе на этапе их проектирования и планирования.
15. На иных объектах (территориях), не отнесенных к категории потенциально опасных объектов (территории), реализуются следующие меры:
а) в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию):
выделяются охраняемые зоны объекта (территории) и его периметра по степени наибольшей уязвимости и масштабам последствий террористических актов;
оборудуются контрольно-пропускные пункты, препятствующие бесконтрольному проникновению на объект (территорию);
б) в целях выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористических актов:
устанавливаются пропускной и внутриобъектовый режимы;
разрабатываются инструкция о пропускном режиме и положение о внутриобъектовом режиме;
в) в целях пресечения попыток совершения террористических актов на объекте (территории):
организуется охрана объекта (территории);
из числа работников объекта (территории) назначаются лица, ответственные за выполнение задач по противодействию терроризму и ликвидации (минимизации) последствий террористических актов на объекте (территории);
разрабатывается план действий работников объекта (территории) в штатных и чрезвычайных ситуациях;
разрабатывается план взаимодействия руководства объекта (территории), подразделения, осуществляющего охрану объекта (территории), с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях;
исключается несанкционированный доступ посторонних лиц к документации и во внутренние компьютерные сети объекта (территории);
г) в целях минимизации возможных последствий и ликвидации угроз террористических актов на объекте (территории):
проводится регулярный осмотр объекта (территории), потенциально опасных участков и (или) критических (наиболее значимых) элементов объекта (территории) на предмет выявления посторонних лиц и подозрительных предметов;
организуется проведение с работниками объекта (территории) инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов;
обеспечивается постоянная готовность сил и средств, предназначенных для выявления (обнаружения) попыток неправомерного проникновения на объект (территорию) и совершения террористических актов на объекте (территории), а также для ликвидации и минимизации последствий террористических актов на объекте (территории);
при террористическом акте либо наличии информации о противоправных действиях, создающих непосредственную угрозу совершения террористического акта на объекте (территории), проводятся оповещение и эвакуация работников объекта (территории), командированных лиц и посетителей, за исключением лиц, назначенных для выполнения задач по противодействию терроризму и ликвидации (минимизации) последствий террористических актов на объекте (территории).
16. На потенциально опасных объектах (территориях) дополнительно к мерам, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, реализуются следующие меры:
а) в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию):
охраняемые зоны объекта (территории) и его периметра, а также контрольно-пропускные пункты оборудуются инженерно-техническими средствами охраны (физической защиты);
разрабатывается план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств охраны (физической защиты);
разрабатывается план совершенствования системы охраны (физической защиты) объекта (территории);
б) в целях выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта на контрольно-пропускных пунктах при доступе на объект (территорию) досмотр проходящих лиц и их личных вещей, а также проезжающего транспорта проводится с применением технических средств обнаружения запрещенных к проносу материалов и предметов;
в) в целях пресечения попыток совершения террористического акта на объекте (территории) организуется вооруженная охрана объекта (территории) и разрабатывается план охраны (обороны) объекта (территории);
г) в случае совершения террористического акта на объекте (территории) либо при наличии информации о противоправных действиях, создающих непосредственную угрозу совершения террористического акта на объекте (территории), в целях минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористического акта на объекте (территории) любая хозяйственная деятельность на потенциально опасных участках объекта (территории) приостанавливается.
17. При получении информации об угрозе совершения террористического акта для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий), осуществляются мероприятия соответствующего режима усиления противодействия терроризму.
18. Содержание режимов усиления противодействия терроризму предусматривает выполнение комплекса мер, указанных в настоящих требованиях, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и отдельных местностей (объектов) Российской Федерации в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".
19. Инженерно-технические меры и требования к отдельным элементам охраны (физической защиты) потенциально опасных объектов (территорий) включают в себя:
а) требования к периметру объекта (территории) и отдельным участкам объекта (территории);
б) требования к контрольно-пропускным (контрольно-техническим) пунктам;
в) требования к зданиям (сооружениям) и (или) помещениям, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории);
г) требования к стенам, перекрытиям и перегородкам;
д) требования к дверным конструкциям;
е) требования к оконным конструкциям;
ж) требования к вентиляционным шахтам, коробам, люкам, дымоходам и другим технологическим каналам и отверстиям.
20. К периметру и отдельным участкам объекта (территории) в том числе устанавливаются следующие требования:
а) по периметру объекта (территории) организуется охраняемая зона, которая оснащается инженерно-техническими средствами, обеспечивающими обнаружение несанкционированных действий, экстренный вызов сил реагирования и предоставление информации для оценки ситуации, задерживающими продвижение нарушителя к потенциально опасным участкам и (или) критическим элементам объекта (территории), а также препятствующими проходу лиц и проезду транспорта на охраняемый объект (территорию) или с объекта (территории), минуя контрольно-пропускные пункты;
б) по границе охраняемая зона объекта (территории) оборудуется:
физическими барьерами, включающими в себя основное ограждение объекта (территории) и инженерные заграждения (общее количество физических барьеров должно быть не менее 2);
средствами обнаружения, которые должны быть размещены таким образом, чтобы их зоны обнаружения образовывали непрерывный рубеж, исключающий наличие неконтролируемых участков;
средствами оптико-электронного наблюдения;
средствами связи и устройствами тревожно-вызывной сигнализации;
освещением;
предупредительными, разграничительными и указательными знаками;
в) подъезды (дороги, участки местности) к периметру объекта (территории) и (или) контрольно-пропускным пунктам, через которые может быть совершен прорыв транспортных средств, должны быть оснащены противотаранными устройствами и иными заградительными сооружениями, а дорожное полотно должно исключать возможность развития необходимых для прорыва скоростей (иметь надолбы, крутые повороты и другое);
г) местность, прилегающая к периметру объекта (территории), должна быть очищена от кустарника, деревья прорежены, и исключена возможность их использования для преодоления периметра объекта (территории);
д) все участки периметра объекта (территории) должны быть доступны для наблюдения силами охраны. В случае отсутствия или невозможности установки средств оптико-электронного наблюдения предпринимаются соответствующие компенсационные меры;
е) инженерные заграждения выполняются из железобетонных панелей, колючей проволоки (ленты), металлических спиралей, сеток и решеток, устроенных на отдельно стоящих металлических, железобетонных или деревянных опорах, или в виде других конструкций, затрудняющих продвижение нарушителя;
ж) ограждение должно быть выполнено с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны;
з) в ограждении не должно быть лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых ворот, дверей и калиток;
и) границы периметра объекта (территории) должны быть обозначены на местности хорошо видимыми указателями с надписью на русском языке и языке субъекта Российской Федерации, на территории которого находится объект (территория).
21. К контрольно-пропускным (контрольно-техническим) пунктам устанавливаются следующие требования:
а) по границам охраняемых зон объекты (территории) должны быть оборудованы контрольно-пропускными пунктами, предназначенными для осуществления пропускного режима;
б) контроль доступа проходящих лиц на контрольно-пропускных пунктах следует осуществлять с применением пропускных устройств шлюзового или блокирующего типа (турникетов), затрудняющих беспрепятственный проход лиц, не имеющих прав доступа или пытающихся пронести запрещенные предметы;
в) в автоматизированных системах управления доступом в дополнение к контролю пропуска должны использоваться способы удостоверения личности по присвоенным признакам;
г) транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы въездными и выездными воротами и инженерными и (или) техническими средствами, обеспечивающими возможность досмотра транспортного средства. В составе транспортных контрольно-пропускных пунктов оборудуются специализированные площадки для досмотра автомобильного и другого транспорта, въезжающего на территорию объекта (территории) и выезжающего с его территории;
д) ворота транспортных контрольно-пропускных пунктов оборудуются ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения). Расстояние между дорожным покрытием и нижним краем ворот и калиток должно быть не более 0,15 метра;
е) контрольно-пропускные пункты оборудуются техническими средствами (стационарными и (или) переносными) обнаружения проноса или провоза запрещенных предметов, применяемыми для досмотра проходящих лиц и их вещей, а также проезжающего транспорта;
ж) обстановка на контрольно-пропускном пункте должна контролироваться с помощью средств оптико-электронного наблюдения, а на самом контрольно-пропускном пункте необходимо размещать средства связи и устройства тревожно-вызывной сигнализации.
22. К зданиям (сооружениям) и (или) помещениям, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), устанавливаются следующие требования:
а) здания (сооружения) и (или) помещения, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), оборудуются дополнительными рубежами охраны (физической защиты);
Дополнительные рубежи охраны включают в свой состав средства обнаружения и физические барьеры (инженерные заграждения, усиленные металлические двери, решетки), а также средства оптико-электронного наблюдения, средства связи и устройства тревожно-вызывной сигнализации (при необходимости);
б) входы и въезды в здания (сооружения) и (или) помещения, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), оборудуются средствами контроля и управления доступом;
в) при необходимости здания (сооружения) и (или) помещения, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), выделяются в отдельные охраняемые зоны.
23. К стенам, перекрытиям и перегородкам устанавливаются следующие требования:
а) наружные и внутренние стены зданий (сооружений), перекрытия пола и потолка, перегородки помещений объектов (территорий) должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения к потенциально опасным участкам и (или) критическим элементам объектов (территорий);
б) допускается усиление стен, перекрытий и перегородок металлическими решетками (металлическими листами) или иными конструкциями с внутренней стороны.
24. К дверным конструкциям устанавливаются следующие требования:
а) дверные конструкции зданий (сооружений) и (или) помещений объекта (территории), в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), должны обеспечивать надежную защиту;
б) дверные проемы могут быть оборудованы дополнительной запирающейся металлической решетчатой дверью;
в) двухстворчатые двери должны быть оборудованы 2 стопорными задвижками, установленными в верхней и нижней частях одного дверного полотна;
г) все аварийные выходы, расположенные в охраняемой зоне, в том числе аварийные выходы из зданий (сооружений) и (или) помещений, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), должны быть заперты, оборудованы средствами обнаружения и индикации вмешательства (опломбированы), а в случае аварийной ситуации - обеспечивать беспрепятственный выход людей.
25. К оконным конструкциям помещений объекта (территории) устанавливаются следующие требования:
а) оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства;
б) оконные конструкции должны обеспечивать надежную защиту помещений и обладать достаточным классом защиты от разрушающих воздействий;
в) оконные проемы первого и подвального этажей, выходящие на неохраняемую территорию, примыкающие к пожарным лестницам, балконам и карнизам, а также зданий (сооружений) и (или) помещений, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), должны быть оборудованы защитными конструкциями или защитным остеклением;
г) если все оконные проемы помещения оборудуются решетками, одна из них делается открывающейся (распашной, раздвижной). Решетка должна запираться с внутренней стороны помещения на замок или на иное устройство, обеспечивающее надежное запирание решетки и эвакуацию людей из помещения в чрезвычайных ситуациях.
26. К вентиляционным шахтам, коробам, люкам, дымоходам и другим технологическим каналам и отверстиям устанавливаются следующие требования:
а) вентиляционные шахты, короба, дымоходы и другие технологические каналы и отверстия диаметром более 200 миллиметров, имеющие выход за границы охраняемой зоны объекта (территории), в том числе на крыши зданий, а также в смежные неохраняемые помещения, должны быть оборудованы металлическими решетками и при необходимости средствами обнаружения;
б) двери погрузо-разгрузочных люков по конструкции и прочности должны быть аналогичны наружным входным дверям;
в) двери и коробки чердачных люков по конструкции и прочности должны быть аналогичны входным наружным дверям и закрываться изнутри.
IV. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях)
27. Руководители органов и (или) организаций, эксплуатирующих объекты (территории), обязаны незамедлительно предоставлять информацию об угрозах совершения и о совершении террористических актов на подчиненных объектах (территориях) в территориальные органы безопасности, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
28. Информация об угрозах совершения и о совершении террористических актов на объектах (территориях) осуществляется посредством имеющихся средств связи и обмена информацией.
29. При отсутствии полной информации об угрозах совершения и о совершении террористических актов и актов незаконного вмешательства на объектах (территориях), подлежащей предоставлению, руководители органов и (или) организаций, эксплуатирующих объекты (территории), незамедлительно представляют имеющуюся информацию и дополняют ее по мере поступления данных.
V. Организация контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
30. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
31. Основанием для проведения плановых проверок состояния антитеррористической защищенности объектов (территорий) является ежегодный план проверок в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органах и подведомственных организациях, утверждаемый директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
32. Плановые проверки состояния антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводятся не реже одного раза в 5 лет.
33. Внеплановые проверки могут проводиться при изменении данных, внесенных в паспорт безопасности объекта (территории), а также на основании полученной оперативной информации об угрозе совершения террористического акта.
34. Плановые и внеплановые проверки состояния антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводятся комиссиями, состав которых утверждается директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. В состав комиссии включаются работники Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. К работе комиссий могут привлекаться эксперты из числа работников органов и организаций Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
35. Результаты проведения плановых и внеплановых проверок оформляются актом проверки с отражением в нем состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и предложений по устранению выявленных недостатков.
36. По результатам проверки органом или организацией Федеральной службы по техническому и экспортному контролю разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков, содержащихся в акте проверки, с указанием сроков их устранения, который утверждается руководством Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
Устранение недостатков, выявленных в ходе плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий), осуществляется руководителями органов и (или) организаций, эксплуатирующих эти объекты (территории). Контроль за ходом и качеством устранения недостатков осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
37. Сроки проведения проверок состояния антитеррористической защищенности объектов (территорий) определяются в зависимости от вида проводимой проверки, категории проверяемого объекта (территории), а также его сложности и составляют до 10 рабочих дней.
VI. Требования к разработке паспортов безопасности объектов (территорий)
38. На каждый объект (территорию) разрабатывается паспорт безопасности.
39. Паспорт безопасности объекта (территории) является информационно-справочным документом для осуществления мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов, направленных против работников объекта (территории) и непосредственно объекта (территории), а также определяющим состояние антитеррористической защищенности объекта (территории).
40. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией, указанной в пункте 10 настоящих требований, совместно с руководителем подразделения, обеспечивающего охрану объекта (территории).
Паспорт безопасности объекта (территории) подписывается председателем комиссии, членами комиссии и руководителем подразделения, обеспечивающего охрану объекта (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), утверждается директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, либо его заместителем, курирующим антитеррористическую деятельность, либо иным лицом, уполномоченным директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
41. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом ограниченного пользования и имеет ограничительную отметку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.
Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
42. Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается в 3 экземплярах.
Один экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится в органе и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), а остальные экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) передаются в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю и территориальный орган безопасности.
43. Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается сроком на 5 лет.
44. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) происходит ежегодно, а также при изменении данных о назначении объекта (территории), общей площади и протяженности периметра объекта (территории), количестве потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории), сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), а также при изменении мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
45. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки.
Внесенные в паспорт безопасности объекта (территории) изменения согласовываются с руководителем территориального органа безопасности.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Форма
паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 августа 2014 г. N 875)
Срок действия паспорта до "__" ___________ 20__ г. |
|
___________________ (гриф по заполнении)
Экз. N _____ |
|
УТВЕРЖДАЮ _______________________________________ (директор ФСТЭК России, либо его заместитель, курирующий антитеррористическую деятельность, либо иное лицо, уполномоченное директором ФСТЭК России) |
|
________________ (подпись) |
___________________ (Ф.И.О.) |
|
"___" ______________ 20__ г. |
СОГЛАСОВАНО _______________________________ (руководитель территориального органа безопасности) |
СОГЛАСОВАНО ________________________________ (руководитель территориального органа МВД России) |
||
_____________ (подпись) |
_____________ (Ф.И.О.) |
____________ (подпись) |
________________ (Ф.И.О.) |
"____" _______________ 20__ г. |
"____" _______________ 20__ г. |
ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ
________________________________________________________________
(наименование объекта (территории)
г. __________________________
20___ г.
1. Общие сведения об объекте (территории)
_________________________________________________________________________
(полное и сокращенное наименования объекта (территории)
_________________________________________________________________________
(ведомственная принадлежность, форма собственности,
организационно-правовая форма)
_________________________________________________________________________
(адрес места расположения, телефоны, факсы)
_________________________________________________________________________
(номер и дата свидетельства о государственной регистрации права)
_________________________________________________________________________
(основной вид деятельности)
_________________________________________________________________________
(общая площадь объекта (территории) и общая протяженность его периметра)
_________________________________________________________________________
(ф.и.о., адреса и телефоны руководства объекта (территории)
Сведения о работниках и режиме работы объекта (территории):
Режим работы объекта
Общая численность работников объекта (человек), в том числе:
работающих в 1-ю смену ____________________________________
работающих во 2-ю смену ___________________________________
Характеристика территории и природно-климатических условий:
_________________________________________________________________________.
Характеристика зданий, строений и сооружений, расположенных на объекте (территории):
Наименование здания, строения, сооружения |
Характеристика |
Уровень опасности |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Сведения о подрядных организациях и арендаторах:
Наименование организации |
|
Режим работы организации |
|
Место размещения |
|
Численность работников, человек |
|
Численность работающих в ночное время, человек |
|
2. Наличие в непосредственной близости от объекта (территории) потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, влияющих на безопасность жизнедеятельности объекта (территории), и их характеристика:
а) потенциально опасные объекты:
N п/п |
Наименование объекта |
Характеристика объекта |
Место расположения |
Расстояние до объекта, метров |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
б) объекты транспортной инфраструктуры, по которым осуществляется перевозка в значительных количествах взрывопожароопасных веществ, а также химически опасных веществ:
N п/п |
Вид транспортных коммуникаций |
Удаление от объекта (территории), метров |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
в) объекты инфраструктуры, находящиеся в непосредственной близости от объекта (территории), которые могут попасть в зону чрезвычайной ситуации при совершении террористического акта на объекте (территории):
N п/п |
Наименование объекта |
Численность персонала, человек |
Расстояние до объекта, м |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
3. Сведения о радиоактивных, пожароопасных, взрывоопасных, опасных химических и биологических веществах и материалах, использующихся на объекте (территории):
Наименование |
Количество, килограммов |
Место размещения |
Класс угрозы |
|
Вид угрозы |
Уровень угрозы (класс) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
4. Основные вероятные угрозы совершения террористического акта и принятые модели нарушителя
а) основными вероятными угрозами совершения террористического акта
на объекте (территории) являются:
_________________________________________________________________________
(краткое описание основных угроз совершения террористического акта для
объекта (территории) в целом
________________________________________________________________________.
и в отношении его критических элементов)
б) основные модели вероятного нарушителя: __________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(краткое описание основных моделей нарушителя)
5. Потенциально опасные участки, критические элементы объекта (территории) и их уязвимые места
а) перечень потенциально опасных участков объекта (территории)
N п/п |
Наименование потенциально опасного участка |
Характер террористической угрозы |
Численность работников, участвующих в деятельности на участке, человек |
Общая площадь участка, кв. метров |
Характер возможной чрезвычайной ситуации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
б) перечень критических элементов объекта (территории)
N п/п |
Наименование критического элемента |
Характер террористической угрозы |
Численность работников, участвующих в деятельности критического элемента, человек |
Оценка уязвимости от угрозы террористического акта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
6. Социально-экономические последствия совершения террористического акта на объекте (территории)
N п/п |
Наименование критического элемента |
Возможные потери (количество пострадавших), человек |
Возможный материальный ущерб, млн. рублей |
||
работники |
персонал охраны |
посетители |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
7. Присвоение категории объекту (территории)
В соответствии с актом N от " " 201 г.
результатов работы комиссии по категорированию __________________________
(полное наименование объекта
(территории)
присвоена _________________________ категория, соответствующая наивысшему
количественному критерию ____________________________:
(наименование критерия)
Наименование критерия |
Значение показателя |
Категория объекта (территории) по показателю критерия |
Степень угрозы совершения террористического акта |
|
|
Возможные последствия террористического акта |
|
|
Возможный материальный ущерб, |
|
|
Категория объекта (территории) по гражданской обороне |
|
|
8. Основные сведения о состоянии физической защиты и охраны объекта (территории)
1) Состояние инженерно-технической укрепленности объекта (территории).
а) наличие и состояние ограждения периметра объекта (территории)
Тип ограждения |
Протяженность, метров |
Состояние |
||
общая |
потенциально опасных участков |
критических элементов |
||
Основное |
|
|
|
|
Дополнительное |
|
|
|
|
б) наличие оборудованных въездов (входов) на объект (территорию)
Наименование |
Наличие |
Количество |
Состояние |
Ворота |
|
|
|
Калитки |
|
|
|
Контрольно-пропускные пункты |
|
|
|
Средства снижения скорости и противотаранные устройства |
|
|
|
... |
|
|
|
в) наличие и оснащение пунктов пропуска людей на объект (территорию)
Наименование |
Наличие |
Количество |
Состояние |
Оснащенность |
|||
инженерными сооружениями |
системами контроля и управления доступом |
техническими средствами выявления запрещенных предметов |
средствами видеонаблюдения |
||||
Контрольно-пропускной пункт |
|
|
|
|
|
|
|
Пункты (точки) пропуска в здания (сооружения) объекта (территории) |
|
|
|
|
|
|
|
Пункты (точки) пропуска в здания (сооружения) критических элементов |
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
г) наличие и оборудование пересекающих ограждение периметра объекта (территории) водоспусков, подземных коллекторов и воздушных трубопроводов
Наименование |
Коли-чество |
Оборудование |
Состояние |
||
металли-ческие решетки |
колючая проволока |
инженер-ные средства защиты |
|||
Водопуски |
|
|
|
|
|
Подземный коллектор |
|
|
|
|
|
Воздушные трубопроводы |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
д) оборудование техническими средствами охранной и тревожной сигнализации объектов (территорий)
Наименование участка |
Наличие |
Состояние |
||
технические средства охраны |
средства тревожной сигнализации |
технические средства охраны |
средства тревожной сигнализации |
|
Периметр объекта (территории) |
|
|
|
|
Критические элементы |
|
|
|
|
Охранные зоны |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Уязвимые места, в том числе: |
|
|
|
|
окна |
|
|
|
|
двери |
|
|
|
|
люки |
|
|
|
|
вентиляционные шахты |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
е) оборудование объектов (территории) системой видеонаблюдения и освещения
Наименование участка |
Средства видеонаблюдения |
Средства охранного освещения |
||
наличие |
состояние |
наличие |
состояние |
|
Периметр объекта (территории) |
|
|
|
|
Критические элементы |
|
|
|
|
Охранные зоны |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Здания (сооружения), в том числе: |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
ж) система оповещения объекта (территории)
Наименование |
Наличие |
Состояние |
План оповещения |
|
|
Планы эвакуации |
|
|
Инструкции |
|
|
Эвакуационные пути |
|
|
Технические средства оповещения, обеспечивающие: |
|
|
подачу звуковых и (или) световых сигналов |
|
|
трансляцию речевой информации |
|
|
пути эвакуации |
|
|
... |
|
|
з) прямая связь с правоохранительными органами
Наименование средства связи |
Наличие |
Состояние |
Кнопка экстренного вызова |
|
|
Телефон прямой связи с органами внутренних дел |
|
|
Телефон прямой связи с органами ФСБ России |
|
|
... |
|
|
и) системы противопожарной защиты
Наименование |
Наличие |
Состояние |
Система автоматической пожарной сигнализации |
|
|
Система оповещения о пожаре |
|
|
... |
|
|
2) Организация охраны объекта (территории):
а) охрана объекта (территории) осуществляется ______________________
(структура охраны)
в составе _____ сотрудников;
б) договоры по оказанию охранных услуг заключены:
________________________________________________________________________;
(наименование услуг, наименование организации, N и дата лицензии на
оказание услуг, N и дата договора)
в) ежедневная охрана осуществляется сотрудниками в составе _________
человек;
г) обеспеченность персонала охраны _______________________ выполнять
(позволяет, не позволяет)
задачи по охране объекта (территории) в полном объеме;
д) штатная численность и обеспеченность подразделения охраны
N п/п |
Должность по штатному расписанию |
Численность, человек |
Наличие лицензии на право ношения оружия |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
е) дислокация контрольно-пропускных пунктов и постов (точек) охраны на объекте (территории)
Наименование |
Состав дежурной смены, человек |
Режим охраны |
Дислокация поста |
Описание охраняемой зоны |
Наличие технических средств охраны |
Контрольно-пропускной пункт N 1 |
|
|
|
|
|
Пост охраны N 1 |
|
|
|
|
|
Пост охраны N 2 |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
3) Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории)
Наименование формирования |
Количество, единиц |
Оснащение, единиц |
Время готовности |
||||||
формирований |
личного состава |
приборы РХБР |
средства связи |
автотранспорт |
специальная техника |
||||
всего |
в том числе повышенной готовности |
всего |
в том числе повышенной готовности |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Силы и средства ФСТЭК России | |||||||||
Пост радиационного, химического и биологического наблюдения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Санитарный пост |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Противопожарное звено |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спасательная группа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Силы и средства иных государственных органов, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) | |||||||||
Группа быстрого реагирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Организация управления обеспечением антитеррористической защищенности объекта (территории)
1) на объекте (территории) оборудовано _________ постов (пунктов) управления обеспечением антитеррористической защищенности в помещениях N ____, N _____, оснащенных необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими своевременное информирование об угрозе совершения или совершения террористического акта дежурных служб соответствующих государственных (правоохранительных) органов, оповещения работников объекта (территории) о порядке действий и организации безопасной и беспрепятственной эвакуации;
2) состав дежурно-диспетчерской (дежурной) службы объекта
(территории) включает _______________ сотрудников, работающих в помещении
(количество)
N _____ в ______________ режиме;
(режим работы)
3) управление выполнением мероприятий антитеррористической защищенности объекта (территории) осуществляется:
а) в повседневной деятельности -
________________________________________________________________________;
(кем, с каких пунктов управления, по каким каналам связи)
б) при получении информации об угрозе совершения или совершении террористического акта -
________________________________________________________________________;
(кем, с каких пунктов управления, по каким каналам связи)
в) при установлении уровней террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) -
________________________________________________________________________.
(кем, с каких пунктов управления, по каким каналам связи)
10. Оценка антитеррористической защищенности объекта (территории)
а) оценка требуемого уровня антитеррористической защищенности критических элементов
N п/п |
Наименование критического элемента |
Категория |
Привлекательность для совершения террористического акта |
Принятая модель нарушителя |
Требуемый уровень защищенности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
б) оценка эффективности физической защиты критических элементов объекта (территории)
N п/п |
Наименование критического элемента |
Способ предотвращения террористического акта |
Принятая модель нарушителя |
Оценка времени действий нарушителя, минут |
Оценка времени действий охраны, минут |
Выполнение требований по предотвращению террористического акта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
в) оценка соответствия системы физической защиты критических элементов требуемому уровню защищенности
N п/п |
Наименование критического элемента |
Организация охраны |
Рубежи |
Соответствие требованиям |
|
обнаружения |
задержания |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
г) оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов
N п/п |
Наименование критического элемента |
Выполнение установленных требований |
Выполнение задач по физической защите |
Выполнение требований по предотвращению террористического акта |
Вывод о достаточности мероприятий по защите |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
11. Выводы и рекомендации
а) _______________________________________________________ находится
(полное наименование объекта (территории)
в ведении ______________________________________________________________;
(наименование органа ФСТЭК России или подведомственной
ФСТЭК России организации)
б) по результатам работы комиссии по категорированию _______________
_______________________________________________________________ присвоена
(наименование объекта (территории)
___________________________________ категория, соответствующая наивысшему
количественному критерию _______________________________________________;
(наименование критерия)
в) критические элементы ____________________________________________
(наименование объекта (территории)
__________________________________ требуемому уровню антитеррористической
(соответствуют/не соответствуют)
защищенности;
г) сил и средств для выполнения мероприятий по физической защите и
антитеррористической защищенности _______________________________________
(наименование объекта (территории)
________________________________________________________________________;
(достаточно/не достаточно)
д) требования по системе охраны ____________________________________
(наименование объекта (территории)
и его критических элементов ____________________________________________;
(выполнены/не выполнены)
е) в целях совершенствования системы антитеррористической
защищенности организации ФСТЭК России необходимо: _______________________
________________________________________________________________________.
Паспорт безопасности _______________________________________________
(наименование объекта (территории)
составлен "____" _____________ 20__ г.
Приложение: 1. Акт N _____ от "___" _________ 20__ г. результатов работы комиссии по категорированию объекта (территории).
2. Ситуационный план объекта (территории) с обозначением его критических элементов (схемы коммуникаций, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений или их частей) и содержащий все внесенные изменения его строительной части.
3. План и схема охраны объекта (территории) с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств и уязвимых мест.
Председатель комиссии: ________________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Члены комиссии: ________________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
_______________ ______________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Руководитель охраны _______________ ______________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Паспорт безопасности _______________________________________________
(наименование объекта (территории)
уточнен (актуализирован):
Дата |
Причина актуализации |
Номер, дата приказа о назначении комиссии по категорированию (актуализации) |
Номер и дата акта о проведении категорирования (актуализации) |
|
|
|
|
|
|
|
|
В 2013 г. в некоторые законодательные акты были внесены изменения по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий). Это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению теракта.
Разработаны требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) ФСТЭК России, территориальных органов и подведомственных организаций. О подлежащих обязательной охране полицией речь не идет.
Требования установлены дифференцированно в зависимости от категорий объектов (территорий). Выделены 2: потенциально опасные и иные. К первой, в частности, относятся объекты (территории), на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. Для них оборудуются охраняемые зоны, разрабатываются планы проверки технического состояния, совершенствования системы охраны. Также проводится досмотр проходящих лиц, приостанавливается любая хозяйственная деятельность и др.
Предусмотрен ряд специальных требований, в т. ч. к периметру и отдельным участкам объекта, к контрольно-пропускным пунктам, к оконным, дверным и иным конструкциям.
Закреплены правила контроля за выполнением требований.
На каждый объект (территорию) разрабатывается паспорт безопасности. Приведена его форма. Это информационно-справочный документ для реализации мероприятий по предупреждению (пресечению) терактов, направленных против объекта (территории) и его работников. Определяет состояние антитеррористической защищенности. Паспорт оформляет комиссия по категорированию объекта (территории). Он имеет отметку "Для служебного пользования", если не присвоен гриф секретности.
Постановление Правительства РФ от 29 августа 2014 г. N 875 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 сентября 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 36 ст. 4859