1. Введение
1.1. Сохранение водных объектов чистыми в интересах настоящего и будущих поколений (Конституция СССР, глава 2 статья 18 и глава 7 статья 42, обеспечивается выполнением требований водно-санитарного законодательства, и в частности, инструктивно-методических документов, утверждаемых Министерством здравоохранения СССР.
Основными элементами водно-санитарного законодательства являются гигиенические нормативы или предельно допустимые концентрации (ПДК) - максимальные концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья населения (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия водопользования.
1.2. Законодательное значение ПДК состоит в том, что они служат основой предупредительного и текущего санитарного надзора. Являясь эффективными медицинскими критериями качества воды, ПДК используются органами Государственного контроля, осуществляющими наблюдение за уровнем загрязнения воды и изменением состояния водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности человека.
1.3. Медицинское значение ПДК заключается в том, что при соблюдении на практике они способствуют созданию благоприятных условий быта и отдыха, снижению заболеваемости, увеличению долголетия и работоспособности людей. ПДК служат гигиеническими критериями качества воды при прогнозировании возможного вредного влияния химических веществ на состояние здоровья населения и условия его водопользования в связи с существующим или ожидаемым загрязнением водных объектов. Тем самым они позволяют реализовать профилактический принцип советской медицины, предупреждая вредное влияние веществ на население еще до стадии внедрения новых веществ в различные сферы народного хозяйства и быта.
1.4. Народнохозяйственное значение ПДК заключается в том, что они служат критерием эффективности разрабатываемых и проводимых водоохранных мероприятий:
- являются основой расчета предельно допустимого сброса сточных вод предприятий (ПДС);
- используются при составлении прогноза развития производительных сил страны на территориях нового освоения, размещения ПДК и строительства крупных гидротехнических сооружений;
- используются при решении проблем перераспределения водных ресурсов страны.
1.5. Научное значение состоит в том, что ПДК не могут быть установлены произвольно, а являются отражением объективных законов природы, которые можно познать при изучении взаимоотношения организма с химическими веществами, загрязняющим воду (выявляемыми современными методами исследований). При научном обосновании ПДК используются следующие принципы нормирования:
- приоритет медицинских показаний;
- комплексный учет различных признаков вредного действия химических веществ (токсичность, влияние на органолептические свойства воды, изменение санитарного режима водных объектов);
- нормирование по лимитирующему признаку вредности;
- пересмотр ПДК в соответствии с новыми научными знаниями.
1.6. Разработанная система гигиенических нормативов, ограничивая и регулируя поступление вредных веществ в окружающую человека среду, с одной стороны не препятствует развитию промышленности и сельского хозяйства, с другой - позволяет сохранить водные объекты для использования населением. Тем самым гигиенические нормативы, не вступая в противоречие с задачами развития экономики страны, способствуют социально-экономическому развитию общества.
2. Рекомендации к практическому использованию
перечня нормативов веществ в воде
2.1. В настоящем документе представлены в систематизированном виде нормативы, которые ранее были включены в Приложение 2 "Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" N 1166-74 и "Дополнительный перечень предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов санитарно-бытового водопользования" N 2263-80. В перечень вошли также нормативы свыше 200 новых веществ.
2.2. При подготовке перечня внесен ряд существенных изменений:
- ПДК 26 веществ пересмотрены и для них установлены новые уровни или изменен лимитирующий признак вредности;
- в ряде случаев химические названия, приведенные в ранее изданных перечнях ПДК, уточнены и изменены;
- ПДК ряда неорганических соединений даны в пересчете на ион металла или неметалла, определяющего биологическую активность соединения. При определении содержания в воде этих элементов следует учитывать валовое содержание всех форм;
- в перечне предельно допустимых концентраций не указана валентность переходных элементов (за исключением хрома и висмута), поскольку их ПДК установлены с учетом валового содержания всех разновалентных форм;
- для большей части веществ, нормированных ранее по общесанитарному признаку вредности "в пределах, допустимых расчетом на содержание органических веществ по показателям БПК и растворенного кислорода", на основании соответствующих расчетов конкретизированы величины ПДК.
Поэтому с изданием настоящего документа перечни, указанные в п. 2.1, утрачивают силу.
2.3. Нормативы представлены в виде трех таблиц:
- таблица 1 - основная - включает ПДК 959 веществ в воде;
- таблица 2 - дополнительная - содержит величины ОБУВ 34 соединений;
- таблица 3 - вспомогательная - представляет собой предметный указатель общеизвестных торговых и фирменных названий синонимов веществ с указанием их порядкового номера в таблице 1.
2.4. В таблице 1 для облегчения пользования перечнем ПДК веществ в воде наименование веществ впервые дано в алфавитном порядке (независимо от лимитирующего признака вредности) с указанием класса опасности. Соответственно расширена рубрикация таблицы.
2.4.1. В первой рубрике приводятся наиболее часто употребляемые названия химических веществ. В скобках указаны наиболее распространенные синонимы и/или торговые фирменные названия.
2.4.2. Во второй рубрике указан лимитирующий признак вредности, по которому установлена ПДК:
- "с.-т." - санитарно-токсикологический,
- "общ" - общесанитарный,
- "орг." - органолептический.
Лимитирующий признак вредности учитывается при одновременном содержании нескольких вредных веществ в воде. В случае присутствия в воде нескольких веществ I-II классов опасности сумма отношений фактических концентраций каждого из них ( , .... ) к их ПДК не должна превышать единицу:
2.4.3. В третьей рубрике даны величины предельно допустимых концентраций веществ в воде водных объектов в мг/л. Цифровые индексы, стоящие в отдельных случаях над величинами ПДК, поясняются в соответствующих сносках в конце таблицы. В тех случаях, когда вместо величины ПДК указано "отсутствие", это означает, что сброс данного соединения в водные объекты недопустим.
В четвертой рубрике указан класс опасности вещества в соответствии с "классификацией химических веществ по степени опасности" ("Методические указания по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов" N 1943-79):
I класс - чрезвычайно опасные,
II класс - высокоопасные,
III класс / опасные,
IV класс - умеренно опасные.
В основу классификации положены показатели, характеризующие различную степень опасности для человека химических соединений, загрязняющих воду, в зависимости от токсичности, кумулятивности, способности вызывать отдаленные эффекты лимитирующего показателя вредности.
Классы опасности веществ учитываются:
- при выборе соединений, подлежащих первоочередному контролю в воде в качестве индикаторных веществ;
- при установлении последовательности водоохранных мероприятий, требующих дополнительных капиталовложений;
- при обосновании рекомендаций о замене в технологических процессах высокоопасных веществ на менее опасные;
- при определении очередности в разработке чувствительных методов аналитического определения веществ в воде.
2.5. В таблице 2 дан перечень ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) веществ в воде. ОБУВ - временный гигиенический норматив, ограничивающий содержание вредных веществ в воде водных объектов с целью обеспечения безопасных условий водопользования.
2.5.1. ОБУВ применяются на стадиях исследовательской и опытно-промышленной разработки и испытаний новых веществ и технологических процессов. Рубрикация и сокращения в таблице 2 аналогичны таблице 1.
3. Правила разработки, рассмотрения и утверждения
гигиенических ПДК веществ в воде
3.1. Согласно "Положению о государственном санитарном надзоре в СССР", утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г., N 361, только Минздрав СССР имеет право рассматривать и утверждать гигиенические нормативы.
3.2. Руководство научно-методическими вопросами обоснования нормативов и координацию этих исследований осуществляет Секция гигиены воды и санитарной охраны водоемов. Проблемой комиссии Союзного значения "Научные основы гигиены окружающей среды" АМН СССР при головном учреждении - НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР.
3.3. Заявки на разработку гигиенических регламентов (ПДК или ОБУВ) для химических соединений в воде водных объектов представляются в Секцию "Гигиена воды и санитарная охрана водоемов" учреждениями различных министерств и ведомств с указанием очередности проведения исследования. В "Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" N 1166-74 указано, что при отсутствии утвержденных нормативов к началу проектирования, водопользователи (промышленные и другие предприятия) должны обеспечить исследования для обоснования ПКД веществ, содержащихся в сточных водах, в воде. Заявки представляются по установленной форме "Заявки на разработку ПДК и ОБУВ химических соединений в воде водных объектов" N 2454-81, и затем распределяются Секцией между научно-исследовательскими учреждениями соответствующего профиля. Секция может давать задание на обоснование нормативов также на основе информации о новых веществах, полученной от органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием водных объектов. Допускается выполнение работ на хоздоговорных началах при прямой связи заказчика с исполнителями в научно-исследовательских и учебных учреждениях при своевременном направлении информации в Секцию о выполняемой работе.
3.4. Исследования по обоснованию ПДК проводятся в соответствии с Методическими указаниями и Методическими рекомендациями, определяющими объем и направление выполняемых работ (Приложение 1). Соблюдение правил и рекомендаций, изложенных в методической документах, не исключает инициативы авторов исследований в использовании новых методов, адекватных особенностям биологического действия изучаемых веществ.
3.5. Обоснование ОБУВ проводится по схеме этапного исследования при гигиеническом нормировании веществ в воде. Для расчета и экспресс-экспериментального прогноза безвредных уровней веществ используются формулы и методы, апробированные и одобренные в Секции. Для веществ, представляющих потенциальную опасность развития отдаленных эффектов (концерогенного, мутагенного, эмбриотоксического и др.), ОБУВ не разрабатываются.
3.6. По окончании исследований материалы по научному обоснованию нормативов веществ в воде направляются в указанную выше Секцию, где проводится их рецензирование. В соответствии с заключением рецензента, в случае необходимости, авторы исправляют или дополняют материалы новыми данными, а после получения окончательного заключения работа рассматривается на бюро или пленуме Секции. Заключение Секции направляется в Минздрав СССР на утверждение не реже 1 раза в 2 года в виде дополнительных перечней ПДК.
3.7. ОБУВ утверждается на срок не более трех лет. При внедрении вещества в действующие технологические процессы водопользователь должен обеспечить организацию исследований с целью замены ОБУВ на ПДК (см. п. 3.3).
3.8. Выдача заинтересованным организациям, предприятиям, министерствам и ведомствам институтами-разработчиками не утвержденных ОБУВ и ПДК запрещается.
Заместитель Министра |
Н.П. Бургасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (утв. Заместителем министра здравоохранения СССР - Главным государственным санитарным врачом СССР 24 октября 1983 г. N 2932-83)
Текст ГН (Гигиенических нормативов) официально опубликован не был